- Виды запорной арматуры: краны, клапаны, заслонки и задвижки. Их характеристики
- Основные виды запорной арматуры
- Разновидности запорной арматуры по назначению
- Шаровые и пробковые краны
- Запорный клапан
- Заслонки
- Задвижки
- Запорная арматура трубопроводов ее разновидности и особенности
- Запорные устройства: классификация и применением
- Вентили
- Задвижки
- Клапаны
- Краны
- Задвижка
- Вентиль
- Кран шаровой запорный
- Клапан
- Затворы
- Промышленная запорная арматура для труб – в чем ее особенности?
- Типы трубопроводной арматуры
- Разновидности арматуры запорного типа
- Классификация кранов
- Использование вентилей
- Предназначение и разновидности задвижек
- Назначение заслонок
- Условия хранения запорной арматуры и ее монтаж
- 🎥 Видео
Видео:Что означают надписи на задвижках, клапанах и проч.?Скачать
Виды запорной арматуры: краны, клапаны, заслонки и задвижки. Их характеристики
Запорная арматура — это разные, с конструктивной точки зрения, приспособления, которые применяются для регулировки или полного перекрытия потока рабочей среды в трубопроводной конструкции. Среда, транспортируемая по коммуникации, может быть трёх видов: жидкой, парообразной, газовой. Эти изделия монтируются на трубопроводы с разными показателями давления и используются практически во всех случаях.
Без запорной арматуры невозможно функционирование трубопроводов любого назначения и типа
Видео:Какой кран лучше - Задвижка - Вентиль - ШаровойСкачать
Основные виды запорной арматуры
На сегодняшний день существует множество изделий, которые относятся к одному большому строительному сегменту — запорной арматуре. Такие приспособления используются в различных сферах человеческой деятельности; в большинстве случаев являются незаменимыми. Запорная арматура может производиться из разных материалов. Рассмотрим их:
В пластиковых коммуникациях эксплуатируются элементы пластиковой запорной арматуры. Запорная трубная арматура классифицируется по двум основным показателям, первый из которых — эксплуатационная область. Рассмотрим основные разновидности трубопроводной арматуры в зависимости от области использования:
1. Промышленная. Такие изделия используются для различных целей на производствах, а также в народном хозяйстве. Изготавливается промышленная арматура серийно в больших объёмах для водопроводов, коммуникаций, транспортирующих пар, отопительных линий и т. д.
2. Общепромышленная. Такая запорная арматура используется в нестандартных условиях. Например, в коммуникациях с высокими показателями давления, температуры, при низких температурах, в трубопроводных конструкциях, которые осуществляют транспортировку агрессивных химических веществ, токсичных и радиоактивных продуктов. К этой разновидности запорных изделий можно отнести:
- устойчивые к коррозийным воздействиям;
- криогенные;
- фонтанные;
- изделия с обогревом;
- арматуру для сыпучих сред.
Общепромышленная арматура — это устройства, работающие в нестандартных условиях
3. Специальная. К этой разновидности запорных приспособлений относится продукция, изготовленная по спецзаказу. Её эксплуатационные особенности, как правило, указывается в техническом регламенте.
4. Судовая. Такая запорная арматура используется на речных и морских судах. Изделия, относящиеся к судовой запорной арматуре должны обладать определённым весом, стойкостью к специфическим условиям использования (например, к вибрации).
5. Сантехническая. Самая распространённая разновидность запорной арматуры, которую используют в хозяйственно-бытовых целях. Устанавливаются такие приспособления на различных коммуникациях и приборах, которые эксплуатируются потребителями. Любая сантехника для нормальной эксплуатации нуждается в такой арматуре. В противном случае она не будет функционировать.
Обратите внимание! Производство запорной арматуры этого типа выполняется в промышленных масштабах на предприятиях.
Такая арматура отличается небольшими показателями сечения. Её управление выполняется в большинстве случаев вручную (запорная арматура сантехники), однако, есть и исключения: газовая арматура (защитные клапаны), регуляторы давления.
Сантехническая арматура отличается наибольшими размерами сечения
Видео:КАКАЯ БЫВАЕТ ТРУБОПРОВОДНАЯ АРМАТУРА? | ТЕОРИЯ #1Скачать
Разновидности запорной арматуры по назначению
Кроме эксплуатационной области, существует ещё один показатель, по которому классифицируются все изделия этого типа — назначение. По назначению выделяют следующие разновидности запорной арматуры:
- Запорная. Используется для полного перекрытия потока рабочей среды в коммуникации. Такая арматура должна иметь хорошие герметизационные показатели и отличаться высокой надёжностью.
- Регулирующая. Применяется для контролируемого регулирования расхода рабочей среды внутри конкретной коммуникации. Регулировка осуществляется за счёт изменения рабочих параметров, к которым можно отнести:
- температура;
- давление.
- Распределительно-смесительная. Такая арматура используется для разграничения потока рабочей среды по разным направлениям или же, наоборот, для соединения потоков воедино.
- Предохранительная. Предохранительная или защитная арматура используется для автоматической защиты коммуникаций и различных приборов от перегрузок, которые вызываются повышенным давлением. Такие изделия способны сбрасывать излишки давления рабочей среды.
- Отсечная. Предназначается для полного отключения потока рабочей среды (независимо от агрегатного состояния). Такая арматура, кроме полной отсечки рабочей среды, может осуществлять её регулировку.
- Фазоразделительная. Используется такая арматура для автоматического разделения рабочей среды. К такой арматуре можно отнести:
- изделия, осуществляющие отвод конденсата;
- маслоотделители.
Конденсатоотводчики разных типов относятся к фазоразделительной арматуре
Видео:Врезка в ПЭ (ПНД ) трубы под давлением или без. Подключение дома к водопроводу, газопроводу. Кран ПЭСкачать
Шаровые и пробковые краны
Такие краны монтируются на коммуникациях, которые транспортируют различные среды: воду, пар, а также газ. К основным характеристикам этих изделий можно отнести небольшие габариты и малые показатели сопротивления. Вес таких изделий в зависимости от размеров может быть от 0,8 до 8,6 кг.
На сегодняшний день наиболее распространёнными считаются шаровые и пробковые краны. По варианту герметизации они классифицируются на два типа:
Существует три способа стыковки такой запорной арматуры с трубопроводом:
- посредством соединительного фитинга (муфты);
- с помощью фланца;
- с помощью специального сварочного оборудования (приварной метод).
Пробковый кран (вентиль) используется, как правило, для коммуникаций, которые транспортируют природный газ. Рабочие показатели температуры для такой запорной газовой арматуры доходят до +50 °C. Монтаж запорной арматуры этого типа производится в любом необходимом положении с помощью муфт. Выполняются они в основном из чугуна и способны выдерживать давление, равное 0,1 МПа (1 атмосфера).
Вентили и краны имеют различную конструкцию в зависимости от назначения
Установка фланцевых кранов разрешается на трубопроводы с рабочей температурой от −40 до +70 °C. Регулируются краны дистанционно, однако, возможен вариант ручного управления изделием при помощи специального маховика. Ремонт запорной арматуры этого типа выполняется довольно просто потому, что при монтаже можно выбрать удобное положение, позволяющее произвести это мероприятие оперативно.
Обратите внимание! Фланцевые модели производятся преимущественно из стали, которая обладает высокими прочностными характеристиками. Такие устройства монтируются на трубопровод посредством специальных элементов — фланцев (отсюда и название).
Сальниковые модели производятся из чугуна и монтируются на трубопровод посредством муфт. Такие краны эксплуатируются на водо- и нефтепроводах. Температурные показатели, при которых осуществляет свою работу сальниковый кран, могут доходить до +100 °C. Сальник изготавливается из чугуна и наполняется, как правило, резиной или пенькой. Допустимое давление рабочей среды для таких моделей составляет 1,0 МПа (10 атмосфер).
Как уже было сказано выше, шаровые модели характеризуются малыми показателями сопротивления, однако, качество этих изделий очень высокое. Их используют даже в коммуникациях, которые отличаются большими показателями сечения. Производятся такие краны из чугуна, а уплотнительные элементы из специального вещества — фторопласта. Показатели рабочего давления для таких приспособлений составляют 1,0 МПа, а эксплуатационная температура доходит до 100 °C.
Читайте также: Из чего сделать клапан для паяльной лампы
Фланцевые вентили устанавливаются на магистрали, работающие под высоким давлением или температурой
Видео:Правильный монтаж фитинга ПНД с шаровым краномСкачать
Запорный клапан
На сегодняшний день наиболее распространёнными считаются запорные клапаны, которые регулируются посредством маховика или же в некоторых случаях — электропривода. Однако встречаются модели, управление которых производится дистанционным способом. Запорные клапаны — очень популярная арматура для канализационных коммуникаций. Для канализации используется различная по материалу запорная арматура, в том числе и пластиковая. Однако чаще всего применяются изделия из чугуна.
Такие устройства оснащаются специальным уплотнительным кольцом, которое изготавливается из фторопласта, резинового материала или кожи. Монтируется запорная чугунная и пластиковая арматура с электроприводом на трубопроводных конструкциях, транспортирующих воду, пар, воздух и т. д. Устанавливается такой вентиль на трубу с помощью муфт.
Температура рабочей среды запорной арматуры для канализации составляет не больше 50 °C. Продукция, регулируемая электроприводом, монтируется на коммуникации, транспортирующие рабочую среду при температуре +45 °C. Все разновидности запорной арматуры (вентилей и задвижек) в большинстве случаев выполняются из чугунного материала и используются для напорных и безнапорных канализационных коммуникаций.
Запорные клапаны больших диаметров оснащаются электроприводом для простоты управления им
Видео:Запорная арматура! Кран шаровый, вентильный или задвижка? Какой кран лучше?Скачать
Заслонки
Эти изделия эксплуатируются в коммуникациях, которые имеют показатели сечения до 2200 мм. Рассмотрим основные преимущества использования заслонок:
- простота монтажа;
- ремонт запорной арматуры этого типа довольно прост;
- малый вес;
- компактность;
- легкоуправляемость;
- демократичная цена.
Полезная информация! В большинстве случаев регулировка заслонок производится вручную, однако, некоторые модели оснащаются на производстве гидравлическими или пневматическими приводами.
Существуют заслонки, регулируемые с помощью электроприводов. Такие модели применяются в коммуникациях, показатели сечения которых, варьируют от 300 до 1600 мм, а давление рабочей среды составляет примерно 1,0 МПа.
Трубопроводные конструкции, осуществляющие транспортировку воды, оснащаются специальными бесфланцевыми заслонками, которые способны функционировать при давлении 1,0 МПа. Такие модели оснащаются резиновым уплотнительным кольцом, посредством которого достигаются необходимые герметизационные показатели. Модели, которые регулируются вручную, монтируются на трубопровод в любом положении, а модели, регулируемые дистанционно, устанавливаются электроприводом вверх.
Помимо фланцевого способа стыковки этого изделия с коммуникацией, существует также сварочный метод. Изготавливаются эти приспособления из чугуна или стали.
Видео:Классификация трубопроводной арматурыСкачать
Задвижки
Задвижки отличаются небольшой длиной и используются, как правило, на магистральных трубопроводах, технологических коммуникациях. Эти приспособления оснащаются специальным конструктивным элементом — шпинделем.
Задвижки чаще всего монтируют в трубопроводах технологического назначения
Шпиндель может быть двух типов:
Монтаж таких приспособлений на трубопроводную конструкцию осуществляется посредством фланцев. Материал, из которого изготавливаются задвижки, может быть разным, однако, наиболее распространены чугунные изделия. Эти приспособления эксплуатируются в коммуникациях, транспортирующих:
- топливный газ;
- коксовый газ;
- нефть и масло.
В первом случае применяются задвижки, которые способны выдерживать температуру рабочей среды до 100 °C. Такие задвижки являются клиновидными двухдисковыми и оснащаются невыдвижным шпинделем. Показатель давления, при которых способны функционировать эти изделия, составляет 0,6 МПа (6 атмосфер). Регулировка этих изделий выполняется вручную.
Задвижки, монтируемые на трубопроводные конструкции, которые осуществляют транспортировку коксового газа, отличаются выдвижным шпинделем. Регулировка таких приспособлений производится посредством электропривода. Изделия, показатели сечения которых составляют 1300 мм, способны выдерживать давление в 1,8 МПа при температуре 200 °C. А детали с показателем сечения 1500 мм выдерживают давление 0,05 МПа при температуре среды 85 °C.
Для коммуникаций, которые осуществляют транспортировку нефти или же масла, используют задвижки из стали. Шпиндель в таких приспособлениях является выдвижным, также они имеют специальные патрубки. Температурная сопротивляемость таких задвижек является довольно высокой — они способны функционировать при температуре рабочей среды до 250 °C.
Видео:Все виды трубопроводной арматуры!Скачать
Запорная арматура трубопроводов ее разновидности и особенности
Видео:Как установить ПНД фитинг на трубуСкачать
Запорные устройства: классификация и применением
Основные виды запорной арматуры для трубопроводов — задвижки, вентили, клапаны, краны и затворы. Для задвижек характерно движение запирающего элемента под прямым углом к продольной оси трубы, для клапанов — параллельно.
Вентили
Возможно применение вентилей на запорных изделиях диаметром до 0,3 м. Часто они применяются в конечных (тупиковых) участках системы во время ремонта. Запирающий элемент, нередко представляющий собой тело вращения или его часть, поворачивается вокруг оси, расположенной по отношению к оси трубы под произвольным углом. Могут использоваться вентили в качестве не только запорной, но и регулирующей арматуры.
Задвижки
Задвижки — это запорные элементы небольшой длины, предназначенные для работы в системах с малым гидравлическим сопротивлением.
По конструкции они бывают клиновыми (с составным, упругим, цельным клином) и параллельными (шиберными). В системах с небольшим давлением применяются задвижки последнего типа.
Основное предназначение задвижек — выполнять запорные функции; в большинстве случаев как регулирующие элементы они не используются. Во время работы задвижки могут быть выставлены в две возможные позиции: закрыто или открыто.
Лучше всего применять такие элементы в полнопроходных системах, то есть при отсутствии уменьшения сечения труб в патрубках. Например, задвижки идеальны для использования в магистральных трубопроводах, где рабочая среда перемещается непрерывно и с высокой скоростью.
Отличительная конструктивная особенность задвижки – присутствие шпинделя, который, в зависимости от конструкции, выдвигается или нет.
Как уже отмечалось, задвижки бывают двух основных типов: шиберные и клиновые.
В конструкцию шиберных элементов включён металлический клин, при движении разрезающий инородные элементы рабочей среды. Шиберными задвижками оснащаются трубопроводы для фекальных стоков, целлюлозно-бумажного производства и т.д.
В случае же необходимости проведения периодического ремонта элементов системы устанавливают клиновые задвижки, состоящие из чугунного корпуса, внутри которого установлен соединённый с клином вращающийся шпиндель. Клиновые задвижки используют при обслуживании систем транспортировки газов и жидкостей, не реагирующих с материалом изготовления трубопровода. Корпус и крышка таких изделий свариваются из вырезанных из листовой коррозионностойкой или углеродистой стали деталей.
Клапаны
Предназначение клапанов – открываться и закрываться при определённых условиях, например, при достижении какого-либо уровня давления или смене направления движения рабочей среды.
Изделия подразделяют на одно- и двухсёдельные, причём обычно в производстве используется второй тип, одновременно осуществляющий распределительные и регулирующие функции.
Основываясь на направлении протекания рабочей среды, клапаны делят на угловые (направление меняется на 90°), проходные (направление не меняется) и прямоточные (линия движения среды выпрямляется).
Чтобы полностью перекрыть движение потока внутри труб, используют запорные клапаны. Эта арматура обеспечивает максимальную надёжность и герметичность системы.
Читайте также: Порядок откручивания болтов гбц ваз 2110 8 клапанов
Если возникает необходимость не допустить смены движения рабочей среды (к примеру, при выходе из строя насоса и повреждении или обрыве несущего канала), используют обратные клапаны.
С помощью регулирующих клапанов можно контролировать количество подаваемой в систему жидкости или газа, изменяя размер входного отверстия.
Запорно-регулирующие клапаны, как ясно из названия, осуществляют одновременно две функции.
Краны
Более универсальный вариант трубопроводной арматуры – краны. Их можно использовать как запорные, регулирующие или распределительные устройства. Подходят краны для любых, в том числе вязких, жидкостей и газов. Ремонт этих приспособлений требует больших усилий и наличия опыта.
Краны состоят из затвора (или пробки) шарообразной, конусообразной или цилиндрической геометрии, с отверстием в центре, и корпуса. Производятся эти запорные элементы из латуни, бронзы, чугуна и стали, а в случае более агрессивных внутренних условий – из фарфора или специального пластика.
Краны принято подразделять на группы в зависимости от:
- направления движения потока и количества патрубков (проходные, трёхходовые, угловые, многоходовые);
- принципа движения затвора (с отжимом, или подъёмом, или с вращением, без подъёма, затвора);
- способа управления (ручные, с электро-, пневмо-, гидроприводами);
- геометрии затвора (игольчатые, конусные, шаровые, цилиндрические);
- способа обеспечения герметичности (сальниковые или натяжные).
Классификация деталей для остановки потока газов, жидкостей выполняется по разным факторам. Виды запорной арматуры по способу соединения:
Форма фланцев может быть треугольной, квадратной, круглой.
Задвижка
Тип запорной арматуры, который устанавливается на магистральных трубопроводах. Главный технический элемент — шпиндель. Он может быть неподвижным или выдвижным. Задвижки могут отличаться техническими характеристиками, устойчивостью к агрессивным средам.
Может возникнуть вопрос — чем отличается задвижка от заслонки. В этом плане главные различия кроются в меньшем количестве деталей у заслонок. Благодаря этому они реже ломаются.
Задвижки не изготавливаются из материалов устойчивых к химикатам. Из-за этого их используются только для создания систем водоснабжения. Для перемещения химикатов нужно использовать заслонки.
Вентиль
Запорный кран-вентиль представляет собой корпус с двумя креплениями для труб, в котором есть запор, двигающийся с помощью резьбового соединения. При вращении вентиля двигается шток с маховиком, которые перекрывают или открывают поток рабочего носителя. Могут запирать водопровод, регулировать подачу жидкости или газа.
Кран шаровой запорный
Представляет собой литой корпус, который с двух сторон имеет резьбу для подключения к трубам. Для перекрытия потока есть ручка, с помощью котором можно изменять положение затворной заслонки. Дополнительно под ручкой устанавливается резиновая прокладка уплотнения.
- многоходовыми, проходными.
- ручными, оборудованными электроприводами.
Затвор может двигаться путем прижима или закручивания.
Дополнительная возможность крана — регулировка подачи газа или жидкости. Изготавливаются из стали, чугуна, бронзы, пластика, фарфора.
Клапан
Наиболее распространенное устройство, используемое для перекрытия трубопроводов. Регулировать положение заслонки можно с помощью маховика. Дорогие модели оборудуются электроприводами. Наиболее часто они устанавливаются на канализационных системах. Не подходят для работы с жидкостями температурой более 50 градусов Цельсия.
Затворы
Затвор — главная деталь любого закрывающего механизма. Если он неисправен, жидкость или газ разрушит трубопровод. Чаще они изготавливаются из стали или чугуна. Самые распространенные — дисковые затворы.
Дисковый затвор запорной арматуры
Видео:Сантехник научил, как сделать трёхходовой кран своими рукамиСкачать
Промышленная запорная арматура для труб – в чем ее особенности?
Ввиду того, что арматура для труб в виде готового продукта должна полностью соответствовать всем требованиям безопасности и нормативной документации, ее изготовлением в большинстве случаев занимаются только крупные предприятия. Для того чтобы производить данные элементы в промышленных масштабах, нужна возможность управления процессом дистанционно, автоматический рабочий режим и максимально высокая надежность.
Здесь появляется еще одна классификация арматуры. Так, по сфере своей эксплуатации может быть:
- общетехнической;
- промышленной сантехнической;
- для эксплуатации в особых условиях;
- судовой/транспортной;
- промышленной специальной.
Продукция первой категории производится преимущественно серийно и может применяться во всех возможных сферах. Что же касается арматуры, предназначенной для эксплуатации в особых условиях, то она используется в энергосистемах с повышенными техническими характеристиками, а еще в случаях, когда ремонтируются/устанавливаются транспортные магистрали для агрессивных или токсичных веществ.
Особые требования выдвигаются к транспортным/судовым элементам. Они изготавливаются с учетом размеров и массы изделий, а также иных параметров, в том числе возможности использования в разных климатических зонах. Наконец, промышленная специальная продукция проектируется и создается под заказ для конкретных организаций и ведомств.
Видео:Обслуживание шарового крана. Учебный фильмСкачать
Типы трубопроводной арматуры
Несмотря на многообразие видов устройств, относящихся к арматуре трубопроводных систем, специалисты выделяют их четыре основных типа. Отнесение арматуры к тому или иному типу осуществляется с учетом конструкционных особенностей оборудования. Они могут выражаться в направленности движения запирающего/регулирующего элемента по отношению к направлению перемещения транспортируемого вещества.
Задвижка отличается перпендикулярным движением запирающего/регулирующего элемента относительно оси движения жидкости или газа по трубопроводной системе.
Клапан – это тип устройств с запирающим/регулирующим элементом, который может перемещаться параллельно оси движения, транспортируемого по трубопроводной системе вещества. Специалисты рекомендуют избегать названия «вентиль» в отношении арматуры этого типа, так этот термин может иметь несколько неоднозначных трактовок.
В кране запирающий/регулирующий элемент вращается вокруг своей оси, совершая при этом поступательные перемещения. Рабочий элемент оборудования кранового типа имеет форму тела вращения и может перемещаться под разным углом к направлению оси перемещения рабочей среды.
В дисковом затворе запирающий/регулирующий элемент совершает вращение вокруг оси, расположенной под определенным углом к оси направления потока вещества, которое транспортируется по трубопроводной системе. Отличие арматуры этого типа заключается в рабочем элементе, имеющем форму диска.
Все вышеперечисленные типы арматуры могут быть структурированы по отдельным составляющим. К примеру, по форме седел и затворов различают клиновые и параллельные задвижки (они имеют выдвижной либо невыдвижной шток/шпиндель).
В зависимости от формы, которую имеют затворы, трубопроводная арматура типа клапана также разделяется на несколько разновидностей. Существуют затворы тарельчатые и игольчатые (имеют конусную форму). Встречаются также одно- или двухседельные клапаны.
Трубопроводная арматура типа крана по форме рабочего элемента может быть конусной, шаровой и цилиндрической.
Разные типы арматуры имеют свои преимущественные характеристики и определенные недочеты. В зависимости от таких характеристик устройства арматура каждого типа имеет свою сферу применения.
Для устройств типа задвижки отличительными параметрами являются:
значительная строительная высота (расстояние от горизонтальной оси трубопроводной системы до верха шпинделя (штока/привода) в состоянии полного открытия устройства);
малая строительная длина (расстояние от одной наружной торцевой присоединительной плоскости до другой);
Читайте также: Замена клапана вентиляции картера ниссан террано 2018 г
малое гидравлическое сопротивление;
значительное усилие на привод затвора;
повышенный износ поверхности седел при использовании в трубопроводах, транспортирующих жидкости с высоким уровнем загрязнения.
Нужно отметить, что задвижки более предпочтительны при использовании в качестве запорной арматуры.
Наиболее распространенным типом трубопроводной арматуры являются клапаны. Их отличительные характеристики выглядят следующим образом:
небольшая строительная высота;
значительная строительная длина;
большое гидравлическое сопротивление с высоким уровнем герметизации.
Клапаны используют во многих устройствах регулирующего вида.
В арматуре кранового типа сочетаются характеристики присущие клапанам (строительная высота и скорость срабатывания) и задвижкам (небольшая строительная длина).
Для дисковых затворов характерными признаками являются:
небольшая строительная высота;
небольшое усилие на затворный привод;
невысокие параметры гидравлического сопротивления.
Видео:Запорная арматура РЕМПОЖ: задвижки, затворы, краны, клапаны, вентили, фильтрыСкачать
Разновидности арматуры запорного типа
Различают следующие типы запорной трубопроводной арматуры:
Классификация кранов
Запорные краны преимущественно предназначены для бытовых трубопроводов с малым давлением.
Устройство запорной арматуры-крана следующее:
- корпус;
- запорный элемент;
- рукоять;
- набор уплотнительных прокладок.
Элементы, входящие в состав запорного крана
Классификация устройств может быть произведена по нескольким признакам:
- типу запорного элемента;
- методу установки.
Элементом, перекрывающим поток проходящей среды, может быть:
- шар. В соответствие с этим кран носит название шаровой (рисунок выше);
- конус в виде пробки (пробковый кран).
Запорный кран пробкового вида
Крепиться к трубопроводу краны могут:
муфтовым способом. Фиксирующие гайки наворачиваются на подготовленную на трубе резьбу;
Кран, устанавливаемый на резьбу
- фланцевым способом. В качестве фиксирующих элементов выступают фланцы, соединяемые между собой болтами;
- методом сварки.
Устройства, устанавливаемые на фланцы и методом сварки
Каждый кран имеет свое условное обозначение. На маркировке, нанесенной на корпус устройства, в обязательном порядке отражаются:
- диаметр условного прохода (DN);
- условное давление, на которое рассчитано устройство (РN);
- материал, примененный для изготовления крана;
- предприятие-изготовитель;
- дополнительные справочные материалы (дата изготовления, номер партии и так далее).
Условные обозначения основных параметров крана
Если знать маркировку, то всегда можно самостоятельно подобрать запорное устройство.
Использование вентилей
Запорный клапан (вентиль) состоит из корпуса с двумя концами для крепления устройства и седла, перекрываемого затвором.
Клапан для перекрытия трубопровода
Основная отличительная особенность вентиля от крана – это высокий класс герметичности, что позволяет использовать устройство на газопроводах.
Клапан, как и кран, может присоединяться к трубопроводу при помощи муфт, фланцев или сварки.
Выпускаются вентили, приводимые в действие:
- маховиком (ручное управление);
- электроприводом (электронное управление), в том числе и с помощью дистанционного пульта управления.
Маркировка запорной арматуры – вентиля также содержит:
- условное обозначение модели устройства;
- проход;
- обозначение типа присоединения к трубопроводу;
- давление;
- материал исполнения;
- климатическое исполнение;
- документ, на основании которого вентиль изготовлен.
Обозначение параметров вентиля
Предназначение и разновидности задвижек
Наиболее часто используемым элементом любых трубопроводов является задвижка. Устройство представляет собой корпус и крышку, между которыми располагается затвор.
Простейший вид запорной арматуры
Назначение запорной арматуры – задвижки – любые трубопроводы, диаметр которых варьируется от 15 мм до 2000 мм.
Преимуществами устройства, по сравнению с другими видами запорной арматуры, являются:
- простота обслуживания и конструкции;
- небольшие размеры;
- малое сопротивление.
Задвижки могут изготавливаться из следующих материалов:
- стали;
- чугуна;
- цветных металлов и сплавов из них.
Управление задвижками происходит:
- ручным способом (вращением рукояти);
- электроприводом;
- гидроприводом.
Задвижки с электроприводом или гидроприводом преимущественно устанавливаются на промышленные трубопроводы.
Обозначение запорной арматуры (задвижки) определяет:
- вид и наименование устройства;
- условный рабочий диаметр;
- максимальное давление в системе;
- тип привода;
- положение устройства в рабочем состоянии;
- категорию размещения;
- климатическое исполнение;
- тип соединения устройства с трубопроводом.
Обозначение параметров задвижки
Назначение заслонок
Запорным элементов в заслонке является диск, который вращается вокруг оси.
Разновидность запорной арматуры для трубопровода
Заслонки преимущественно используются на трубопроводах, имеющих большой диаметр и находящихся под небольшим давлением, так как класс герметичности устройства достаточно низкий.
Заслонка может управляться:
- маховиком, приводящим в действие ось вращения (ручное управление);
- гидроприводом;
- электроприводом.
В большинстве случаев корпус запорного устройства изготавливается из чугуна, а поворотный диск – из стали.
- методом сварки;
- фланцевыми крепежами.
Заслонки могут использоваться в трубопроводах с химическими жидкостями и канализационных системах. Для водоснабжения или отопления практически не применяются.
Марка запорной арматуры – задвижки, а так же номер партии, диаметр, давление и область определения обозначаются на корпусе устройства аналогично ранее приведенным схемам.
Видео:Как спаять трубу с ВОДОЙ. Этот метод должен знать каждый сантехник (идея лучше чем у популяха)Скачать
Условия хранения запорной арматуры и ее монтаж
Если запорная арматура для трубопроводов укомплектована резиновыми уплотнителями или является шаровым краном, ее хранят в приоткрытом состоянии.
Запорная арматура с металлическими прокладками хранится исключительно в закрытом виде, для того чтобы не допустить попадания мелкого механического мусора. Задвижки до их установки должны находиться в закрытом сухом помещении, без сквозняков и доступа света.
Монтаж запорной арматуры проводится путем осуществления последовательных технологических процессов. Высокое качество сборки, долговечная и бесперебойная работа достигается при произведении установки квалифицированными мастерами с внушительным стажем работы в данной области.
Для каждого вида детали есть свои правила, которые учреждают заводы по производству запорной арматуры с целью выполнения их при установке:
Дисковые поворотные затворы монтируются с открытием диска на 25%. Повреждение прокладки не должно возникнуть, если оставить достаточное расстояние между фланцами одинаковых диаметров. Все гайки следует закручивать постепенно, а между самим корпусом и фланцами нет необходимости в установке еще одной прокладки.
Обратные клапаны должны иметь одинаковые диаметры с ответными фланцами. Строго контролируется монтажное расстояние между клапанами, правильность направления потока, режим пульсации.
Шиберные ножевые задвижки в первую очередь требуют проверки индикатора положения. Во время монтажных работ соблюдается направленность потока и необходимое расположение ножевых задвижек. После проведения гидростатического испытания вести наблюдение на предмет протечек и подрегулировать при надобности болтами.
Шаровой обратный клапан требует повышенного внимания в условиях минимальных давлений и горизонтальном монтаже. Чтобы эффективно противодействовать перепадам давления в системе, возможен монтаж шара с перекосом направления.
Одностворчатый обратный клапан опускается между фланцами крючком, который при нахождении затворки перпендикулярно трубопроводу целесообразно располагать вертикально.
Двухстворчатый обратный клапан не подходит для установки при уменьшающемся потоке
Перед установкой в обязательном порядке проверить функционирование пружин.
Шаровой кран никогда не фиксируется с помощью тисков и нуждается в осторожности при закрутке соединений. Нежелательно вмешиваться в строение неиспользованной запорной арматуры, так как каждый кран проходит на производстве испытания сжатым воздухом и водой для обеспечения гарантии правильной сборки всех частей крана.
🎥 Видео
самый надежный и долговечный кранСкачать
Шаровой кранСкачать
Сантехник показал, как легко восстановить старый полипропиленовый кранСкачать
Как качественно закрутить шаровый кран для воды на резьбу от трубы своими рукамиСкачать
Почему нельзя использовать краны для жидкости на газ?Скачать
Шаровый кран с полипропилена! Как выбрать качественный кран максимально на глаз!Скачать
Заклинил шаровый кран, как перекрыть? / Jammed ball valve, how to block?Скачать