Очень часто нарушения нормальной работы двигателя на холостом ходу (хх) связаны с неисправностями ЭПХХ — экономайзера принудительного холостого хода. Здесь собран мой собственный опыт и опыт Нивской конференции auto.ru в отношении ЭПХХ карбюратора 21073-1107010 «Солекс». Посмотрите также принципиальную схема блока управления ЭПХХ и рекомендации по его доработке в статье FORA-Vlad’а.
1. Назначение, состав и принцип действия
ЭПХХ отключает систему хх на принудительном холостом ходу (ПХХ) во время торможения двигателем, при движении под уклон или при переключении передач. Тем самым предотвращается как непроизводительный расход бензина, так и загрязнение атмосферы, поскольку в условиях ПХХ условия сгорания рабочей смеси в цилиндрах ухудшаются, и содержание CO и CH резко возрастает. При выключении зажигания подача топлива также прерывается. Это исключает дизелинг — самопроизвольное воспламенение смеси в цилиндрах.
Экономия топлива благодаря ЭПХХ составляет 0,2. 0,5 л на 100 км пробега. Дизелинг же может привести к весьма неприятным последствиям, например, из-за возможных «обратных ударов» (преждевременные вспышки в цилиндрах при движении поршня вверх в такте сжатия). Поэтому убирать ЭПХХ (заменяя клапан заглушкой или удаляя его запорную иглу) не рекомендуется — и не только по экологическим соображениям.
При отпущенной педали газа отключение подачи топлива происходит при частоте вращения коленчатого вала более 2100 об/мин. При снижении частоты вращения до 1900 об/мин подача топлива возобновляется, и двигатель постепенно выходит на режим холостого хода. То, что пороги срабатывания при росте оборотов и их снижении разные (это называется «гистерезис»), обеспечивает устойчивость работы двигателя.
Исполнительным элементом ЭПХХ является электромагнитный клапан (ЭМ-клапан), запорная игла которого перекрывает подачу топлива через жиклер холостого хода карбюратора. Включение и выключение ЭМ-клапана осуществляет блок управления ЭПХХ.
Блок управления ЭПХХ (маркировка для ВАЗ-21213 «5013») расположен под капотом на передней стенке салона над аккумулятором — черная пластмассовая коробочка с разъемом и подключенным к нему жгутом. Обороты двигателя (для порогов 1900 и 2100 об/мин) он определяет по сигналу на первичной обмотке катушки зажигания, а то, что педаль газа отпущена — по концевому выключателю (зеленый провод с фишкой, идущий из района правого переднего угла карбюратора). Подробнее о блоке управления рассказано ниже.
ЭМ-клапаны в продаже я встречал трех типов. Тот, на который одето тонкое резиновое колечко круглого сечения — не наш, это для карбюраторов семейства «Озон». Для «Солекса» нужно покупать клапан с резиновой прокладкой в виде трубки высотой 6 мм. Лучше брать «толстый» с диаметром хвостовой части
Видео:заглушка вместо электромагнитного клапанаСкачать
20 мм (обмотка из более толстого провода), но можно и тонкий (
Качество этих ЭМ-клапанов просто аховое. В конференции был описан случай, когда из двух десятков клапанов был отобран только один (!) исправный. Поэтому лучше подбирать его прямо около магазина, заранее договорившись о замене. При продаже их нередко проверяют на щелчок от стоящего у продавца аккумулятора, но один-два щелчка говорят только о целостности обмотки электромагнита. А как он будет вести себя на машине — совсем другое дело. Например, после установки в карбюратор игла может застревать в жиклере.
Жиклер холостого хода согласно «Руководству по техническому обслуживанию и ремонту» должен иметь маркировку «39». В книге А. С. Тюфякова «Карбюраторы семейства «Солекс» указан диапазон 39-44. Чем больше номер, тем больше диаметр центрального отверстия жиклера и выше предельные обороты ХХ. Реально мне встречались в карбюраторах Нивы жиклеры 39, 40 и 41.
Очень важно правильно установить ЭМ-клапан на карбюратор. Популярное заблуждение: якобы его можно завинчивать только рукой. Первый раз я это услышал, когда был еще начинающим нивоводом, от немолодого мастера в весьма солидном автосервисе и потом долго пребывал в этом заблуждении. Не верьте! Слабо затянутый клапан, болтающийся в резьбе, плохо сжатая резинка и, как следствие, подсос воздуха и обеднение смеси — одна из причин неустойчивых оборотов холостого хода.
Ошибочна также методика, предложенная в статье «Капризный клапан» из журнала «За рулем»: «Положим, двигатель работает на холостом ходу при отключенном электропитании клапана. Не спеша доворачивайте его: пока смесь нормализуется, обороты увеличиваются, а когда мотор заглохнет – значит, клапан затянут. После этого пустите двигатель и, подключая и отключая провод, убедитесь в том, что клапан действительно работает». Дело в том, что мотор заглохнет, когда конец жиклера только начал входить в посадочное место в карбюраторе, но еще не дошел до конца.
Читайте также: Ремонт запорного клапана сливного бачка с боковой подводкой
Иногда эту рекомендацию дополняют: «После этого при необходимости доверните ЭМ-клапан еще на один оборот». А вот это уже опасно. Если ЭМ-клапан перетянуть, можно, во-первых, испортить жиклер хх, во-вторых, испортить посадочное место, куда входит жиклер, в-третьих, сорвать резьбу в крышке карбюратора. Результаты: в первом случае — жиклер просто меняется на новый, во втором — замена крышки карбюратора, в третьем — замена или ремонт крышки (рассверлить и поставить резьбовую втулку).
В «Руководстве по техническому обслуживанию и ремонту» указан момент 0,4 кГ*м (3,68 Н*м). Для диаметра корпуса клапана 20 мм усилие должно быть 40 кГ, а при 13 мм — 61,5 кГ. Пальцами так не у всякого получится. А на ключе длиной, скажем, 15 см — 2,5 кг это нормально.
В уже упомянутой книге Тюфякова написано: «Клапан должен быть плотно, до полного вдавливания резинового уплотнительного кольца в дистанционную трубку, завернут в крышку».
Самую правильную методику описал в конференции Dimka. Нужно снять с ЭМ-клапана резиновый уплотнитель, без усилия ввинтить рукой до упора, считая обороты и запомнить, в каком положении оказался контакт. Затем одеть резинку, завинтить сначала рукой, затем ключом на 13 — до того же положения, не дальше. Добавлю, что при заведенном двигателе ЭМ-клапан можно чуть-чуть отвернуть (не более 120 градусов), добиваясь максимальных оборотов.
Видео:Заглушка или электромагнитный клапан на карбюратор СолексСкачать
3. Контроль работоспособности и типичные неисправности
Работоспособность ЭМ-клапана сначала проверяют на заглушенном двигателе при включенном зажигании, снимая и одевая провод, идущий к его контакту. При этом должен быть хорошо слышен щелчок. У меня было так, что один раз из нескольких десятков ЭМ-клапан не срабатывал — заедало запорную иглу в жиклере.
Если щелчков нет, нужно снять с установленного в карбюратор ЭМ-клапана провод от блока управления и соединить контакт ЭМ-клапана другим проводом напрямую с плюсовой клеммой аккумулятора. Появление щелчков указывает либо на обрыв провода в жгуте между ЭМ-клапаном и блоком управления, либо на плохой контакт в разъеме, либо на неисправность блока управления. Отсутствие щелчков говорит о неисправности ЭМ-клапана.
На заведенном двигателе (холостой ход) при снятии провода с контакта ЭМ-клапана, двигатель должен заглохнуть. Если этого не происходит, нужно повторить установку ЭМ-клапана в карбюратор. Бывает, что щелчки есть, а игла не полностью выходит из электромагнита. Возможно также, что карбюратор неправильно отрегулирован, и питание двигателя на хх осуществляется в обход системы холостого хода — за счет приоткрытой заслонки первой камеры. На это указывает также отсутствие реакции (изменения оборотов хх) при вращении винтов качества и количества смеси.
Нередко засоряется жиклер холостого хода. Его центральное отверстие можно прочистить проволочкой от многожильного медного монтажного провода, промыть ацетоном или аэрозольным очистителем карбюратора и продуть. Жиклер должен плотно удерживаться в клапане. Иногда для этого нужно немного разогнуть его хвостовую часть, вставив лезвие ножа в прорезь.
Необходимо внимательно осмотреть запорную иглу клапана. Если на ней обнаружены заусенцы или облой — нужно прошлифовать иглу.
Проверка работоспособности блока управления ЭПХХ хорошо описана в «Руководстве по техническому обслуживанию и ремонту» (схема проверки — рис. 7.41). Хочу подчеркнуть: ни в коем случае нельзя использовать вместо вольтметра контрольную лампу. Выходная цепь блока не рассчитана на ток контрольной лампы, и практически однозначно выйдет из строя.
Отдельно нужно проверить замыкание контакта концевого выключателя карбюратора при отпущенной педали газа. Он может быть замаслен и забит грязью.
Несколько раз «плавание» оборотов хх у меня происходило из-за резинового уплотнителя ЭМ-клапана. Резинка расслаивалась, начинался подсос воздуха, смесь обеднялась и обороты падали. Иногда при движении чуть-чуть ощущался запах бензина — при его появлении я уже знал, что нужно менять резинку. Лучше всего стоят «родные» уплотнители — которые при сборке карбюратора устанавливает ДААЗ. Из тех, что мне попадались в продаже, красные более бензостойкие, чем черные. Известны случаи, когда подсос воздуха шел через корпус клапана — трещины в эпоксидке вокруг клеммы или просто плохое уплотнение.
Читайте также: Как притереть клапан форсунки кайрон
Видео:Подробно о заглушке на жиклер ХХ на карбюраторе СолексСкачать
Дополнение от 21.01.04. Сообщение в конференции, автор pepelatc2131 (оригинал)
Вчера купил итальянский клапан ЭПХХ.
По заверениям продавца — я должен буду забыть вообще о его существовании :))) С трудом верится. Цена девайса — 190 рублей. Купил в техкоме на Каширке при выезде с ул. Борисовские пруды.
Продаётся в пакетике на котором написано:
«TOR s.n.c. JANMOR IDLE CUT OFF SOLENOID Кпапан эп.маг.карбюратора SOLTX 21433.077 21083-1107420 MADE IN ITALY»
ОЧЕПЯТОК в кавычках нет :))) всё дословно(добуквенно).
Посмотрим как он будет себя вести.
Дополнение от 15.05.09, автор DEN.
Тонкие клапаны Х.Х. 2108 имеют склонность к перегреву обмотки, как у вас замечено, и качество не очень. У меня неисправность проявлялась следующим образом. При нагреве обмотки от длительного подачи напряжения (т. е. клапан открыт), шток клапана начинало заедать внутри обмотки. После того, как он чуток остывал, клапан снова работал, как ни в чем не бывало. Этим он меня здорово достал. Обычно, намучившись, люди обкусывают конец иголки клапана и «радуются», но мы ведь не такие?
Я его заменил на толстый. Обмотка греется меньше, и клапан теперь работает стабильно.
Проблемы холостого хода
Видео:заглушка вместо электромагнитного клапана на карбюраторе солекс своими рукамиСкачать
Купи клапан т.наз «итальянский»
Родных я поменял тоже с десяток. Хватало на недельку-другую.
++++ «Пыхнуть» может и не пару раз. А самое главное — «пыхает» в произвольные моенты времени в разных цилиндрах. При этом могут быть, ну, совсем не полезные движку удары по коленвалу, шатунам и т.п.
Зачем столь опытному человеку, каким ты являешься, становиться в ряды «рационализаторов» или их поддерживать? Только чтобы «пооппонировать» ALER»у? И без того в НИВЕ ведь минимум миниморум всего-то и есть. Так из такого минимума ещё что-то исключать — вредно однозначно.
++++ «Насколько я понимаю в медицине», вероятность детерминированных событий равна единице. Двигатель с заглушкой вместо клапана, особенно поношенный, при остановках даёт вспышки и очень недвусмысленные звуки (о том, что ему так вот останавливаться плохо) почти всегда. Скорее приходится говорить о вероятности события, когда остановки в таком варианте не происходит. Думаю, что ЭПХХ придумывали не только (и, быть может, не столько) для улучшения экологичности, но для лучшей сохранности двигателя (снижения ударных нагрузок).
: Тем более старые модели карбюраторов не были оборудованы электромагнитными клапанами.
++++ Когда-то, но очень давно, лет 25-30 назад. И то, по бедности.
Только чтобы «пооппонировать» ALER»у?
———-
прекрасно знаешь, что бесполезно
но не «оппонировать» нельзя, а то совсем распоясается, уже прилюдно себя модератором называет
И без того в НИВЕ ведь минимум миниморум всего-то и есть. Так из такого минимума ещё что-то исключать — вредно однозначно.
————
самое лучшее, когда всё работает штатно.
Нооооо, сам вожу «кастрированный» клапан. на всякий случай. когда некогда разбираться.
В качестве проверочной и отсекающей меры по отношению к системе ПХХ надо первоначально разъединить разъемчик от концевика на карбе. Этим мы выключаем саму функцию управления клапаном в режиме ПХХ. Может конечно сам блок барахлить, но это отсекает частично плохой клапан, который не может нормально запирать-отпирать. Один раз открылся при запуске и один раз закрылся при выключении, другое — нафиг.
Это аналогично в моём газовом инжекторе, я на всякий случай этот разъемчик отсоединяю, режим ПХХ нафиг, вдруг форсунка вздрогнет и не правильно сработает, потом разбирайся с заглохшим на перекрестке двигателем.
С уважением
Юрий
: Только чтобы «пооппонировать» ALER»у?
: ———-
: прекрасно знаешь, что бесполезно
: но не «оппонировать» нельзя, а то совсем распоясается, уже прилюдно себя модератором называет
:
Читайте также: Перепускной клапан гидравлический регулировка
++++ С атаками на ALER»а я не солидарен. Да, излишняя категоричность у него бывает. Но, к слову, и не у него единственного. А очень нужное и полезное дело он ведёт (имею в виду FAQ). И вкладывается в это дело сильно. Что это за работёнка, мне известно не понаслышке. И перестать его уважать за неё я не могу, чтобы здесь кто ни говорил.
Только, ради Бога, прошу ничего мне по этой теме ничего не отвечать.
: И без того в НИВЕ ведь минимум миниморум всего-то и есть. Так из такого минимума ещё что-то исключать — вредно однозначно.
: ————
: самое лучшее, когда всё работает штатно.
: Нооооо, сам вожу «кастрированный» клапан. на всякий случай. когда некогда разбираться.
: В качестве проверочной и отсекающей меры по отношению к системе ПХХ надо первоначально разъединить разъемчик от концевика на карбе. Этим мы выключаем саму функцию управления клапаном в режиме ПХХ. Может конечно сам блок барахлить, но это отсекает частично плохой клапан, который не может нормально запирать-отпирать. Один раз открылся при запуске и один раз закрылся при выключении, другое — нафиг.
Видео:Как правильно закручивать электромагнитный клапан !Скачать
++++ Да, согласен, такой минимум как промежуточный вариант в борьбе за штатную работу может какое-то время быть полезен. Но я по-прежнему считаю, что НИВУ делали люди совсем не глупее всех нас, «тута сидящих». И потому — за именно штатную её техническую комплектацию (либо за улучающие добавки, но никак не за «улучшающие» резекции подсистемок).
: Это аналогично в моём газовом инжекторе, я на всякий случай этот разъемчик отсоединяю, режим ПХХ нафиг, вдруг форсунка вздрогнет и не правильно сработает, потом разбирайся с заглохшим на перекрестке двигателем.
+++ С ГБО, к своему стыду, не знаком пока. Так что просто заложу в память, чтО ты написал (может, пригодится когда-нибудь).
: ++++ Да, согласен, такой минимум как промежуточный вариант в борьбе за штатную работу может какое-то время быть полезен. Но я по-прежнему считаю, что НИВУ делали люди совсем не глупее всех нас, «тута сидящих». И потому — за именно штатную её техническую комплектацию (либо за улучающие добавки, но никак не за «улучшающие» резекции подсистемок).
———
Машины бывают ну в ооооочень разных состояниях, в конференции большинство ездит ан «более менее» новых, те, кто на старых, чаще не имеют доступа к Инету и не читали ФАКа :-))
: +++ С ГБО, к своему стыду, не знаком пока. Так что просто заложу в память, чтО ты написал (может, пригодится когда-нибудь).
———
не пригодится, у меня газовая система — газовый инжектор, точнее примерно как центральный вспрыск газа, таких систем думаю будет меньше процента значительно. На обычных «Э»жекторных ситемах всё значительно проще, эт как карбюратор, лишь бы клапана работали и настройки не сбивались, а у меня электрооооника, форсууункаа ?
А сам клапан, точнее система принудительного холостого используется практически только в режиме ПХХ, а это кратковременный режим
-при отпущенной педали газа (концевик на карбе замкнут)
+ в довольно узком диапазоне оборотов, чуть выше ХХ.
Этим еще нужно уметь пользоваться, т.е. почаще тормозить двигателем, чтобы ощутить экономию. Эта штуковина больше работает на Гринпис, чем на наш карман.
Подавляющему числу пользователей можно её «кастрировать».
Юрий
Кстати по зиме проблем не будет из-за этой заглушки?
: 2. Поставить ЭПХХ
————
он уже стоИт, если это 213я
: 3. Оствить как есть с заглушенным клапаном и ездить до лета летом собираемся в дальние края в отпуск тогда и задуматься о первых двух
————
ЭППХ работает при режиме торможения двигателем, а в дальних пробегах это не часто случается.
: Кстати по зиме проблем не будет из-за этой заглушки?
————
нет
Что такое подиум .
Я понимаю подставка только вот по до что или под чем
🔥 Видео
Нюансы замены электромагнитного клапана карбюратора солекс и доработка его уплотнения.Скачать
Замена заглушки карбюратора Ваз 2106Скачать
Электромагнитный клапан. Проверка. Чистка. Нет холостого хода. Что делать? ВАЗ Сломан электро-клапанСкачать
Глушим отверстие электроклапана на ваз !Скачать
Ох, уж эта проблема ХОЛОСТОГО ХОДА!Скачать
Как сделать холостой ход стабильным, несколько советов .Скачать
Электромагнитный клапан ХХ ДААЗ. Обзор отличия оригинала и контрафактаСкачать
Самодельная заглушка на СолексСкачать
КАРБЮРАТОР ДААЗ 4178-30 ПОДКЛЮЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО КЛАПАНА УАЗ 31514 КАНАЛ УАЗ 22Скачать
Проблема холостого хода на карбюраторе СолексСкачать
"КУРИТ" сапун...Или влияние сапунения НА УСТОЙЧИВОСТЬ ХОЛОСТОГО ХОДА!Скачать
Доработка электроклапана на Солекс. Заглушка или электромагнитный клапан на карбюратор Солекс?Скачать
И снова ХОЛОСТОЙ ХОД не поддается нормальной регулировке!Скачать
Озон с ЭПХХ. Колбасит на ХХ ? А слабо самому сделать ?Скачать
ЭПХХ Солекс ВАЗСкачать