Передняя подвеска типа MacPherson благодаря своей простоте, технологичности и малым неподрессоренным массам быстро захватила большую часть автомобильного рынка, начиная с последней четверти 20-го века. Один из её конструктивных узлов, а именно верхний опорный подшипник, выглядит хорошим примером того, как самое важное преимущество схемы, в плане ресурса, можно превратить в одно из её слабых мест.
Более подробно, что это за узел, с какими неисправностями приходится сталкиваться автовладельцам и как их устранить читайте ниже.
- Что такое опорный подшипник и опора передней стойки амортизатора
- Виды опорных подшипников
- Какие бывают неисправности
- Диагностика передних стоек своими руками
- Инструкция по замене опорного подшипника на автомобиле ВАЗ + видео
- Замена с демонтажем стойки
- Замена без снятия стойки
- Как отреставрировать старый подшипник и опору
- Замена опорного подшипника на ВАЗ 2109
- Проверка
- Замена
- Первый способ
- Второй способ
- 🎥 Видео
Видео:замена опоры не снимая стойки, ваз 2108, 2109, 2114, 2115.Скачать
Что такое опорный подшипник и опора передней стойки амортизатора
Основа свечной подвески типа MacPherson объединяет в себя амортизатор и пружину, то есть одна телескопическая свеча способна, как выполнять роль упругого элемента, так и гасить энергию колебаний кузова относительно дороги.
Другими словами, эту сборку называют «стойкой подвески» или «телескопической стойкой».
Снизу стойка крепится через шаровую опору к позиционирующему рычагу, а сверху установлена подшипниковая опора, позволяющая корпусу стойки с пружиной поворачиваться относительно собственной оси под воздействием тяги рулевого управления.
Верхняя опора включает в себя непосредственно подшипники качения, корпус, демпфирующие резиновые элементы и крепёжные шпильки.
С одной стороны, корпус жёстко соединён со стаканом кузова, а с другой к нему походят шток амортизатора и опорная чашка пружины. Между ними и происходит вращение.
Видео:Замена опорного подшипника Приора и аналогичные ВазыСкачать
Виды опорных подшипников
Подшипник должен выполнять радиально-упорные функции, причём чем точнее он это будет делать, тем дольше автомобиль сохранит свои характеристики управляемости. Поэтому разработано множество разных конструкций, какой-то одной единой пока не существует.
Подшипники по своей конструктивной организации могут подразделяться на:
- по характеру тела качения — шариковые и роликовые;
- подшипники со съёмной наружной или внутренней обоймами;
- интегрированные радиально-упорные подшипники неразборного типа;
- подшипники без обойм, представляющие собой мощный сепаратор с встроенными телами качения, в роли дорожек выступают фланцы опоры.
В подшипник при сборке закладывается запас смазки, но условия его работы таковы, что надолго её не хватает.
Видео:Замена подшипника опоры стойки Лада Калина не снимая стойкиСкачать
Какие бывают неисправности
Чаще всего первыми признаками проблем с опорниками станут стуки в подвеске. Сильно изношенный и люфтящий подшипник будет издавать этот звук на каждой значительной неровности.
В зависимости от конструкции, шток амортизатора может быть или связан с внутренней обоймой подшипника, или закреплён через втулку и резиновый демпфер на кузове.
В первом случае износ подшипника более значительно повлияет на управляемость машины, установки углов развала и кастора, поэтому сможет быть замечен ещё до появления стуков.
Как уже упоминалось, уплотнение узла от дорожной грязи и влаги оставляет желать лучшего. По мере накопления всего этого в подшипнике, он интенсивно корродирует и начинает издавать звуки другого рода, напоминающие скрип и хруст.
Если такую деталь разобрать, то картина будет характерной – полость между обоймами занята ржавыми обломками бывших шариков или роликов.
Видео:ЗАМЕНА ОПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ в гараже.Скачать
Диагностика передних стоек своими руками
Проверить подозрительный узел достаточно просто. На стоящем автомобиле одна рука кладётся на выступающий из стакана подвески шток амортизатора с гайкой, а второй производится интенсивное раскачивание кузова. Лучше даже такую операцию проводить вдвоём, поскольку усилия довольно значительные.
Читайте также: Амортизаторы для снегоходов артикет
Рука на верхней чашке штока легко почувствует посторонние звуки и вибрации, которых у исправных деталей быть не должно.
Если помощник будет крутить руль из стороны в сторону, а ваши руки, находясь на чашке стойки или витке пружины, ощущать стук, скрежет (хруст), то дела с подшипниками плохи.
Если шток амортизатора у конкретного автомобиля не соединён с внутренней обоймой, то таким способом проверить деталь будет затруднительно.
Ориентироваться придётся только на звуки при движении и результаты частичной разборки подвески.
Видео:ЗАМЕНА ОПОРНОГО ПОДШИПНИКА НЕ НАРУШАЯ СХОД-РАЗВАЛА ВАЗ 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115Скачать
Инструкция по замене опорного подшипника на автомобиле ВАЗ + видео
В качестве примера можно рассмотреть процесс снятия-установки детали со стойки переднеприводного автомобиля ВАЗ.
Замена с демонтажем стойки
Работать на снятой стойке проще, соответственно уменьшается вероятность ошибок. К тому же для начинающих особенно важна наглядность процесса.
- Машина поднимается с нужной стороны домкратом и устанавливается на надёжную подставку. Работать только на домкрате категорически нежелательно. Снимается колесо.
- От поворотного рычага стойки отсоединяется рулевая тяга, для чего гайка пальца расшплинтовывается, отворачивается на несколько оборотов, коническое соединение напрягается монтировкой и наносится резкий удар молотком сбоку проушины. Приём требует некоторой тренированности, но всегда можно воспользоваться съёмником.
- Отсоединяются два нижних болта крепления поворотного кулака, причём один из них является регулировочным для установки угла развала, поэтому по окончании работ эту регулировку придётся проделать. Болты имеют свойство намертво закисать, поэтому может потребоваться проникающая смазка или даже горелка. После чего они комплектом меняются на новые.
- Отвернув три гайки стакана под капотом можно извлечь стойку в сборе из-под автомобиля.
- Для замены опоры надо сжать пружину. Применяются винтовые стяжки или в условиях автосервиса специальное гидравлическое приспособление. После сжатия опора освобождается, можно открутить гайку штока амортизатора, снять опору и заменить её на новую, проведя все операции в обратном порядке.
Удобнее всего пользоваться в работе ударными гайковёртами, электрическими или пневматическими. Действие обычными ключами может вызвать затруднения, хотя вполне возможно.
Замена без снятия стойки
Если нет желания проводить операции регулировки развала, и есть уверенность в своих силах по работе в условиях ограниченного доступа, то для замены опорника, стойку с машины можно и не снимать.
В этом случае гайку штока амортизатора лучше ослабить заранее, пока машина на колёсах и к гайке есть удобный доступ. Открутить её потом будет гораздо легче.
Рулевая тяга отсоединяется аналогично, а чтобы можно было отодвинуть амортизатор максимально вниз, надо открутить стойку стабилизатора. После отсоединения опоры от кузова становится возможным поставить на пружину стяжки и проделать все прочие операции, как описано выше.
Регулировочные болты при этом остаются на месте и углы подвески не изменяются.
Видео:Стучат новые опоры Сэви эксперт на калине 1/ Замена опорных подшипников калина 1Скачать
Как отреставрировать старый подшипник и опору
Когда появляется возможность сэкономить тысячу-другую на покупке запчастей, то народное творчество не имеет границ. Когда-то давно это было действительно оправдано, поскольку запчасти возили под заказ, и было это долго и дорого.
Читайте также: Резиновые амортизаторы для донных удочек
Сейчас выбор есть на любой вкус и кошелёк, а детали часто продаются в часовой доступности.
Тем не менее, иногда выборочная замена деталей в опоре оправдана и сейчас. Машина может быть редкой и экзотической, а весь набор стоить неоправданно дорого. Тогда вполне возможно разобрать снятый опорный узел, более тщательно его продефектовать и заменить только действительно изношенные детали.
Чаще всего достаточно заменить только подшипник. Многие фирмы это позволяют, подшипник имеет свой каталожный номер и его можно купить отдельно. Или подобрать подходящие по типоразмеру, такое тоже возможно.
В результате отреставрированная опора будет служить долго и не хуже новой.
Видео:Замена опорного подшипника на Лада Гранта без снятия стойкиСкачать
Замена опорного подшипника на ВАЗ 2109
Опорный подшипник является компонентом опоры стойки. Относится к категории подшипников качения. Широкое применение в отечественном автопроизводстве обусловлено универсальностью, способностью переносить серьезные нагрузки.
Основная задача ОП — это гашение дорожных колебаний. Он обеспечивает подвижное соединение между кузовом и амортизатором автомобиля. Плюс он влияет на настройки углов колес ВАЗ 2109.
Для ВАЗ 2109 используется несколько видов опорных подшипников, каждый из которых имеет свои особенности.
Тип подшипника
Особенности
Встроенное кольцо может быть внутренним или наружным. Такой подшипник имеет монтажное отверстие, не нуждается в прижимных фланцах. Плюс элемент оснащается встроенными прокладками, которые гарантируют точность вращения. Данный опорный подшипник применяется для вращения обоих колец — внутреннего и наружного
ОП с отделяемым внутренним кольцом
Такая конструкция с отделяемым внутренним кольцом служит для вращения наружного кольца. Наружное кольцо тут контактирует с корпусом. Если вам требуется максимальная точность вращения наружных колец, рекомендуется использовать именно этот тип ОП
ОП с отделяемым наружным кольцом
Тут все наоборот, конструкция предусмотрена для вращения внутреннего кольца. В данном случае с корпусом соприкасается внутреннее кольцо, а наружное может отделяться. Применяется в ситуациях, где необходимо точное вращение внутреннего кольца
В таком ОП предусматривается наличие разделения наружного кольца в одной точке, что способствует увеличению жесткости подшипника. Служит для ситуаций, требующих точное вращение наружного кольца.
Видео:Как поменять опорный подшибник на Ваз2110.Скачать
Проверка
Проверка опорного подшипника должна стать для вас привычным мероприятием. Выполнять ее следует не только при выходе из строя элемента, но и просто в качестве профилактики.
Производитель рекомендует проверять состояние ОП на ВАЗ 2109 каждые 15-20 тысяч километров пробега. Хотя опытные водители, познавшие прелести наших дорог, понимают, что проверка требуется немного чаще.
Чтобы оценить текущее состояние опорного подшипника, выполните несколько простых действий:
- Выключите двигатель, включите ручной тормоз поставьте противокаты под колеса;
- Поднимите капот;
- Снимите крышку стакана. Она располагается на ступичном подшипнике;
- Прикоснитесь рукой (ладошкой) к опорному подшипнику, а товарища при этом попросите покачать машину в разные стороны. Или наоборот, как вам удобнее распределить роли;
- Наблюдайте, не «играет» ли стойка при таких манипуляциях;
- Если при раскачке машины наблюдаются стуки, скрипы, хрусты, тогда практически наверняка ОП отжил свое и требует замены.
При обнаружении признаков поломки опорного подшипника, не затягивайте с ремонтом. В лучшем случае вы пробьете себе капот, наехав на яму и сломав окончательно опору. Если же поломка ОП произойдет на скорости, это может обернуться трагедией.
Читайте также: Велик с задними амортизаторами
Сравнение старого и нового элемента
Видео:Замена опорного подшипника лада ларгус кроссСкачать
Замена
Существует два основных способа замены опорника. Выбирайте понравившейся, а мы расскажем подробно про оба варианта.
- Первый способ предусматривает снятие стойки и рулевого рычага совместно. Так вы сможете сохранить угол колес, то есть не придется затем ехать делать развал-схождение.
- Второй способ потребует снять стойку амортизатора уже отдельно от поворотного механизма. Это приводит к нарушению настроек угла, потому без посещения СТО для регулировки развал-схождения не обойтись.
Подшипники не подлежат ремонту, потому единственным верным решением будет проведения их замены.
Теперь про каждый способ замены опорного подшипника мы расскажем отдельно.
Первый способ
- Поставьте машину на ровную поверхность, установите противокаты под задние колеса.
- Ручку коробки передач поставьте в режим первой скорости, включите ручной тормоз.
- Снимите защитный колпачок с гайки ступицы. Гайку необходимо расконтрировать. Если возникли проблемы из-за чрезмерной затяжки гайки, придется взять в руки дрель и высверлить крепеж соответствующим сверлом.
- Головкой на 30 и длинным рычагом (чтобы прикладывать меньшее усилие) сорвите со своего места гайку, ослабьте немного натяжение. Но не снимайте ее полностью.
- Если гайка не поддается, это может быть вызвано ее вращением одновременно с колесами. Потому напарнику нужно нажать на педаль тормоза, а вы при этом снимите гайку.
- Далее ослабьте зажим колесных болтов, поднимите авто домкратом. Под пороги обязательно установите страховочные кирпичи, бруски дерева. Это позволит избежать случайного опрокидывания авто. Опустите машину на опору.
- Открутите полностью колесные болты, снимите само колесо.
- Демонтируйте гайку, которая сидит на рулевом наконечнике.
- Специальным съемником выпрессуйте рулевой палец. Если съемника нет, можно аккуратно воспользоваться монтировкой и молотком.
- Снимите стойку, открутив три гайки сверху и один длинный болт снизу. После этого старый подшипник извлекается, на его место устанавливается новый и проводится процедура обратной сборки.
Второй способ
Здесь мы обойдемся без регулировки развал-схождения. Потому операции будут несколько отличаться.
- Открутите пару болтов, удерживающих шаровую опору.
- Отсоедините от амортизаторной стойки крепежи тормозной магистрали. Перед этим нужно демонтировать болты, которые удерживают суппорт. Далее подвешивается рабочая часть тормозного механизма к элементам подвески.
- Открутите гайку стойки не до конца.
- Демонтируйте три крепежные гайки, удерживающие амортизатор.
- Одновременно открутите гайку ШРУСа. Тут уже откручивайте до конца.
- Стяните гранату и извлеките стойку наружу.
- Съемником со стойки снимается пружина.
- Стянув пружину, открутите старый, изношенный подшипник. На его место поставьте новый элемент.
- Выполните процедуру обратной сборки.
- Устанавливая гайку ступицы, ни в коем случае не используйте старые крепежные элементы. Данная гайка является компонентом одноразового использования, потому после каждой проведенной демонтажной работы обязательно меняется на новую.
- Затянув новую гайку, не забудьте законтрировать ее после затяжки.
Наличие определенного инструмента и хотя бы минимального опыта в самостоятельном ремонте позволит вам без особых проблем выполнить своими руками замену ОП на автомобиле ВАЗ 2109.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🎥 Видео
VW. Опору амортизатора лучше поменять,или как сделать вечными поворотные подшипники опор.Скачать
Замена опоры передней стойки на Лада Приора 21126 2013 года LADA PrioraСкачать
(вот откуда щелчки) самый лёгкий способ замены опорных подшипников, калина2.Скачать
Устраняем стуки, замена опоры стойки на а/м ВАЗ 2110-2112Скачать
СТУЧАТ ПЕРЕДНИЕ ОПОРЫ АМОРТИЗАТОРОВ | КАКОЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАЗОР? КАК ПРОВЕРИТЬ? ЗАМЕНА ОПОР НА ЛАЧЕТТИСкачать
Замена опорного подшипника. Не нарушая сход-развалСкачать
Замена опорных подшипников амортизатора VW T5 Без снятия стойки с автомобиляСкачать
Замена опорного подшипника,опоры амортизатора на VW POLO SEDANСкачать
Замена опорного подшипника/опоры на лада калина/грантаСкачать
Замена опорных подшипников на Лада Калина без снятия стойкиСкачать
Замена опор и опорных подшипников на Chevrolet LacettiСкачать