Основной предпосылкой для того, чтобы взяться за капитальный ремонт двигателя любого автомобиля, в том числе ВАЗ 21099, является ухудшение мощностных и динамических качеств машины при высокой эксплуатации.
Косвенными признаками неисправности и надвигающейся «капиталки» могут также быть:
- плохой пуск холодного двигателя;
- повышенный расход масла;
- чрезмерная дымность выхлопа.
Разобраться насколько Вы готовы самостоятельно отремонтировать двигатель поможет эта статья.
- Оценка состояния двигателя
- Головка блока цилиндров и клапаны
- Блок цилиндров и поршни
- Коленвал
- Поэтапная сборка двигателя
- Быстрый способ замены деталей поршневой группы
- Головка блока цилиндров ВАЗ 21099: снятие и замена прокладки
- Снятие головки и замена прокладки ГБЦ
- Порядок снятия головки блока цилиндров на ВАЗ 2108-2109
- Порядок замены прокладки головки блока цилиндров на ВАЗ 2109-2108
- Установка головки на место
- 🔍 Видео
Видео:Замена заглушки на блоке двигателя 8 клапанного ВАЗ 2114Скачать
Оценка состояния двигателя
Оговоримся сразу, что всё сказанное ниже о том, как сделать ремонт, в равной степени относится как карбюраторному, так и инжекторному двигателям ВАЗ 21099 – кроме систем питания и искрообразования принципиальных различий они не имеют.
Просто, но эффективно состояние мотора можно оценить, замеряя компрессию в цилиндрах. Нормальным показателем будет давление не менее 10 кг/см 2 . Более низкие значения говорят об износе деталей поршневой группы.
Если же имеет место «провал» давления в одном из цилиндров, при хороших показателях остальных, то залейте 30-50г моторного масла в свечное отверстие. Если после этого компрессия резко возрастёт – то либо сломаны, либо запали поршневые кольца. Отсутствие изменений говорит о прогорании клапанов или о поломке их пружин.
Опуская процедуру снятия двигателя, перейдём сразу к тому, как можно оценить состояние его деталей и какие меры следует предпринять, чтобы устранить возможные дефекты.
Видео:Пол дня работы и двигатель на авто опять как новый!Скачать
Головка блока цилиндров и клапаны
В первую очередь нужно проверить привалочную плоскость на предмет коробления. Делается это с помощью заведомо прямой металлической линейки:
Если величина зазора в средней части превышает 0,1 мм, то головку необходимо отдать на шлифовку в специализированную мастерскую, либо заменить. При наличии трещин и глубоких раковин – только замена!
Обязательно проверьте герметичность клапанов, заливая в камеры сгорания керосин и подавая сжатый воздух через свечное отверстие:
Если клапаны не держат давление, их следует снять и осмотреть. Чтобы извлечь сухарики клапанов, используйте рассухариватель:
При наличии повреждений на фасках клапанов – замените их. При отсутствии видимых дефектов – подвергните их притирке с помощью специального приспособления и притирочной пасты:
Добейтесь ровного матового блеска фасок седел и клапанов. Новые клапаны тоже обязательно подлежат притирке!
Регулировка зазоров осуществляется заменой регулировочных шайб, устанавливаемых в толкатели, что может стать камнем преткновения для рядового автовладельца – иногда трудно купить шайбу требуемой толщины. Работа производится при с помощью приспособления – специальным рычагом толкатель отжимается вниз и фиксируется:
Видео:Как заменить пробку в блоке не снимая двигателя в ВАЗ 21099Скачать
Блок цилиндров и поршни
Поршни двигателя ВАЗ 21099 имеют диаметр 82мм. Если рабочая поверхность цилиндров имеет повреждения или сильный износ, то зводом предусмотрена расточка блока под поршни ремонтных размеров 82,4 и 82,8мм.
На днище ремонтного поршня наносится маркировка, соответственно его размеру:
Кроме того, наносится буквенное обозначение класса поршня латинскими буквами – от «А» до «Е». Каждая последующая буква означает увеличение диаметра по отношение к номиналу на 0,01мм.
Читайте также: Ваз 21099 главный тормозные цилиндры
На изделии это выглядит так:
- Группа поршня по весу.
- Направление установки (на переднюю часть двигателя).
- Ремонтный размер.
- Класс поршня.
- Размер отверстия под палец.
Маркировка говорит о том, что это поршень диаметром 82,80 – 82,81 мм. Верхняя цифра 2(позиция №5) указывает на размер отверстия под поршневой палец. В действительности же пальцы нужно подбирать – маркируются они неаккуратно и могут не соответствовать указанному размеру.
Поршневой палец должен легко входить в бобышки поршня, но не выпадать из них. При сборке он устанавливается с помощью специальной оправки в нагретую до 240 о С головку шатуна:
Всем размерам поршней выпускаются соответствующие комплекты поршневых колец. Установка поршней в сборе с шатунами на двигатель производится при помощи оправки, сжимающей кольца:
Видео:ваз 21099 ремонт гбц 👍Скачать
Коленвал
Коренные и шатунные шейки коленвала при наличии задиров и износа шлифуются под вкладыши ремонтных размеров, соответствующих уменьшению диаметра шеек на 0,25, 0,5 и 0,75 мм.
Также при сборке в заднюю коренную шейку устанавливаются новые упорные полукольца, ограничивающее осевое смещение коленвала.
Видео:Пробитая прокладка ГБЦ Калина Ваз 11183Скачать
Поэтапная сборка двигателя
Сначала установите на коренные шейки коленвал, затяните болты крышек коренных шеек, поставьте заднюю крышку двигателя и маховик.
Далее, поставив собирающийся мотор вертикально на маховик, продолжайте сборку – в таком положении блока очень удобно работать. Собирайте мотор, соблюдая следующую очерёдность:
- Установите поршни в сборе с шатунами и кольцами в блок, используя оправку для сжимания колец
- Установив вкладыши, затяните шатунные шейки
- Поставьте переднюю крышку
- Закрепите металлический щиток ремня ГРМ и помпу
Дальнейший порядок действий зависит от того, как Вы будете устанавливать мотор на место – ГБЦ можно поставить после установки двигателя на машину, либо сразу.
Особое внимание обратите на моменты затяжки крышек шеек коленвала и болтов головки блока, для соблюдения которых необходим динамометрический ключ. Обтягивая болты ГБЦ, соблюдайте, кроме того, следующую последовательность:
Видео:Притирка клапанов ваз 2107 🤪Скачать
Быстрый способ замены деталей поршневой группы
Устройство автомобиля ВАЗ 21099 позволяет быстро произвести практически полный ремонт двигателя своими руками.
Краткое описание такого метода:
- Снимите ГБЦ.
- Снимите поддон.
- Поочерёдно открутите крышки шатунных шеек.
- Вытолкните поршни с шатунами вверх, используя стержень подходящих размеров.
- Заменив поршни, кольца и шатунные вкладыши, приступайте к сборке.
Такой способ позволит быстро осуществить замену поршней и их колец. Расточка блока и шлифовка коленвала в таком случае невозможна – но не всегда же в ней есть необходимость.
Видео:увеличил мощность на 8кл ВАЗ за 2000₽!Скачать
Головка блока цилиндров ВАЗ 21099: снятие и замена прокладки
Головка блока цилиндров ВАЗ 21099 снимается обычно для замены прокладки или блока, или ремонта механизма клапанов поршневой группы или самой головки. Необходимость снять ГБЦ может возникать также в случае тюнинга двигателя или полной разборки мотора.
Такой ремонт я рекомендую проводить на смотровой яме или эстакаде.
Как снять ГБЦ на ВАЗ 21099 своими руками
1.Отключите «минусовую клему» от АКБ.
2. Слейте охлаждающую жидкость в пластиковую тару.
3. Отключите от выпускного коллектора приемную трубу.
4. Теперь демонтируйте ресивер вместе с дроссельным узлом (ВАЗ-2111), или карбюратор в случае с (ВАЗ 2108), а также впускной и выпускной коллекторы (снять ГБЦ и без снятия коллекторов).
Читайте также: Как расточить блок цилиндров ваз 2110
5. На ВАЗ-2111 необходимо отключить «массовые» провода (они крепятся на левом торце головки), снимите топливную рампу с топливными трубками и форсунками.
6. Отключите высоковольтные провода от свечей зажигания, а также разъемы датчиков температуры охлаждающей жидкости и уровня давления масла.
7. На ВАЗ 2108 дополнительно придется снять корпус вспомогательных агрегатов, датчик-распределитель зажигания и топливный насос.
8. Теперь снимите ремень ГРМ, после этого натяжной ролик, дистанционную шайбу и зубчатый шкив распредвала.
9. Открутите гайку крепления задней, которой крепится крышка привода ГРМ к головке блока цилиндров.
11. При помощи крестовой отвертки ослабьте хомуты и по-очереди отключите все шланги с выпускного патрубка головки блока цилиндров.
12. Открутите 10 болтов крепления ГБЦ, используя шестигранник на «10».
13. Достаньте винты вместе с шайбами.
14. Теперь можно снять ГБЦ вместе с прокладкой.
15. Разбирая клапанный механизм, подложите деревянный брусок под тарелку клапана, который собираетесь рассухаривать.
17. Достаньте его из направляющей втулки ГБЦ.
18. Возьмите ключ на «13» и открутите на выпускном патрубке две гайки крепления.
19. Снимите прокладку и патрубок.
Сборка и установка головки блока цилиндров производится в обратной порядке.
1. Стержни клапанов и направляющие втулок смазываются моторным маслом.
2. Перед началом установки необходимо тщательно очистить поверхность блока цилиндров от грязи и масла, а также остатков старой прокладки.
3. Замена прокладки головки блока цилиндров осуществляется по двум специальным центрирующим втулкам.
4. Теперь можно установить крепежные винты и затянуть их в четыре приема по схеме указанной ниже.
Первая затяжка винтов производится с моментом — 20 Н.м (2 кгс.м);
Вторая — с моментом 69,4–85,7 Н.м (7,1–8,7 кгс.м);
Четвертая — доворот винтов на 90°.
Теперь вам известно как снять ГБЦ на ВАЗ 21099, на этом замена прокладки головки блока цилиндров своими руками может считаться завершенной. Напомним, что предыдущая статья на нашем сайте была про замену сайлентблоков на ВАЗ 21099 своими руками.
Видео:Как легко слить тосолСкачать
Снятие головки и замена прокладки ГБЦ
Прогорание прокладки под головкой блока цилиндров на автомобилях ВАЗ 2109-2108 является наиболее частой причиной, по которой приходится снимать головку с двигателя, и соответственно с дальнейшим ремонтом, а точнее — заменой прокладки. Если во время не заметить данную проблему, то это может привести к довольно печальным последствиям, так как двигатель может перегреться и даже заклинить.
Сама по себе процедура снятия ГБЦ и замена ее прокладки не сложна, но в то же время требует определенных технических навыков и небольшого количества инструментов, список которого приведен ниже:
- Шестигранник или аналогичная бита с переходником для использования с воротком
- Динамометрический ключ — в данном случае я использовал модель Ombra с диапазоном от 10 до 110 Нм, чего вполне достаточно
- Отвертка плоская
- Удлинитель
- Средство для удаления прокладок
Видео:Часть 1. Растачивать цилиндры,или заменить поршневые кольца?Нет компрессии в двух цилиндрах.Скачать
Порядок снятия головки блока цилиндров на ВАЗ 2108-2109
Разумеется, что предварительно необходимо будет провести некоторые подготовительные процедуры, без которых снять головку будет невозможно.
- Во-первых, нужно снять корпус воздушного фильтра
- Затем отсоединить все топливные шланги и провода питания от карбюратора или инжектора (в зависимости от типа мотора)
- Полностью слить охлаждающую жидкость из системы
- Отсоединить штаны от выпускного коллектора
- Снять трамблер, хотя это не обязательное условие — достаточно будет отсоединения высоковольтных проводов
- Открутить и снять крышку клапанов
Читайте также: Антифриз в цилиндрах вольво
В общем, необходимо освободить головку от всего лишнего, чтобы при демонтаже не возникало лишних проблем. Конечно, если вы решили полностью производить ее замену или же ремонт, тогда придется выполнять больше операций, и карбюратор снимать, и коллекторы. Ну а если дело только в прокладке, то можно обойтись минимумом действий.
Чтобы открутить ГБЦ на ВАЗ 2109-2108, необходимо использовать мощный вороток и шестигранник, так как болты крепления ее к блоку цилиндров завернуты большим моментом силы. Всего придется отвернуть 10 болтов, которые показаны на фото ниже:
В качестве рычага можно использовать насадку в виде обычной металлической трубы:
Затем можно вынимать болты вместе с шайбами, как это представлено на картинке:
И теперь можно аккуратно поднимать ГБЦ ВАЗ 2109-2108 вверх, снимая ее с блока двигателя:
После чего нам открывается следующая картина:
Видео:установка протяжка гбц ваз инжектор 8 клапанов калинаСкачать
Порядок замены прокладки головки блока цилиндров на ВАЗ 2109-2108
Прокладка может остаться как на поверхности головки, так и прилипнуть к самому блоку. Можно попытаться снять ее руками без использования каких-либо инструментов, а если не получится — аккуратно можно поддеть плоской отверткой, не повредив поверхности детали.
Осмотрите внимательно поверхность ГБЦ и если на ней обнаружатся выраженные следы коррозии, особенно в непосредственной близости к каналам охлаждающей жидкости, в таком случае необходимо произвести ее ремонт: фрезеровка, шлифовка и т.д. Если все в норме, то удаляем следы старой прокладки, используя специальные средства:
Ждем несколько минут, пока все это дело откиснет и удаляем остатки, которые не поддались химии, если таковые остались, лезвием бритвы. Потом все насухо вытираем и можно даже обезжирить, чтобы никаких посторонних следов на поверхности не осталось:
Блок двигателя также необходимо очистить, после чего установить на него новую прокладку. Важно, чтобы отверстия в прокладке совпали с направляющими, которые расположены по углам блока:
Видео:Установка ГБЦ ВАЗ. Пошаговая инструкция.Скачать
Установка головки на место
Теперь можно аккуратно устанавливать ГБЦ на свое место, следя за тем, чтобы в этот момент прокладка не съехала и не сместилась в сторону. Конечно, направляющие ее фиксируют, но все же стоит быть предельно осторожным.
Далее нам понадобится динамометрический ключ, так как болты придется закручивать с определенным моментом силы. Также стоит иметь ввиду, что порядок затяжки необходимо соблюдать. Ниже показано на схеме, в какой последовательности производить закручивание:
Теперь что касается усилия, с которым необходимо заворачивать болты. Выполнять это следует в 4 приема:
- Сначала моментом силы 20 Нм
- Второй прием моментом 75-85 Нм
- Затягиваем еще каждый болт на 90 градсуов
- Окончательно заворачиваем на 90 градусов
Остается после этого установить все снятое с автомобиля оборудование, залить охлаждающую жидкость, подключить все датчики, провода и шланги и проверять выполненную работу. Обычно все становится видно сразу после залива тосола. Если на стыке головки и блока появились мокрые следы, то можете снимать все обратно и делать всю работу заново! Но надеюсь, что такого в вашей практике не будет! Удачного ремонта!
🔍 Видео
Устранение лёгкого задымления у Опеля. Замена сальников клапанов без снятия головки блока цилиндров.Скачать
ПЕРЕТЯНУЛ коленвал - ЧТО будет? ИЛИ Почему НЕЛЬЗЯ тянуть "УГЛАМИ"?Скачать
Полный ремонт ГБЦ на Ваз 2199Скачать
👍 Убираем ржавчину с авто за 5 мин 💯 #ремонтавто #кузовнойремонт #ржавчина #лайфхакСкачать
Секретный способ увеличения мощности двигателя - 300 л.с. с ЖИГА Мотора #shortsСкачать
ВАЗ 2109.Замена прокладки ГБЦ.Уходит тосол.Вердикт.Скачать
Как заменить пробки в блоке не снимая двигателя в ВАЗ 21083Скачать
Замена прокладки ГБЦ на Ваз 2109Скачать
Капитальный ремонт двигателя. ВАЗ 21099Скачать