Думаю, что многие владельцы Калины уже знают, что под капотом машины находятся два датчика температуры охлаждающей жидкости. Один из них установлен на боковой части головки блока цилиндров, который подает сигнал на стрелку в щитке приборов. А второй расположен на термостате, и он передает свои показания непосредственно на ЭБУ для включения вентилятора. В данной статье я расскажу про второй датчик температуры двигателя (охлаждающей жидкости).
Итак, чтобы произвести его замену на Калине, понадобится следующий инструмент:
- Отвертка крестовая
- Вороток или трещотка
- Головка на 19 — лучше всего глубокая
- Удлинитель
- Ход выполнения ремонта по снятию и установке датчика
- Датчик температуры охлаждающей жидкости
- Конструкция, принцип работы
- Признаки неисправности датчика
- Проверка датчика
- Видео: Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости
- Замена датчика температуры охлаждающей жидкости
- Видео: Замена датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) ВАЗ 2115 (2113, 2114)
- Какие датчики температуры установлены
- Как самостоятельно заменить датчики температуры на автомобиле Лада Калина
- 🎬 Видео
Видео:Замена датчика температуры Калина/Два датчика, Быстро и Просто!Скачать
Ход выполнения ремонта по снятию и установке датчика
Для того, чтобы производить демонтаж было удобнее, необходимо открутить хомут впускного патрубка, который идет от воздушного фильтра до дроссельного узла:
И после этого необходимо потянуть за патрубок, сдернув его с посадочного места. А потом немного отвести в сторону, чтобы он не мешался, примерно так, как показано на фото ниже:
А ниже на фотографии показано наглядно расположение датчика указателя температуры:
Сначала нужно отсоединить штекер питания, который фиксируется аналогично большинству других — просто поднять вверх фиксатор и потянуть за штекер:
Теперь с помощью удлинителя и глубокой головки откручиваем датчик. Если патрубок все же будет мешаться, можно еще немного отвести его в сторону одной рукой, а второй в это время надевать головку. После чего отворачиваем трещоткой датчик:
После этого до конца выкрутить датчик можно рукой. А вот так он выглядит после извлечения:
Теперь можно приступать к замене данной детали. Цена ее приблизительно равна 150 рублям. Так что, даже если и придется менять эту деталь, то обойдется этот ремонт очень дешево.
За оптимальный температурный режим силовой установки, при котором выход мощности максимальный, отвечает система охлаждения. Данная система включает рубашку охлаждения радиатор и патрубки, по которым циркулирует жидкость. Циркуляция обеспечивается насосом, привод которого выполняется от коленчатого вала.
В систему также входит термостат, обеспечивающий быстрый прогрев двигателя за счет перекрытия трубопровода, идущего на радиатор, при этом жидкость циркулирует только внутри рубашки охлаждения. При достижении определенной температуры термостат открывает патрубок, после чего жидкость циркулирует уже по большому кругу, включающему и радиатор.
В радиаторе происходит охлаждение нагретой жидкости. Для более быстрого охлаждения жидкости на радиатор установлен вентилятор, который создает дополнительный поток воздуха. Но этот вентилятор работает не всегда, он включается только при превышении определенного значения температуры жидкости.
Видео:Замена датчика включения вентилятора охлаждения двигателя Калина 1 8 кл.Скачать
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Для выполнения контроля температуры охлаждающей жидкости в эту систему включен датчик температуры охлаждающей жидкости. Показания этого датчика выводятся на приборную панель, что предоставляет водителю информацию о температурном режиме двигателя.
Но это не основная задача этого датчика. Датчик температуры охлаждающей жидкости передает данные о температурном режиме на электронный блок управления, после чего этот блок корректирует подачу топлива в зависимости от температуры. При холодном двигателе, основываясь на показаниях этого датчика, блок управления устанавливает обогащенную смесь, после прогрева топливная смесь становится нормальной. Еще основываясь на показаниях этого элемента, электронный блок регулирует угол опережения зажигания.
Читайте также: Отсечной клапан трансформатора принцип работы
Так что от этого датчика во многом зависит нормальная работа двигателя, расход топлива. Также он приводит в действие вентилятор радиатора. На некоторых авто для включения вентилятора используется отдельный датчик. Он может располагаться как возле датчика температуры, так и в радиаторе.
Видео:Замена датчика ОЖ на калине 1.Скачать
Конструкция, принцип работы
В конструкцию данного датчика входит термистор – резистор, который меняет сопротивление от окружающей его температуры. Этот термистор помещен в металлический корпус с нанесенной на него резьбой. К этому корпусу подсоединена хвостовая часть, сделанная из пластика. В этой части располагаются контакты для подсоединения проводки. Один контакт – положительный и идет он от электронного блока, второй – отрицательный и подключен он к массе.
Чтобы термистор работал, на него постоянно подается напряжение в 5 В. Это напряжение подает на него электронный блок посредством резистора, имеющего постоянное сопротивление. Поскольку термистор датчика температуры охлаждающей жидкости обладает отрицательным температурным коэффициентом, то при повышении температуры сопротивление его будет снижаться, а также будет и снижаться напряжение, подаваемое на него. По падению этого напряжения электронный блок рассчитывает температуру двигателя, а также выводит ее значение на приборную доску.
Точное место установки данного датчика температуры у разных авто отличается, но незначительно. Он может устанавливаться в головке блока цилиндров возле корпуса термостата, либо же на самом корпусе термостата. Он обязательно располагается возле отводящего патрубка, по которому жидкость идет в радиатор. Возле этого патрубка он располагается для того, чтобы передавать точные данные о температуре.
Видео:Меняй этот датчик, если у тебя такие же признакиСкачать
Признаки неисправности датчика
Считается, что этот датчик очень надежен из-за сравнительной простоты конструкции. Однако и с ним могут быть проблемы. Обычно они сводятся к нарушению градуировки, что приводит к нарушению сопротивления и как следствие неправильной работы электронного блока, поскольку часть своих функций он выполняет, основываясь на температуре двигателя.
Одним из самых явных признаков выхода из строя этого датчика является отсутствие включения в работу вентилятора при превышении температуры выше установленного значения. Но этот показатель не будет являться достоверным, если имеется два датчика – основной, для передачи значения температуры на электронный блок, и дополнительный, отвечающий за включение вентилятора. В таком случае не включение в работу вентилятора будет указывать на повреждение, окисление проводки или выход из строя датчика, отвечающего за его работу.
На современных автомобилях неисправность, сигнализирующая о некорректной работе датчика температуры охлаждающей жидкости, выводится на дисплей бортового компьютера. Однако сообщение о неисправности не всегда указывает на выход из строя датчика. Зачастую проблемы в его работе связаны с обрывом проводки или окислением контактов.
Некорректное функционирование датчика температуры охлаждающей жидкости или обрыв его проводки приводит к перерасходу топлива, высоким оборотам на холостом ходу, детонации. Возможно, что силовой агрегат будет плохо запускаться после прогрева. Самая большая неприятность, которая может произойти из-за неработоспособности этого датчика – это перегрев силовой установки, из-за чего может повести головку блока цилиндров.
Видео:Замена датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) ВАЗ 2108,2109,21099,2110,2111,2112,2113,2114Скачать
Проверка датчика
Проверка работоспособности данного датчика не является сложной. Но перед тем как произвести ее, желательно проверить целостность проводки, идущей к нему. Можно также проверить напряжение, идущее от блока управления. Для этого с датчика нужно отсоединить фишку с проводами и подсоединить ее к вольтметру. После этого запустить двигатель и замерять значение подающегося на датчик напряжения, оно должно соответствовать 5 В. Если напряжение в норме, проверяют датчик на сопротивление.
Читайте также: Привод для клапанов amv 435
Для снятия, проверки и замены датчика понадобится не так уж и много:
Перед снятием элемента нужно частично слить жидкость с системы. Всю сливать необязательно, поскольку он находится в верхней части двигателя, достаточно слить до уровня ниже положения датчика.
Затем от датчика отсоединяется фишка с проводкой. Ключом на 19 он выворачивается из своего посадочного места.
Видео: Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости
Проверяют датчик при помощи электрочайника с термометром и мультиметра, переведенного в режим измерения сопротивления. Проверить можно двумя способами.
- При первом способе погружают рабочую часть датчика в электрочайник с холодной водой, туда же помещается и термометр. Использовать можно только электронный термометр, способный замерять высокие температуры. К самому датчику подсоединяется мультиметр и электрочайник включается в сеть. При повышении температуры воды, сопротивление датчика будет падать. Так, при температуре воды в +15 С, сопротивление должно составлять 4450 Ом. При +40 С показания мультиметра должны составлять 1459 Ом. Нагревать воду нужно до температуры в 100 С. При таком значении сопротивление минимальным – 177 Ом. Если значения отличаются, значит, датчик подает некорректную информацию.
- Второй способ подойдет в случае, если нет термометра. Для проведения замеров сопротивления датчик погружают в воду уже после ее закипания. При этом температура воды будет приближаться к 100 С, примерно 95-97 град. Этого вполне достаточно для проведения замеров. После опускания рабочей части датчика на нем сопротивление, которое должно быть немного больше 177 Ом. Если разница большая, датчик неисправен.
Видео:ПЛОХОЙ ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ НЕИСПРАВНОСТЬ ДАТЧИКА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИСкачать
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры охлаждающей жидкости является неремонтируемым, поэтому при обнаружении некорректной его работы он попросту заменяется.
Видео: Замена датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) ВАЗ 2115 (2113, 2114)
После приобретения нового датчика желательно его сразу проверить указанными методами. Если все показания в норме, его устанавливают на место снятого. Перед вкручиванием его в посадочное место, резьбу обрабатывают герметиком.
После установки нового элемента к нему подсоединяется поводка, перепутать положение фишки невозможно, поскольку на ней есть специальные направляющие пазы. Далее охлаждающая жидкость в системе доводиться до нормы. После следует проверить, не происходит ли протекания жидкости через датчик, а после уже производить запуск мотора.
Если замена датчика никакого результата не дала, двигатель продолжает, к примеру, перегреваться или не набирает должной температуры, ищут причину в остальных элементах системы. Возможно, что термостат не срабатывает и жидкость постоянно циркулирует либо по малому, либо по большому кругу.
На автомобиле семейства Лада Калина установлено свыше десяти цифровых датчиков, которые контролируют работу механизмов и агрегатов. Чаще всего водители сетуют на преждевременный износ датчика температуры охлаждающей жидкости (далее — ДТОЖ).
Мол, отображает некорректные данные, а порой, вообще неактивный. Процесс самостоятельной замены ДТОЖ вовсе не сложный. Задача под силу водителю без опыта в обслуживании техники.
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»
Читайте также: Порядок регулировки клапанов 402 двигатель волга 3110 в 2 приема
Если вы еще ни разу не сталкивались с заменой штатного оборудования, тогда статья – рекомендация вам в помощь.
Видео:Калина, диагностика и замена датчика температуры двигателя (ГБЦ)Скачать
Какие датчики температуры установлены
Принцип работы ДТОЖ следующий: после получения данных о текущей температуре антифриза, измерительный прибор пересылает показания электронному блоку управления ЭБУ.
Бортовой компьютер сопоставляет полученные данные с запрограммированными. В случае несоответствия сигнализирует об ошибке на приборной панели. Владелец автомобиля, видя системную ошибку, принимает решение о характере поломки, посещает СТО для заказа комплексной диагностики.
Помимо ДТОЖ на автомобиле Лада Калина установлен датчик наружной температуры (далее — ДНТ). Однако не на всех комплектациях, а лишь в Люкс и Премиум.
При желании владелец может установить измерительное оборудование самостоятельно. Монтажные работы вовсе не сложные. По времени не более часа.
ДТОЖ предназначен для отслеживания температуры антифриза в контуре системы охлаждения силового агрегата. После получения данных о «градусе», ЭБУ повышает или занижает обороты силового агрегата с целью корректировки температуры.
От точности показаний ДТОЖ зависит качественный состав топливной смеси. Срок эксплуатации датчика неограниченный, за исключением механического повреждения, короткого замыкания в цепи.
Где находится: штатное место установки — внешняя часть корпуса термостата. Цоколь ввинчивается в тело термостата. К верхней части подведены два силовых контакта для питания от бортовой сети.
Внутри цоколя ДТОЖ установлен плавильный элемент. Как только градус антифриза достигает «90», контакты замыкаются, бортовой компьютер сигнализирует об ошибке.
Далее водитель принимает решение о целесообразности экстренной остановки автомобиля, проведения профилактики, вызова эвакуатора.
Каталожные артикулы, цены датчиков температуры на Лада Калина:
Название | Каталожный артикул | Цена в рублях |
---|---|---|
ДТОЖ (оригинал), 8 клапанов | 2112-385101000 | от 250 |
ДНТ воздуха (оригинал), 16 клапанов | 21120385101082 | от 350 |
Прибор установлен в месте крепления переднего бампера, левее от центра решетки радиатора. Форма ДНТ коническая с двумя контактами с тыльной стороны.
За работу ДНТ отвечает предохранитель в монтажном блоке под номером №24. Отсутствие показаний температуры на приборной панели — первые признаки неисправности.
Видео:Замена датчика ДТОЖ ПРИЧИНЫ и немного про подсос воздуха.Скачать
Как самостоятельно заменить датчики температуры на автомобиле Лада Калина
- Рожковой ключ на «19»;
- Ветошь;
- Дополнительное освещение по мере необходимости;
- Новый «измерительный прибор».
- Устанавливаем Лада Калина в периметр ремонтной зоны;
- Глушим двигатель, открываем капот;
- Обеспечиваем первоочередные меры по безопасности: блокируем задний ряд колес противооткатными башмаками, выжимаем стояночный тормоз;
- Снимаем клеммы с ДТОЖ, ключом отвинчиваем датчик;
- Заменяем прибор новым, завинчиваем, надеваем силовые клеммы вновь.
Проворачиваем ключ в замке зажигания, активируем его, проверяем функциональность оборудования. Доливаем недостающее количество антифриза по мере необходимости.
Специальных инструментов нам не понадобится, ограничимся отверткой, проводами, клеммами, новым прибором.
Последовательность действий при замене ДНТ своими руками:
- Лада Калина устанавливаем на ровную платформу, выжимаем стояночный тормоз в целях безопасности;
- Открываем капот, снимаем силовые клеммы с аккумуляторной батареи. Это необходимо с целью предотвращения короткого замыкания в цепи при проведении работ;
- Слева (справа) от центра переднего бампера привинчиваем датчик на один саморез;
- Прокладываем силовые кабели внутрь моторного отсека посредством технологических отверстий;
- Заводим проводку под приборную панель салона;
- Снимаем щиток приборов, к САМ – шине подключаем выходы;
- Собираем конструкцию в обратной последовательности;
- Надеваем силовые клеммы на аккумулятор.
Запускаем двигатель, проверяем функционал измерительного прибора. Замена оборудования завершена.
🎬 Видео
Датчик температуры охлаждающей жидкости Лада КалинаСкачать
Симптомы неисправности ДТОЖСкачать
Замена датчика температуры охлождающей жидкости приора ваз 2170Скачать
Осторожней с датчиком температуры двигателя,он может навредить/наглядный признак неисправности дтожСкачать
Признаки неисправности датчика температуры двигателя ваз. ДТОЖСкачать
Где находятся датчики температуры на Лада Приора (коротко и по существу)Скачать
Простой способ определения неисправности датчика температуры в двигателе ВАЗСкачать
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости Ваз 2112 (дтож) и заливка трансмиссионного масла.Скачать
Симптомы и признаки неисправности датчика температуры ОЖ. Назначение и проверка ДТОЖСкачать
Ваз | Датчик температуры охлаждающей жидкостиСкачать
Как проверить датчик температуры двигателя не снимаяСкачать
Обломился датчик температуры охлаждающей жидкости Lada Granta. Что делать?Скачать