- Виды запорной арматуры: краны, клапаны, заслонки и задвижки. Их характеристики
- Основные виды запорной арматуры
- Разновидности запорной арматуры по назначению
- Шаровые и пробковые краны
- Запорный клапан
- Заслонки
- Задвижки
- Вентиль и задвижка: чем отличаются
- Вентиль и задвижка: чем отличаются
- Конструкция и особенность вентиля
- Конструкция и особенности задвижки
- Отличие задвижки и вентиля
- Чем отличается задвижка от вентиля
- Чем отличается кран от других видов арматуры
- 💡 Видео
Видео:КАКАЯ БЫВАЕТ ТРУБОПРОВОДНАЯ АРМАТУРА? | ТЕОРИЯ #1Скачать
Виды запорной арматуры: краны, клапаны, заслонки и задвижки. Их характеристики
Запорная арматура — это разные, с конструктивной точки зрения, приспособления, которые применяются для регулировки или полного перекрытия потока рабочей среды в трубопроводной конструкции. Среда, транспортируемая по коммуникации, может быть трёх видов: жидкой, парообразной, газовой. Эти изделия монтируются на трубопроводы с разными показателями давления и используются практически во всех случаях.
Без запорной арматуры невозможно функционирование трубопроводов любого назначения и типа
Видео:Какой кран лучше - Задвижка - Вентиль - ШаровойСкачать
Основные виды запорной арматуры
На сегодняшний день существует множество изделий, которые относятся к одному большому строительному сегменту — запорной арматуре. Такие приспособления используются в различных сферах человеческой деятельности; в большинстве случаев являются незаменимыми. Запорная арматура может производиться из разных материалов. Рассмотрим их:
В пластиковых коммуникациях эксплуатируются элементы пластиковой запорной арматуры. Запорная трубная арматура классифицируется по двум основным показателям, первый из которых — эксплуатационная область. Рассмотрим основные разновидности трубопроводной арматуры в зависимости от области использования:
1. Промышленная. Такие изделия используются для различных целей на производствах, а также в народном хозяйстве. Изготавливается промышленная арматура серийно в больших объёмах для водопроводов, коммуникаций, транспортирующих пар, отопительных линий и т. д.
2. Общепромышленная. Такая запорная арматура используется в нестандартных условиях. Например, в коммуникациях с высокими показателями давления, температуры, при низких температурах, в трубопроводных конструкциях, которые осуществляют транспортировку агрессивных химических веществ, токсичных и радиоактивных продуктов. К этой разновидности запорных изделий можно отнести:
- устойчивые к коррозийным воздействиям;
- криогенные;
- фонтанные;
- изделия с обогревом;
- арматуру для сыпучих сред.
Общепромышленная арматура — это устройства, работающие в нестандартных условиях
3. Специальная. К этой разновидности запорных приспособлений относится продукция, изготовленная по спецзаказу. Её эксплуатационные особенности, как правило, указывается в техническом регламенте.
4. Судовая. Такая запорная арматура используется на речных и морских судах. Изделия, относящиеся к судовой запорной арматуре должны обладать определённым весом, стойкостью к специфическим условиям использования (например, к вибрации).
5. Сантехническая. Самая распространённая разновидность запорной арматуры, которую используют в хозяйственно-бытовых целях. Устанавливаются такие приспособления на различных коммуникациях и приборах, которые эксплуатируются потребителями. Любая сантехника для нормальной эксплуатации нуждается в такой арматуре. В противном случае она не будет функционировать.
Обратите внимание! Производство запорной арматуры этого типа выполняется в промышленных масштабах на предприятиях.
Такая арматура отличается небольшими показателями сечения. Её управление выполняется в большинстве случаев вручную (запорная арматура сантехники), однако, есть и исключения: газовая арматура (защитные клапаны), регуляторы давления.
Сантехническая арматура отличается наибольшими размерами сечения
Видео:Запорная арматура РЕМПОЖ: задвижки, затворы, краны, клапаны, вентили, фильтрыСкачать
Разновидности запорной арматуры по назначению
Кроме эксплуатационной области, существует ещё один показатель, по которому классифицируются все изделия этого типа — назначение. По назначению выделяют следующие разновидности запорной арматуры:
- Запорная. Используется для полного перекрытия потока рабочей среды в коммуникации. Такая арматура должна иметь хорошие герметизационные показатели и отличаться высокой надёжностью.
- Регулирующая. Применяется для контролируемого регулирования расхода рабочей среды внутри конкретной коммуникации. Регулировка осуществляется за счёт изменения рабочих параметров, к которым можно отнести:
- температура;
- давление.
- Распределительно-смесительная. Такая арматура используется для разграничения потока рабочей среды по разным направлениям или же, наоборот, для соединения потоков воедино.
- Предохранительная. Предохранительная или защитная арматура используется для автоматической защиты коммуникаций и различных приборов от перегрузок, которые вызываются повышенным давлением. Такие изделия способны сбрасывать излишки давления рабочей среды.
- Отсечная. Предназначается для полного отключения потока рабочей среды (независимо от агрегатного состояния). Такая арматура, кроме полной отсечки рабочей среды, может осуществлять её регулировку.
- Фазоразделительная. Используется такая арматура для автоматического разделения рабочей среды. К такой арматуре можно отнести:
- изделия, осуществляющие отвод конденсата;
- маслоотделители.
Читайте также: От чего клапан slp 15
Конденсатоотводчики разных типов относятся к фазоразделительной арматуре
Видео:Клапан запорный(вентиль)Скачать
Шаровые и пробковые краны
Такие краны монтируются на коммуникациях, которые транспортируют различные среды: воду, пар, а также газ. К основным характеристикам этих изделий можно отнести небольшие габариты и малые показатели сопротивления. Вес таких изделий в зависимости от размеров может быть от 0,8 до 8,6 кг.
На сегодняшний день наиболее распространёнными считаются шаровые и пробковые краны. По варианту герметизации они классифицируются на два типа:
Существует три способа стыковки такой запорной арматуры с трубопроводом:
- посредством соединительного фитинга (муфты);
- с помощью фланца;
- с помощью специального сварочного оборудования (приварной метод).
Пробковый кран (вентиль) используется, как правило, для коммуникаций, которые транспортируют природный газ. Рабочие показатели температуры для такой запорной газовой арматуры доходят до +50 °C. Монтаж запорной арматуры этого типа производится в любом необходимом положении с помощью муфт. Выполняются они в основном из чугуна и способны выдерживать давление, равное 0,1 МПа (1 атмосфера).
Вентили и краны имеют различную конструкцию в зависимости от назначения
Установка фланцевых кранов разрешается на трубопроводы с рабочей температурой от −40 до +70 °C. Регулируются краны дистанционно, однако, возможен вариант ручного управления изделием при помощи специального маховика. Ремонт запорной арматуры этого типа выполняется довольно просто потому, что при монтаже можно выбрать удобное положение, позволяющее произвести это мероприятие оперативно.
Обратите внимание! Фланцевые модели производятся преимущественно из стали, которая обладает высокими прочностными характеристиками. Такие устройства монтируются на трубопровод посредством специальных элементов — фланцев (отсюда и название).
Сальниковые модели производятся из чугуна и монтируются на трубопровод посредством муфт. Такие краны эксплуатируются на водо- и нефтепроводах. Температурные показатели, при которых осуществляет свою работу сальниковый кран, могут доходить до +100 °C. Сальник изготавливается из чугуна и наполняется, как правило, резиной или пенькой. Допустимое давление рабочей среды для таких моделей составляет 1,0 МПа (10 атмосфер).
Как уже было сказано выше, шаровые модели характеризуются малыми показателями сопротивления, однако, качество этих изделий очень высокое. Их используют даже в коммуникациях, которые отличаются большими показателями сечения. Производятся такие краны из чугуна, а уплотнительные элементы из специального вещества — фторопласта. Показатели рабочего давления для таких приспособлений составляют 1,0 МПа, а эксплуатационная температура доходит до 100 °C.
Фланцевые вентили устанавливаются на магистрали, работающие под высоким давлением или температурой
Видео:Принцип работы шиберной задвижкиСкачать
Запорный клапан
На сегодняшний день наиболее распространёнными считаются запорные клапаны, которые регулируются посредством маховика или же в некоторых случаях — электропривода. Однако встречаются модели, управление которых производится дистанционным способом. Запорные клапаны — очень популярная арматура для канализационных коммуникаций. Для канализации используется различная по материалу запорная арматура, в том числе и пластиковая. Однако чаще всего применяются изделия из чугуна.
Такие устройства оснащаются специальным уплотнительным кольцом, которое изготавливается из фторопласта, резинового материала или кожи. Монтируется запорная чугунная и пластиковая арматура с электроприводом на трубопроводных конструкциях, транспортирующих воду, пар, воздух и т. д. Устанавливается такой вентиль на трубу с помощью муфт.
Температура рабочей среды запорной арматуры для канализации составляет не больше 50 °C. Продукция, регулируемая электроприводом, монтируется на коммуникации, транспортирующие рабочую среду при температуре +45 °C. Все разновидности запорной арматуры (вентилей и задвижек) в большинстве случаев выполняются из чугунного материала и используются для напорных и безнапорных канализационных коммуникаций.
Читайте также: Клапан балансировочный ручной фланцевый ду40
Запорные клапаны больших диаметров оснащаются электроприводом для простоты управления им
Видео:Что означают надписи на задвижках, клапанах и проч.?Скачать
Заслонки
Эти изделия эксплуатируются в коммуникациях, которые имеют показатели сечения до 2200 мм. Рассмотрим основные преимущества использования заслонок:
- простота монтажа;
- ремонт запорной арматуры этого типа довольно прост;
- малый вес;
- компактность;
- легкоуправляемость;
- демократичная цена.
Полезная информация! В большинстве случаев регулировка заслонок производится вручную, однако, некоторые модели оснащаются на производстве гидравлическими или пневматическими приводами.
Существуют заслонки, регулируемые с помощью электроприводов. Такие модели применяются в коммуникациях, показатели сечения которых, варьируют от 300 до 1600 мм, а давление рабочей среды составляет примерно 1,0 МПа.
Трубопроводные конструкции, осуществляющие транспортировку воды, оснащаются специальными бесфланцевыми заслонками, которые способны функционировать при давлении 1,0 МПа. Такие модели оснащаются резиновым уплотнительным кольцом, посредством которого достигаются необходимые герметизационные показатели. Модели, которые регулируются вручную, монтируются на трубопровод в любом положении, а модели, регулируемые дистанционно, устанавливаются электроприводом вверх.
Помимо фланцевого способа стыковки этого изделия с коммуникацией, существует также сварочный метод. Изготавливаются эти приспособления из чугуна или стали.
Видео:ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЗАДВИЖКА ОТ ВЕНТИЛЯСкачать
Задвижки
Задвижки отличаются небольшой длиной и используются, как правило, на магистральных трубопроводах, технологических коммуникациях. Эти приспособления оснащаются специальным конструктивным элементом — шпинделем.
Задвижки чаще всего монтируют в трубопроводах технологического назначения
Шпиндель может быть двух типов:
Монтаж таких приспособлений на трубопроводную конструкцию осуществляется посредством фланцев. Материал, из которого изготавливаются задвижки, может быть разным, однако, наиболее распространены чугунные изделия. Эти приспособления эксплуатируются в коммуникациях, транспортирующих:
- топливный газ;
- коксовый газ;
- нефть и масло.
В первом случае применяются задвижки, которые способны выдерживать температуру рабочей среды до 100 °C. Такие задвижки являются клиновидными двухдисковыми и оснащаются невыдвижным шпинделем. Показатель давления, при которых способны функционировать эти изделия, составляет 0,6 МПа (6 атмосфер). Регулировка этих изделий выполняется вручную.
Задвижки, монтируемые на трубопроводные конструкции, которые осуществляют транспортировку коксового газа, отличаются выдвижным шпинделем. Регулировка таких приспособлений производится посредством электропривода. Изделия, показатели сечения которых составляют 1300 мм, способны выдерживать давление в 1,8 МПа при температуре 200 °C. А детали с показателем сечения 1500 мм выдерживают давление 0,05 МПа при температуре среды 85 °C.
Для коммуникаций, которые осуществляют транспортировку нефти или же масла, используют задвижки из стали. Шпиндель в таких приспособлениях является выдвижным, также они имеют специальные патрубки. Температурная сопротивляемость таких задвижек является довольно высокой — они способны функционировать при температуре рабочей среды до 250 °C.
Видео:Запорная арматура! Кран шаровый, вентильный или задвижка? Какой кран лучше?Скачать
Вентиль и задвижка: чем отличаются
Видео:Классификация трубопроводной арматурыСкачать
Вентиль и задвижка: чем отличаются
Некоторые виды запорной арматуры схожи внешне и по назначению, что усложняет выбор подходящей детали для трубопровода. Разобраться, чем отличаются вентиль и задвижка можно путём рассмотрения особенностей их конструкций.
Запорная арматура в широком ассортименте представлена у нас на сайте.
Видео:Задвижка PN 16 1" Valtec VT.012.G.06Скачать
Конструкция и особенность вентиля
Чтобы правильно выбрать трубопроводный вентиль, нужно знать, как он устроен. Конструкция включает следующие узлы:
Управляется арматура с помощью штурвала (или приводным электродвигателем). При его прокрутке начинает двигаться шпиндель, передавая силу воздействия на золотниковый затвор. Таким образом, происходит перекрытие седла, находящегося внутри корпуса.
Различают следующие виды вентилей:
Первый вариант может только перекрывать/открывать поток, второй способен дополнительно выполнять регулировку для ограничения прохода воды/газа в трубе.
По способу подключения патрубков к трубе арматура бывает:
Классификация по способу изготовления и материалу:
- методом литья (чугун, алюминиевые, латунные сплавы);
- штамповано-сварные (сталь).
Поток среды в запорной арматуре перекрывается в два оборота на 90 градусов против направления движения, что создаёт высокое гидравлическое сопротивление. По этой причине применение вентилей ограничивается короткими трубопроводами, системами агрегатов.
Читайте также: Клапан кондиционера пежо 3008
Особенности рассматриваемого вида арматуры:
- минимальный износ уплотнений;
- короткий ход шпинделя при закрытии затвора;
- надёжная герметичность.
Справка! Проходной диаметр вентилей ограничен. На трубопроводах диаметром более 150 мм их не применяют.
К нюансам использования арматуры относится наличие застойных зон, где могут скапливаться загрязнения.
Видео:Задвижка клиновая - принцип действияСкачать
Конструкция и особенности задвижки
Данный вид арматуры применяют для закрытия хода среды в трубе, его восстановления. Сфера применения схожая с оппонентом – магистрали, короткие ветки трубопроводов хозяйственного назначения.
Просвет внутри трубы перекрывается клином, который движется перпендикулярно потоку рабочей среды. Корпус имеет цилиндрическую форму. Вода/газ проходят через него прямо. Благодаря такой конструкции существенно снижается гидравлическое сопротивление. При этом расширяется область применения: диаметр трубопроводов может достигать от 15 мм до 2 м. Большое сечение используется преимущественно в магистральных коммуникациях, где ценятся низкие энергетические потери при подаче газов или жидкостей на большие расстояния.
Справка! Виды задвижек и вентилей по способу подсоединения к трубопроводу одинаковые (муфтовые, фланцевые, под приварку).
Из нюансов задвижек выделяются:
- быстрый износ уплотнителей в процессе эксплуатации;
- выдвижной шпиндель требует запаса свободного пространства над трубой;
- опасность заклинивания из-за загрязнения или при низких температурах;
- интервал времени, требуемый для закрытия/открытия штурвала.
По типу затвора задвижки классифицируются по категориям:
- клиновидные – сёдла по отношению друг к другу располагаются под углом;
- параллельные – диски затвора, сёдла расположены параллельно;
- шиберные – конструкция с единственным запирающимся диском;
- шланговые – перекрытие потока осуществляется путём передавливания затвором гибкого шланга.
Классификация по способу изготовления и материалу запорная арматура делится на две группы:
- литые (чугун, алюминиевые, стальные сплавы);
- штамповано-сварные (сталь).
Видео:Школа арматурного профессионализма. Клиновая задвижка. Особенности, достоинства и недостатки.Скачать
Отличие задвижки и вентиля
Оба вида запорной арматуры применяются для перекрытия/открытия потока среды. Однако вентили способны при этом регулировать его интенсивность. Нет разницы и в способе управления. Оба варианта работают в ручном режиме или с применением приводных механизмов. Отсутствуют изменения в видах подсоединений к трубам.
Видео:Принцип работы вентиля (клапана запорного). Принцип действия клапанов, вентилей фланцевых, муфтовыхСкачать
Чем отличается задвижка от вентиля
Критерии | Вентиль | Задвижка |
Гидравлическое сопротивление | высокое | низкое |
Строение корпуса | сложная конструкция | простая конструкция |
Направление движения запора | параллельно среде | перпендикулярно среде |
Наличие застойных зон | есть | нет |
Сложность обеспечения герметичности | легко | сложно |
Места установки | на прямых трубах и угловых соединениях (угол 90°) | только на прямых участках трубопровода |
Нужно ли учитывать ход среды при монтаже | да (метка на корпусе должна соответствовать направлению хода среды) | нет |
Строительная длина | превышает показатель оппонента в 1,5 раза | малая |
Типы вентилей и задвижек различные. Расхождения объясняются формой запоров и принципом их функционирования.
Чем отличается кран от других видов арматуры
Разобраться, чем отличается кран от вентиля и задвижки можно, рассмотрев особенности их конструкций.
Устройство задвижки, вентиля и крана во многом схожи. Между тем имеются принципиальные отличия, которые наблюдаются в функциональности, принципе работы.
В качестве затвора крана используется шар или конус в виде пробки. Благодаря особенному устройству есть возможность осуществлять регулировку потока, как и в случае с вентилем. Но преимущество последнего заключается в плавной настройке и способности частичного перекрытия среды. Кран такими функциями не обладает. Задвижки действуют только на открытие/перекрытие.
Справка! Для установки на трубы большого диаметра подходят задвижки. У оппонентов параметры сечения трубопровода ограниченные.
Краны оснащаются рукояткой, а не маховиками. Частые перетягивания затвора провоцируют быстрый износ уплотнителей у запорной арматуры любого вида, но срок эксплуатации шарового крана выше. По части ремонтопригодности он проигрывает, так как после выхода из строя подлежит замене.
Если резюмировать, чем отличается задвижка от вентиля простыми словами – конструкцией запорного элемента, направлением его движения. Это главное отличие, вносимое корректировки в область применения арматуры, порядок её эксплуатации.
💡 Видео
⛲️🔵 Вентиль (Запорный клапан) Zetkama 215 видео обзор Вентиль чугунный фланцевыйСкачать
ЭЛЕКТРОКРАН.ШАРОВОЙ КРАН С ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ!!!Скачать
Обратный канализационный клапан Обзор!Скачать
Все виды трубопроводной арматуры!Скачать
Клапан запорный, вентиль. Видеообзор торговой марки UKSPARСкачать
Задвижка чугунная фланцевая, запорный клапан с 4-мя отверстиями на фланцахСкачать
Шаровой кранСкачать