- Меняем радиатор отопителя на Лада Калина без снятия панели
- Где находится радиатор
- Замена без снятия панели
- Удаляем воздушную пробку
- Артикулы
- Опасность поломки
- Как вовремя распознать
- Причины частой замены
- Почему алюминий с завода
- Видео о том, как бывает по-другому или Седьмой способ замены радиатора отопителя
- Способы замены печки (радиатора отопителя) на Лада Калина
- Где в «Лада Калина» находится радиатор отопителя
- Причины замены
- Как заменить своими руками: варианты
- Что понадобится, чтобы поменять
- Как произвести работы по мануалу (классический способ)
- Альтернативные способы снятия «печки»
- Без демонтажа лобового стекла
- Без снятия торпедо и панели
- Разные способы замены на видео
- Отличия алгоритма на авто с кондиционером
- Печка Калины. Замена радиатора печки
- Замена радиатора печки без снятия панели
- Печка Калины. Замена печки на Калине
- Размеры штатного радиатора печки Лады Калины
- Способы замены радиатора печки на Калине
- Снятием приборной панели
- Выпиливанием воздуховодов
- Укорочением штуцеров радиатора
- Печка от Газели или от Волги
- Что если перевернуть штатный радиатор?
- Инструменты и материалы для ремонта печки Калина
- Обязательно:
- Желательно:
- Замена печки на Калине методом реверса радиатора
- Как слить тосол на Калине?
- Демонтаж старого радиатора печки Лада Калина
- Установка перевернутого радиатора печки на Калину
- Сборка
- Отзывы и комментарии
Видео:Замена радиатора печки на Лада Калина без снятия панелиСкачать
Меняем радиатор отопителя на Лада Калина без снятия панели
Неопытному автолюбителю может показаться, что замена радиатора печки сопряжена с рядом трудностей. Однако в действительности эту процедуру можно выполнить своими руками. Есть даже поговорка:
поменял отопитель печки, прошёл посвящение в КАЛИНОводы.
Видео:Замена радиатора печки на Лада Калина без снятия панели.Скачать
Где находится радиатор
Расположение радиатора отопителя отмечено стрелочкой.
Видео:Самая простая замена радиатора печки на КалинаСкачать
Замена без снятия панели
Самый простой вариант замены радиатора не предполагает снятия центральной консоли. Алгоритм действий следующий:
- Работы следует проводить после того, как двигатель полностью остынет.
- Снимаем плюсовую клемму с аккумулятора.
- Откручиваем пробку, расположенную в нижней части радиатора и сливаем антифриз.
Подставляем снизу емкость и откручиваем сливную пробку. Демонтировали патрубок подачи воздуха. Рабочее место под капотом – снят фильтр и патрубок. Патрубки сняты – переходим в салон автомобиля. После снятия педали газа видна декоративная накладка отопителя. Винты декоративной накладки радиатора отопителя. Так выглядит отсек после демонтажа радиатора. На последнем этапе необходимо установить новую деталь. Далее монтируем снятые узлы в обратной последовательности. Демонтированный радиатор отопителя на пробеге 46 000 км. Явных следов подтёков не было, но воняло в салоне очень сильно.
Удаляем воздушную пробку
После замены отопителя в системе появится воздушная пробка. Это ПЛОХО! Плохо и для охлаждения, и радиатор не будет полностью прогреваться и будет холодно в салоне. Этот способ подходит для всех обладателей Лада Калина. И с электронной педалью и без неё.
- Заливаем антифриз по нижнюю риску бачка ОЖ.
Нижняя риска бачка. Заливать по сюда. Датчик температуры отмечен стрелочкой. На фото редакционная Калина, здесь стоит двигатель от Приоры.
Артикулы
Оригинальный артикул — LADA 11180-8101060-00. Новый радиатор приобретают и меняют вместе с резиновыми патрубками. Снизу проверенные временем аналоги. На самом деле их достаточно больше.
- PEKAR 11188101060
- LUZAR LRh 0118
- KRAFT KT104017
- ДААЗ 1118.8101060
Видео:Замена радиатора печки на Калине 1117Скачать
Опасность поломки
Течь из радиатора отопителя может стать причиной серьезных неприятностей.
Дело в том, что этот элемент установлен как раз над блоком управления (ЭБУ). Поэтому несвоевременная замена чревата заменой ЭБУ, его зальёт охлаждающей жидкостью и он выйдет из строя.
Как вовремя распознать
- Первый признак это маслянистые подтёки под ковриком водителя . Достаточно извлечь коврик, и посмотреть на его обратную сторону.
Причины частой замены
Радиаторы печки именно в Калине славятся своей недолговечностью . А все это потому, что алюминиевый корпус данной детали не выдерживает длительного контакта с агрессивными антифризами.
Поэтому при замене мы рекомендуем медные радиаторы, их можно запаять и они в целом более долговечны.
Видео:#заменапечкинакалине Правильная замена радиатора отопителя (печки) Лада Калина 1 с кондиционером.Скачать
Почему алюминий с завода
Родной радиатор отопителя ДААЗ (алюминий).
Он дешевле, и лучше отдаёт тепло.
С завода залит G12+ Felix Carbox-40.
Хотя тут вызывает вопросы выбор типа антифриза. Он плохо реагирует на алюминий, поэтому многие владельцы Калин осуществляют полную замену антифриза.
Видео:Замена радиатора печки Лада Калина без снятия панели! Полезное видео!Скачать
Видео о том, как бывает по-другому или Седьмой способ замены радиатора отопителя
Видео:Замена радиатора печки Калина 1Скачать
Способы замены печки (радиатора отопителя) на Лада Калина
Многим владельцам автомобиля Лада Калина знакома ситуация, когда через отопитель в салон попадает антифриз, причём он может быть очень горячим, что влечёт за собой причинение травм водителю или пассажиру авто. Впрочем, обычно всё проявляется не так трагично – в виде лужи непонятной жидкости на центральной панели или на полу. Незамедлительно у автолюбителя возникает решение по замене неисправного радиатора печки, но самое интересное начинается тогда, когда он открывает заводскую инструкцию и пытается понять, как это сделать.
Видео:Замена радиатора печки на Лада Калина без снятия панели.Скачать
Где в «Лада Калина» находится радиатор отопителя
Расположение радиатора печки в Калине настолько неудобное, что по инструкции для его замены нужно перебрать почти половину машины: снять всю переднюю панель, сиденья, педали, не говоря уже о самом радиаторе и как минимум двух его патрубках. С годами на собственном опыте водители вывели альтернативные способы поменять отопитель, о них мы поговорим немного позже.
Где искать радиатор печки? Практически прямо за панелью приборов, и в этом корень всех неудобств, связанных с его заменой.
Так выглядит радиатор печки
Видео:Замена радиатора печки КАЛИНА. Упрощённый вариант! Replacing heater radiator KALINAСкачать
Причины замены
- Утечка охлаждающей жидкости.
- Появление запаха антифриза в салоне.
- Вместо тёплого воздуха при включении отопителя в салон поступает холодный воздух или антифриз.
- Некомфортная обстановка внутри автомобиля с наступлением холодного времени года.
Видео:Быстрая замена Радиатора печки в Калине не Уродуя машинуСкачать
Как заменить своими руками: варианты
Самостоятельная замена радиатора отопителя на Калине возможна тремя способами:
- традиционным, согласно которому необходимо снять всю панель приборов в сборе с отопителем;
- комбинированным, предполагающим демонтаж только торпедо (без отопителя);
- народным, исключающим процедуру удаления приборной панели.
Видео:Замена радиатора печки на Калине без снятия панелиСкачать
Что понадобится, чтобы поменять
Для осуществления действий по демонтажу узлов и агрегатов своими руками понадобятся:
- крестообразная отвёртка
- набор гаечных ключей
- ёмкость для охлаждающей жидкости
- свежий антифриз
Видео:Замена радиатора печки Лада Калина (БЕЗ СНЯТИЯ ТОРПЕДЫ)Скачать
Как произвести работы по мануалу (классический способ)
- По заводской инструкции работа по демонтажу отопителя занимает от трёх до шести часов, включая подготовительный этап. Ниже кратко разобрана основная стадия демонтажа отопителя. Начать нужно с отсоединения минусового контакта аккумулятора.
Требуется отсоединить минусовую клемму АКБ перед демонтажом отопителя
По инструкции нужно снимать облицовку рамы лобового стекла
Предварительно слив ОЖ, разъедините шланги отопителя
Отсоединение крепления отопителя
Видео:замена радиатора печки калина без снятия панелиСкачать
Альтернативные способы снятия «печки»
Вполне естественно, что описанные в руководстве процедуры, растягивающиеся порой на непозволительно большой промежуток времени, подстегнули фантазию автолюбителей, которые изобрели собственные, более простые, но зачастую менее аккуратные способы демонтажа радиатора печки. Методом проб и ошибок относительно приемлемая альтернатива была найдена.
Без демонтажа лобового стекла
В данном случае облицовка лобового стекла и салонный фильтр остаются на своих местах. Грубо говоря, производится меньше подготовительных операций. Зато алгоритм основного этапа работ в корне отличается от традиционного. Выглядит он так:
- Отсоединяем тросик педали газа.
- Снимаем педаль.
- Демонтируем датчик включения задних габаритных огней.
- Отключаем педаль тормоза от её привода, отсоединив стопорную скобу и металлический палец.
- Снимаем рулевую колонку.
- Снимаем обшивку на левой стороне торпедо.
Без снятия торпедо и панели
Ещё один способ заключается в демонтаже «печки» без снятия торпедо. Последовательность действий:
- Слив охлаждающей жидкости.
- Демонтаж крышки радиатора и педали газа. Откручиваются три гайки на 10.
Для снятия отопителя без разборки торпедо придётся отвинчивать крышку Снимается шток педали тормоза со стопорным кольцом Радиатор извлекается через разрезанную обшивку Наконец-то радиатор извлечён! Описанный выше способ хорош тем, что получается меньше трудозатрат и потерянного времени, но потом придётся заделывать дыру, которая осталась в обшивке, при помощи шумоизоляционного материала или вибропласта.
Разные способы замены на видео
Видео:Калина. Замена радиатора отопителя без снятия панели.Скачать
Отличия алгоритма на авто с кондиционером
«Калина» с кондиционером имеет два радиатора отопителя и отличный от моделей без климат-контроля регулятор температуры в салоне. Радиаторов два, так как через один из них проходит фреон кондиционера, а по-другому – антифриз, как в авто без климатической установки. Соответственно, регулятор температуры даёт проходить воздуху через один из радиаторов, в зависимости от своего положения. Демонтировать такую конструкцию и заменить нужные элементы самостоятельно будет сложнее. Понять, что печка пришла в негодность, получается не сразу, поскольку вытекающая жидкость быстро испаряется и напоминает о себе лишь специфическим запахом. При замене радиатора нужно аккуратно складывать снимаемые части, не отступать от инструкции и соблюдать меры предосторожности. Источник
Видео:Калина 2 замена радиатора печки, без пропила.Скачать
Печка Калины. Замена радиатора печки
Здравствуйте, уважаемые читатели блога Kak-kupit-auto.ru. Замена печки на Калине — это непростая задача, но именно именно о ней мы с вами поговорим в этой статье. Печка Калины — это одно из главных ее преимуществ. Греет она хорошо, и даже в сильный мороз салон прогревается довольно быстро. Пока Калина новая – все идет отлично, но уже вскоре Калина может разочаровать своего владельца. Если радиатор печки начнет подтекать, то на ковриках в салоне появятся лужи антифриза, а в худшем случае тосол может даже залить электронный блок управления двигателем.
Видео:Лада Калина - Замена радиатора печки (без снятия панели).Скачать
Замена радиатора печки без снятия панели
Итак, если в районе радиатора печки Вы обнаружили маслянистую жидкость – значит пора выполнить замену радиатора печки Вашей калины и сделать это желательно поскорее, пока течь не усилилась. Радиатор печки в Калине находится в центральной консоли, чуть ниже отсека для магнитолы, чуть правее и выше педали газа. Сняв пластиковую накладку, Вы сможете увидеть поверхность радиатора и визуально оценить его состояние. Взгляните, на моей Калине после восьмой зимы радиатор печки выглядел так: Штатный калиновский радиатор отопителя делают из дух материалов: пластика и алюминия. Зимой он испытывает большие перепады температуры, поэтому и подтекать радиатор начинает, обычно в холодное время года. На моей калине радиатор печки начал подкапывать уже на третьем году жизни, но это происходило так медленно, что я ничего не заметил. Тосол проник внутрь ЭБУ и окислил плату, она замкнула, и машина перестала заводиться. Поставив новый ЭБУ (цена 5000 р.), я замотал его в полиэтилен (надо было сделать это еще на новой машине). Прошло еще 5 лет, окислы на торце радиатора становились все заметнее и вот прошлой зимой, первые капли антифриза упали на коврик с водительской стороны: Думаю, все это время тосол очень медленно подтекал из радиатора в воздуховод, откуда успевал испаряться потоком воздуха. Позже, вынув родной радиатор печки Калины, я обнаружил под ним лужицу зеленого цвета: Итак, увидев капли тосола, я понял, что откладывать ремонт печки больше нельзя. На весну я запланировал обязательную замену радиатора печки Калины и в ожидании начал изучать интернет в поисках информации.
Видео:#Замена радиатора печки Лада Калина (без снятия панели).Скачать
Печка Калины. Замена печки на Калине
- Для установки нового радиатора надо извлечь старый (это понятно), но сделать это, не снимая приборную панель, можно только отломав от старого радиатора его длинные штуцера, торчащие из салона в моторный отсек
- А вот установить новый радиатор, без демонтажа торпедо – невозможно. Установить новый радиатор мешают его длинные штуцера. Укоротить их на новом радиаторе нельзя – тогда не удастся надеть на них шланги со стороны моторного отсека. Посмотрите, штуцера и так не слишком-то выступают в моторный отсек, особенно нижний:
Сравните, слева новый радиатор (со штуцерами), а справа – старый (уже без штуцеров):
Видео:Замена радиатора печки 😱 БЕЗ СНЯТИЯ ТОРПЕДЫ.😎Скачать
Размеры штатного радиатора печки Лады Калины
В свое время мне так и не удалось найти ни размеров, ни четкого изображения радиатора печки Калины, можно сказать, подбирать радиатор приходилось вслепую, договариваясь вернуть, если не подойдет. Поэтому спешу поделиться с Вами, дорогие читатели, этой информацией. Надеюсь, она окажется полезной, например, если Вы решите ставить радиатор печки от другой машины.
Итак, габариты радиатора печки Калины: 240х195х50 мм
Также Вам могут пригодиться размеры ниши, в которую устанавливается радиатор отопителя Калины: 54х198 мм. Однако, если соберетесь ставить радиатор печки от другой машины, то имейте ввиду, что края у этой ниши сильно скруглены:
Видео:ПРАВИЛЬНАЯ ЗАМЕНА РАДИАТОРА ПЕЧКИ КАЛИНА. Как снять торпеду на Калине по заводской инструкции.Скачать
Способы замены радиатора печки на Калине
Теперь, уважаемые читатели, я опишу способы замены радиатора печки, которые мне удалось найти на просторах интернета. Мне удалось выяснить четыре способа установки радиатора печки на Калину, из которых я выбрал последний (тогда он показался мне оптимальным).
- Снятием приборной панели
- Укорочением штуцеров радиатора
- Выпиливанием воздуховодов
- Печка от газели
Давайте рассмотрим каждый из способов замены печки Калины и разберем плюсы и минусы каждого из них.
Снятием приборной панели
Данный метод замены радиатора печки Калины официально рекомендован заводом изготовителем. Согласно этому способу, по задумке наших конструкторов, для замены радиатора отопителя надлежит снять торпедо – переднюю панель автомобиля. Этот вариант был мной сразу же отвергнут, как минимум по двум причинам.
- Во-первых, я не хочу для замены печки разбирать «полмашины», т.к. при сборке что-то может быть собрано неправильно, что-то может скрипеть, а что-то может вообще перестать работать
- Во-вторых, самостоятельно это делать никому не пожелаю, а в сервисе это стоит около 5-7 тыс.р. – довольно дорого и никаких гарантий ))
Здесь Вы найдете подробное описание этой варварской процедуры.
Выпиливанием воздуховодов
Второй способ замены печки на Калине заключается в том, что часть воздуховода выпиливается,
затем вставляется новый радиатор печки,
а отпиленная стенка воздуховода методом клея возвращается на свое место:
Этот способ я отклонил потому, что он показался мне самым варварским и колхозным (после разборки панели, конечно). С другой стороны, у него есть свои плюсы:
- не нужно снимать металлическую пластину с резинкой
- нет необходимости разбирать педаль тормоза
- используются родные патрубки и радиатор (все идеально подходит)
Этот метод может быть довольно эффективен, при условии, если Вы сможете восстановить герметичность распиленных воздуховодов.
Укорочением штуцеров радиатора
Третий способ – укорочение штуцеров на штатном Калиновском радиаторе печки. Теоретически можно укоротить штуцера родного Калиновского радиатора до такой длины, чтобы стало возможно установить его в нишу. Тогда надо использовать более длинные шланги (например, от печки 2108), и надевать их на укороченные штуцера прямо в салоне автомобиля.
В тот момент единственное упоминание успешного применения данной методики мне показалось неубедительным, а других свидетельств найти не удалось. Когда я представил себе, как буду все это собирать в районе падального узла, то данный способ показался мне НЕ очень перспективным, однако, сейчас, изучив расположение узлов, я думаю, что в следующий раз надо попробовать установить штатный радиатор именно по этому способу.
Замечу, что штатную резинку-уплотнитель вместе с металлической пластиной, скорее всего, использовать не удастся, поэтому снижается герметичность салона и это главный недостаток данного метода, не считая неудобство сборки патрубков на радиаторе.
Печка от Газели или от Волги
Название метода говорит само за себя – суть в том, чтобы заменить штатный радиатор на радиатор печки от другого автомобиля, например, от Волги или Газели. Забегая вперед, скажу: этот метод я Вам НЕ рекомендую, чуть позже поймете почему.
Смысл этого способа замены радиатора печки состоит в том, что, вместо штатного, в Калину можно поставить радиатор печки от Газели или Волги (по размерам он должен подходить), но штуцера у него имеют другую конфигурацию, поэтому их надо выводить вправо – со стороны пассажира.
Для того, чтобы вывести штуцера справа, надо проделать отверстия в пластиковой стенке под бардачком, а шланги прокинуть через верх – за приборной панелью, благо места там достаточно. Отверстия в стенке можно проделать с помощью паяльника, а насчет эстетики не волнуйтесь – шланги можно будет увидеть, только с высоты поверхности сиденья.
Преимущество данной схемы в том, что для замены радиатора не нужно ничего не разбирать под капотом, достаточно слить лишний антифриз, а остальные работы делаются в салоне автомобиля.
На мой взгляд, конструкторам Калины стоило применить именно эту схему: расположить радиатор печки штуцерами вправо и сделать, чтобы он вынимался в сторону пассажира, а слева наоборот, закрыть отсек герметично. В таком случае, для замены радиатора со стороны пассажира, не приходилось бы разбирать две педали, а под капотом понадобилось бы только слить излишки антифриза.
Здесь я нашел подробный положительный отчет о том, как волговский радиатор идеально подходит для замены штатного на Калине.
Отзывы про медный радиатор были только положительными, поэтому я решил поставить себе такой и приступил к поиску радиатора. Однако, найти это медное чудо мне не удалось. Вместо него мне все время попадались вот такие радиаторы, у которых высота превышает допустимую более, чем на сантиметр. Кстати, цена такого медного радиатора — около 2 тыс.р.
Так и не найдя медный радиатор подходящего размера, я купил за 650 р. газелевский радиатор из пластика и алюминия и поставил его на калину. Процесс установки подробно описывать не стану, т.к. этот путь развития оказался тупиковым. Приведу только фото для сравнения размеров:
Обратите внимание: газелевский радиатор печки (на фото справа) на сантиметр меньше по ширине, а штуцера у него тонкие – всего 16 мм, в то время, как у калиновского – 18 и 20 мм. Кроме того, штуцера показались мне слишком длинными, поэтому я их укоротил. Как оказалось, делать этого было нельзя.
Шланги от двигателя к радиатору я использовал цельные по 1,5 метра, чтобы не создавать лишнего сопротивления. Штуцера на двигателе имеют диаметр 20 мм. Надеть на них 18-й шланг мне не удалось, поэтому я использовал армированный шланг диаметром 20 мм.
И вот, через неделю после установки газелевского радиатора, из-под шлангов на радиаторе печки начал капать антифриз. Подтянув хомуты, я обнаружил, что течь только усиливается. Тогда я снял шланги и понял, что эти штуцера настолько хлипкие, что под натиском хомутов просто сложились внутрь.
Пришлось купить еще один газелевский радиатор, но на этот раз с более мощными штуцерами диаметром 18 мм. Странно, но этот радиатор обошелся дешевле – всего 600 р.
Второй экземпляр выглядел серьезнее, вид у него был надежный, добротный, на коробке красовалась надпись «сделано в германии», но по ширине он также уступал калиновскому около сантиметра. Летом я напрасно не придал этому значения, но с приходом зимы стало ясно: плотность посадки радиатора играет ключевую роль в эффективности работы печки.
Устанавливая второй радиатор от газели, я не стал обрезать штуцера, надел на них шланги, идущие к двигателю (два армированных шланга диаметром 20 мм, длинной 1,5) и закрепил каждый шланг двумя хомутами. Впоследствии, за полгода эксплуатации никаких протечек здесь не возникло:
Итак, со вторым радиатором я проездил с июня по декабрь, а с наступлением морозов понял, что печка у меня практически не греет. Теперь я понимаю, что плохо уплотнил радиатор печки, поэтому холодный воздух под давлением от вентилятора, вместо того, чтобы проходить через пластины радиатора, устремлялся мимо, в зазор образованный по причине недостаточной ширины радиатора.
Кроме того, при установке радиатора печки от газели я недостаточно уплотнил радиатор поролоном. Взгляните, как у меня был уплотнен радиатор печки от газели. Это пример, как делать не надо, а как надо уплотнять радиатор печки, Вы увидите чуть позже.
Видео:Замена радиатора печки на Lada Калине без пропила и без снятия панели приборов!!!Скачать
Что если перевернуть штатный радиатор?
Итак, друзья, с приходом холодов я заметил, что печка греет слабовато, а при температуре за бортом -10°С окна оттаивали только минут через 30-40 интенсивного движения. Ездить так было нельзя, и в очередную оттепель я решил затеять третью (надеюсь последнюю) замену радиатора печки.
К этому времени у меня пришло понимание, что хватит экспериментов и ставить все таки надо родной радиатор печки от Калины, идеально подходящий по размерам и форме. Причем перед установкой его надо тщательно уплотнить поролоном, чтобы воздух от вентилятора проходил через пластины радиатора, а не мимо него.
В тот момент я пока не знал, как буду ставить штатный радиатор, но выпиливать воздуховоды или разбирать торпедо я по-прежнему не собирался. Мне казалось, что должен быть какой-то более простой и логичный способ установки штатного радиатора. Заранее купив новые патрубки и радиатор печки от Калины (650 р.), я снял установленный радиатор от газели и попытался поставить штатный радиатор на его место. Как и следовало ожидать, штуцера уперлись в перегородку моторного отсека, поэтому штатный радиатор не удалось задвинуть в нишу даже на половину его длины.
После демонтажа радиатора от газели я стал думать, как поставить штатный радиатор, ничего при этом не ломая. Покрутил, повертел радиатор, поставил его так и эдак, и вдруг мне в голову пришла идея: а что если перевернуть радиатор отопителя штуцерами не к мотору, а в сторону водителя?
Идея была хоть и смелой, но жизнеспособной, поэтому часа через 4 из дефлекторов отопительной системы уже дул горячий воздух. Теперь, давайте рассмотрим от начала и до конца весь процесс замены печки на Калине методом реверса радиатора. Начнем с составления списка всего, что нам понадобится.
Инструменты и материалы для ремонта печки Калина
Обязательно:
- Две отвертки: крестовая и плоская (для откручивания хомутов)
- Ключ-трещотка
- Головки на 7 и 8 (для откручивания хомутов)
- Головки на 10, 13
- Длинная головка на 10 (длиной 5 см)
- Ключи на 10, 13
- Длинные клещи или плокогубцы (чтобы выломать штуцера старого радиатора)
- Пилка по металлу (аккуратно отпилить штуцера нового радиатора)
- Острый нож (для нарезки поролона)
- Штатный радиатор печки Калина 11183
- 3 метра армированного шланга, внутренним диаметром 20 мм
- Два уголка из трубок (D=18-20 мм, размером 50х50 мм)
- Поролон толщиной 5 и 15 мм
Желательно:
- Освещение: лампа-переноска или фонарь
- Кусок шланга для слива ОЖ + трубка-переходник
- Тонкогубцы (для откручивания труднодоступных хомутов)
Обращаю ваше внимание, уважаемые читатели, что для ремонта совершенно необходимы два трубчатых уголка диаметром 18-20 мм (по диаметру шланга) размером 50х50 мм, которые будут поворачивать поток жидкости от штуцеров вверх (на фото они справа):
Можно попробовать обойтись без этих уголков, но в таком случае шланги будут сильно перегибаться и возможно, антифриз не сможет свободно циркулировать по ним. Кроме того, в местах изломов неизбежно повышается нагрузка, поэтому возрастает риск протечек, которые в салоне автомобиля крайне нежелательны.
Уголки я купил по 50 р. в магазине запчастей для ГАЗ. Заодно прихватил пригоршню хомутов подходящего размера
Замена печки на Калине методом реверса радиатора
Итак, начнем. Ставим машину так, чтобы слева можно было открыть водительскую дверь и выполнять работы в районе педального узла. Открываем капот, снимаем воздушный фильтр и воздуховод.
Снимаем аккумулятор и площадку под ним (ключи на 10, на 13, ключ-трещетка с головкой на 13).
Для полного снятия площадки, откручиваем головкой на 10 труднодоступную гайку, которая крепит к площадке два трубопровода. Эти шланги приходится откручивать каждый раз при снятии площадки под АКБ, поэтому я их соединил вместе и к площадке больше не прикручиваю, ибо они и так никуда не денутся
Дальше нам надо слить антифриз, но сделать это можно, как минимум, двумя способами.
Как слить тосол на Калине?
- 1) Можно открутить сливную пробку в нижней правой части радиатора охлаждения двигателя и открыть пробку расширительного бачка. Если будете сливать классическим методом, то рекомендую Вам штатную пробку радиатора заменить на вот такую тюнинг-версию, которая продается в магазине за 15 р. Шлицы под отвертку на штатной пробке (на фото — слева) быстро разбиваются, искать ее приходится на ощупь – она не выступает из радиатора, а тюнинговая пробка (на фото — справа) хорошо заметна и легко откручивается от руки. Всем калиноводам рекомендую поставить такую пробку!
- 2) Второй метод слива антифриза заключается в том, чтобы слить лишь ту часть тосола, которая находится в радиаторе печки (1-2 литра). При этом вся слитая ОЖ будет собрана в канистру и ни капли не прольется, а остальная жидкость останется на своих местах в системе.
Методика следующая: снимаем шланг с подогрева дроссельного узла:
Из этого шланга будет сливаться ОЖ, поэтому его надо нарастить другим шлангом, а свободный конец положить в канистру, где будет собираться слитый тосол. В качестве переходника я использую высокую головку на 10, благо в ней есть сквозное отверстие, и, по сути, она является трубкой.
Далее, зажимаем пальцем штуцер подогрева дроссельного узла (с которого снят шланг) и дуем в расширительный бачок. Давление в системе возрастает и антифриз устремляется по шлангу прямо в канистру. Когда из шланга пойдет воздух, значит основная часть тосола из печки уже вышла.
Дуть в расширительный бачок – занятие на любителя, поэтому кто-то предпочтет слить ОЖ через пробку радиатора, но я для себя сделал простейшее преспособление, позволяющее накачивать воздух в систему с помощью компрессора. Разобрав старую пробку от расширительного бачка, я просверлил в ней отверстие и вставил изнутри сосок от автомобильной камеры:
Теперь накачиваем бачек насосом или компрессором и ОЖ сливается сама.
Демонтаж старого радиатора печки Лада Калина
Итак, когда тосол слит, снимаем с верхнего и нижнего штуцеров двигателя патрубки, питающие печку.
Диаметры нижнего и верхнего патрубков со стороны двигателя составляют 20 мм.
Диаметр обоих штуцеров без учета бортиков – также 20 мм.
Если обратить внимание на выступающие на штуцерах бортики, то становится ясно, почему на них очень трудно надеть армированный шланг диаметром 18 мм. Во всяком случае, мне это сделать не удалось. А вот 20-й шланг подходил идеально, поэтому я рекомендую Вам использовать именно шланг диаметром 20 мм.
Забегая вперед скажу, что армированный шланг я купил в обычном хозяйственном магазине по цене 60 р/метр. Два куска по 1,5 метра хватит с запасом даже для установки радиатора печки от Газели, а для установки перевернутого штатного радиатора будет достаточно и 1 метра в каждом направлении. Лучше покупайте шланг диаметром 20 мм (на фото он справа), т.к. его легче надеть на штуцера со стороны двигателя.
У меня 20-й шланг был установлен с радиатором от Газели, но при замене на штатный радиатор, эти шланги отправились в утиль, а их место занял шланг диаметром 18 мм (т.к. был в запасе). Однако, чтобы соединить его с двигателем, я делал переходники, но об этом чуть ниже.
Дальше нам надо добраться до штуцеров радиатора отопителя и снять с них старые патрубки. Сделать это непросто – штуцера находятся в труднодоступном месте, поэтому я открутил от рулевой рейки левую тягу (на фото она лежит поверх рулевой рейки), хотя, возможно, Вы обойдетесь и без этой операции. Хомуты на штуцерах сильно окислились, да и для работы ключом там просто нет места, поэтому отвернуть хомуты мне удалось лишь длинными тонкогубцами:
Когда шланги сняты, откручиваем гайку, которая находится на длинной шпильке, слева от штуцеров радиатора печки:
Забегая вперед, скажу, что эта шпилька крепит к моторному щиту стальную пластину, на которой приклеена резиновая прокладка, обеспечивающая герметичность салона. Вот ее фото со стороны педалей:
Хомут нижнего партрубка откручивается проще:
Патрубки сняты. Верхний шланг – длиннее (на фото он внизу)
Теперь перемещаемся в салон и откручиваем три винта, фиксирующие крышку радиатора печки, а также блестящую стальную пластину:
Далее, снимаем педаль газа с кронштейна. Можно ее отсоединить от тросика газа, но я этого делать не стал – просто убрал ее в сторону.
Заодно сразу выдвинем на себя педаль тормоза – это обеспечит нам достаточно места, чтобы вынуть радиатор из его ниши. Разобрать педаль тормоза надо, если Вы предпочтете легко достать старый радиатор, не распиливая его ножовкой по металлу, как это делают здесь . Для этого, снимаем стопорную пластину и вынимаем шплинт, которым педаль крепится к штоку:
Далее надо снять датчик нажатия тормоза. Отсоединяем от датчика две клеммы, ослабляем пластиковую гайку на 19 и выкручиваем датчик из его резьбы.
Подсказка: если отметите маркером место на резьбе, где находилась гайка, то при сборке настройка стоп-сигнала займет у Вас гораздо меньше времени.
Когда педаль отсоединена, и датчик стопа снят, педаль свободно двигается в продольном направлении. Выводим педаль назад (на себя) и влево. Этому будет препятствовать упор на педали, в который раньше упирался демонтированный датчик. Упор может даже слегка отогнуться – это не страшно (при сборке мы вернем его в исходное положение), главное сейчас вывести педаль на себя.
Дальше поднимаем шумку и головкой на 10 откручиваем три болта крепления кронштейна педали газа к кузову.
Кронштейн снимаем, лишнюю шумку отворачиваем в сторону и Вы можете попробовать вынуть радиатор печки из его гнезда. Если Вам это удастся, значит вся эта статья написана зря, ведь таким же образом можно поставить на место новый радиатор )). Если же чуда не случилось, и вытащить радиатор Вам помешали штуцера, торчащие в моторный отсек, то берете какие-нибудь клещи и смело перекусывайте штуцера под основание. Постарайтесь не повредить уплотнитель, прикрепленный к стальной пластине – он нам еще пригодится.
Когда внешняя часть штуцеров будет отломана – снимите со штуцеров стальную пластину с уплотнителем. Если штуцера все еще мешают – отломайте их под основание.
Далее, легким движением вынимаем старый радиатор из его посадочного места. Теперь можно приступать к установке нового. Если будете пробовать поставить радиатор как есть, постарайтесь не замять его края – алюминиевые пластины очень тонкие, их легко повредить.
Установка перевернутого радиатора печки на Калину
Итак, рассмотрим, как ставить радиатор в перевернутом виде – патрубками не к мотору, а к водителю:
Если штуцера не обрезать, то места для посадки шлангов остается совсем мало. Теоретически можно сначала надеть шланги, и ставить радиатор уже в сборе со шлангами, но я пошел по другому пути. У меня были два трубчатых уголка, я подключил их к шлангам, затем установил радиатор и в конце подключил уголки к радиатору. Штуцера на радиаторе я обрезал до минимума, оставив 30 и 50 мм.
Длина 30 мм была выбрана исходя из того, что она позволит, при необходимости установить на верхний штуцер второй хомут. Добавив еще 20 мм (диаметр шланга), я получил длину нижнего штуцера – 50 мм.
Теперь я проверил — тосол не подтекает, поэтому второй хомут на каждом штуцере не нужен. Для установки одного хомута можно уменьшить длину штуцеров еще на 15 мм, поэтому, рекомендую Вам, дорогие читатели, в целях экономии места, ограничить длину штуцеров размерами 15 и 35 мм.
После установки уголков на радиатор, у меня получилась примерно такая конструкция.
Установив радиатор печки в посадочное гнездо, я понял, что по длине эти уголки помещаются впритык. Поэтому еще раз рекомендую Вам сделать штуцера на 10-15 мм короче.
Затем я оставил хомуты на своих местах, а уголки снял для упрощения монтажа. Вспоминая неудачный опыт установки газелевского радиатора, я решил хорошенько уплотнить радиатор и обклеил его поролоном по следующей схеме.
Вся дальняя стенка заклеена поролоном толщиной 15 мм, плюс со стороны штуцеров приклеены две полоски квадратного сечения 15х15, сверху и снизу. Благодаря этим двум полосам, из под радиатора вообще не дует, ни сверху (холодный воздух), ни снизу (теплый). Поэтому рекомендую Вам, уважаемые читатели, поступить аналогично, ведь благодаря правильному уплотнению поток от вентилятора будет проходить именно через радиатор печки, а значит, он будет лучше нагреваться.
Справа и слева толстый поролон я клеить не стал, чтобы он не ободрался при монтаже. Мне показалось, что там будет достаточно поролона толщиной 5 мм, и надо сказать, заходил радиатор в свою нишу довольно туго.
Когда радиатор обклеен поролоном, оставляем его хорошенько подсохнуть, а в это время установим на свои места шланги. Металлическую пластину мне пришлось доработать. Изначально она выглядела так:
Выступающую стенку пришлось отломать, так как она не позволяла установить одновременно радиатор и шланги. После доработки деталь приобрела следующий вид:
Дальше вставляем шланги в уплотнительную резинку. Шланги, особенно диаметром 20 мм, будут сидеть в резинке довольно туго, поэтому вставить их в резинку следует до того, как пластина с резинкой будут установлены на кузов.
Устанавливаем металлическую пластину и уплотнитель на их место. Следует подчеркнуть, что наличие штатного уплотнителя положительно влияет на герметичность салона и шумоизоляцию, поэтому его желательно сохранить.
Глубокой головкой на 10, не забывая установить шайбу, притягиваем пластину к моторному щиту:
Когда пластина с резинкой прикручена, протолкните шланги из салона в моторный отсек и наденьте их на штуцера двигателя. С этим у Вас проблем быть не должно, т.к. вы будете использовать шланг диаметром 20 мм, а вот мне пришлось сделать из подручных средств переходники с 18-го шланга на 20-й.
Часть переходников со стороны двигателя я сделал из штатного патрубка от печки Калины, диаметром 20 мм, который планировал использовать и поэтому купил в магазине, вместе с радиатором:
В качестве переходников я использовал трубки диаметром 18-20 мм, которые давным-давно купил в магазине автозапчастей ГАЗ.
Теперь, когда шланги были смонтированы на свои места, я выполнил установку радиатора печки в нишу, в сборе с уплотнителями:
После этого, вставляем уголки в шланги, затягиваем хомуты, а лишнюю часть шлангов убираем вверх, за вентиляционный короб.
И последним шагом соединяем уголки с радиатором. Не знаю, влияет ли это, но я подключил нижний шланг с двигателя к нижнему штуцеру радиатора, а верхний – к верхнему.
Дальше я все собрал, и у меня получилась вот такая чудная картина.
Было бы не плохо еще прикрутить радиатор к вентиляционному коробу тремя винтами, которые для этого предназначены, но я этого пока не сделал, т.к. радиатор и без того сидит очень плотно, из-под него нигде не дует, да и возиться с креплением, пока зима, особого желания нет )).
Справа остались следы установки печки от газели – отверстия, сделанные паяльником. Поролон плотно их закрыл, но летом я планирую заклеить их эпоксидной смолой, таким образом, герметичность будет восстановлена в полном объеме. Сейчас точно знаю, что с печкой от Газели запаривался напрасно. Надо ставить штатный радиатор печки от Калины, и точка!
Теперь перечислим в обратной последовательности все, что надо вернуть на свои места.
Сборка
Возвращаем на свое место педаль тормоза. Сделать это будет мешать упор, так вот его надо вывести в сторону и это позволит вернуть педаль на ее законное место. Если упор отогнулся вперед, то после возвращения педали на ее место, выпрямите упор с помощью плоскогубцев.
Соединив педаль со штоком, не забудьте установить стопорную пластину.
Также не забудьте поставить, подключить и обязательно настроить датчик нажатия педали тормоза:
Также, устанавливаем на место кронштейн педали газа и на него саму педаль, которую обязательно фиксируем на кронштейне стопорной пластиной.
Пожалуй, в салоне все, теперь переходим в моторный отсек. Не забудьте вернуть на место рулевую тягу и прикрутить на место тепловую защиту (если Вы ее откручивали):
Ставим на место воздушный фильтр, воздуховод, затем площадку под АКБ и сам аккумулятор.
Итак, все собрано, осталось залить антифриз и выгнать воздушную пробку из печки. Прежде, чем заливать тосол, убедитесь что все шланги надеты на свои места и все хомуты на них затянуты, включая шланг подогрева дроссельного узла.
Признаться, залив антифриз и проверив систему охлаждения, я по началу, был немного удручен, тем, что печка снова не греет. В отчаянии я прибавил газу и заметил, что на высоких оборотах воздух из печки идет гораздо горячее. Тогда до меня дошло: в системе воздушная пробка. Воздух скапливается в высшей точке (у меня это в шлангах) и не дает тосолу нормально циркулировать через печку.
Воздух из системы я выгонял так же, как делаю это уже лет 7. Достаточно просто поездить на высоких оборотах (3-4 тыс.об) и поток тосола сам разобьет воздушную пробку на пузырьки, а затем вынесет их в расширительный бачек. Следите за уровнем тосола и убедитесь, что пробка расширительного бачка хорошо запускает воздух внутрь, и тогда воздушная пробка Вам не страшна.
Вот, пожалуй, и все, уважаемые читатели! Искренне надеюсь, что эта статья поможет Вам заменить радиатор печки и у Вас больше не будет проблем с этим агрегатом. Желаю, чтобы в Вашей машине печка работала отлично, никогда не подтекала, и пусть, даже в сильный мороз, в Вашем авто будет тепло и уютно!
Штатный радиатор по реверсивной схеме поставил 5 декабря 2015. Езжу с ним почти месяц, на носу Новый год, печкой пока очень доволен ))
PS декабрь 2016
С радиатором печки, установленным по реверсивной схеме я проездил до мая 2016 года, а затем Калина была начищена до блеска и перешла во владение второго хозяина. За эти полгода никаких проблем с радиатором печки мной выявлено не было, но подводя итог накопленного опыта «борьбы» с радиатором печки, я предположу, что в следующий раз я поставил бы радиатор по обычной схеме.
Но как это сделать, не снимая панель? — спросите вы. А вот как:
Один хороший человек подсказал мне, что радиатор печки Калины можно установить патрубками вперед, немного обрезав штуцера и надев на них удлинненные шланги от ВАЗ-2108, просунутые из моторного отсека. Затягивать хомуты на штуцерах придется не в моторном отсеке, а в салоне, и здесь придется повозиться. Этот способ подсказал мне грамотный спец в одном хорошем автосервисе, за что выражаю ему благодарность от всего сообщества калиноводов.Уважаемые читатели! Если у Вас тоже есть удачный опыт замены радиатора печки без разборки панели — расскажите об этом в комментариях.
Отзывы и комментарии
Спасибо за обстоятельный и обдуманный рассказ .
Есть вопрос по поводу такой петли из шланг . Опять могут быть проблеммы с завоздушиванием .Сергей, спасибо за отзыв! Да, действительно, отопление в калине сделано так, что может завоздушиваться,
но я для себя эту проблему решил раз и навсегда. Сейчас калина уже мною продана, но последние года 3 я проблем с завоздушкой не знал потому что разобрался в физике процесса.Что же там происходит? Как воздух проникает в герметичную систему, работающую под давлением?
А все дело в том, что герметичной система является только когда хорошо прогрета, а Ночью, на морозе,
соединения патрубков и штуцеров старой калины теряют свою герметичность, и начинают подсасывать воздух.
Антифриз от холода сжимается и в системе создается разрежение.
Так воздух засасывается через хомуты в печку калины,
а тосол оказывается на земле (это хорошо видно, если с вечера подложить картонку)Если хорошенько протянуть ВСЕ хомуты, прогреть мотор, а затем выпустить лишний воздух из системы и закрутить крышку бачка ОЖ,
то утром можно заметить, что крупные патрубки слегка приплюснуты — это нормально для герметичной системы.
Медленно открывая крышку бачка (после холодной стоянки) можно услышать, как внутрь просачивается воздух,
но это только на герметичной системе.итак, воздух в систему попадает через негерметичные шланговые соединения по вине ослабших с годами хомутов
(например, на нижнем патрубке радитора).
Чтобы это предотсвратить, автомобиль оснащается клапаном, распложенным в крышке бачка ОЖ, который должен запускать воздух в бачек раньше,
нежели воздух будет засосан через ослабшие патрубки.
Но, как это часто бывает, клапан в крышке работает не всегда и как раз в случае его дисфункции мы получаем подсосос воздуха в систему.Поняв это, я попробовал купить «нормальную» крышку, которая запускала бы воздух раньше прослаблих хомутов.
Но перепробовав штук 5 разных пробок я понял, что все они «нормальные» — просто «норма у нас такая ))Тогда я задался вопросом, а зачем вообще нужна крышка бачка ОЖ? Чтобы система была герметичной?
А зачем ей быть герметичной? и вот тут мы с Вами добрались до сути:
герметичной система должна быть только для того, чтбы антифириз не закипел, ведь по законам физики чем больше давление, тем выше температура закипания.И тут я понял, что зимой антифриз в моей калине не закипит никак, ведь ему надо 120 градусов,
а калина на 105 уже включает вентилятор, хотя зимой это бывает только в оттепель и при долгой стоянке на месте.Короче я вывел правило и начертал его на стене гаража:
1) в октябре (с переобувкой) приоткручиваю крышку бачка ОЖ — чтоб воздух проходил
2) в апреле (переобуваясь в лето, туго закручиваю крышку бачка и не парюсь до окрябряТак я проездил последние 3-4 года, а вот новому хозяину всю эту физику рассказывать не стал, дабы не отпугивать покупателя. Надеюсь его проблемы с завоздушкой миновали.
Кстати, воздушная пробка легко засасывается, но и легко вылетает. даже из шлангов на реверсивной схеме:
чтобы выгнать воздух надо просто обеспечить достаточный поток ОЖ через печку
мощная струя тосола разобьет пробку на мелкие пузыри и они вылетят в радиатор, а оттуда попадут в бачек ОЖ,
поэтому для выгона пробки достаточно динамично прокатиться, поддать газку 3-4-5 тыс.обНо все это бесполезно, если на бачке ОЖ стоит «нормальная» пробка и она крепко закручена — при первом морозе воздух снова просочится в печку.