- Убитые сальники клапанов: 3 симптома износа и инструкция по замене
- Определяем износ
- Меняем маслосъемные колпачки
- Как менять сальники клапанов
- Дым из маслоналивной горловины*
- Резьбовая часть свечей покрыта маслом
- Свечи покрыты черным нагаром. Повышенное дымление из выхлопной трубы
- Неисправность сигнализации
- Дымный выхлоп при перегазовке
- Повышенный расход топлива
- Быстро загрязняется масло
- Калильное зажигание
- Автомобиль трудно заводится «на горячую»
- Изношенные направляющие втулки клапанов, стержни клапанов
- Зачем нужны и как работают маслосъемные колпачки
- Признаки износа клапанных сальников
- Замена маслосъемных колпачков
- Замена колпачков на ВАЗ 2121 (16 клапанов)
- Почему нельзя ездить с изношенными клапанными сальниками
- Назначение и устройство сальников клапанов
- Причины и признаки износа резиновых уплотнителей
- Как организовать замену маслосъемных колпачков автомобиля ВАЗ 2110 8 клапанов в гаражных условиях?
- Подготовительный этап
- Этап подготовительного демонтажа
- Демонтаж старого уплотнителя
- Монтаж нового уплотнителя
- Завершающий этап
- 📽️ Видео
Видео:Замена маслосъёмных колпачков Лада Гранта без снятия гбцСкачать
Убитые сальники клапанов: 3 симптома износа и инструкция по замене
Маслосъемные колпачки (сальники клапанов) предотвращают попадание наружу излишков моторного масла при работе двигателя. Данные элементы должны максимально плотно прилегать, создавая герметичность вокруг каждого клапана.
Сами колпачки изготавливаются из плотной резины, которая со временем стареет, растрескивается. При потере эластичности колпачки не могут полноценно выполнять свои функции. Неизбежно наступает момент, когда эти элементы необходимо менять. Об этом свидетельствует густой сизый выхлоп, а также увеличение расхода масла.
Видео:Замена сальников клапанов 2108-2115, калина, приора, гранта 8кл без съема ГБЦ!!!Скачать
Определяем износ
Плотно прилегающие сальники четко дозируют количество моторного масла. Со временем, вследствие износа резины, колпачки начинают пропускать чрезмерное количество моторного масла. Это напрямую сказывается на работе газораспределительного механизма, системы смазки.
Износ маслосъемных элементов можно определить по следующим признакам:
- На электродах свечей зажигания появляется выраженный нагар.
- Если во время работы двигателя поднести ладонь к выхлопной трубе, то остаются маслянистые грязные капельки.
- Существенно возрастает расход моторного масла, которое попадает внутрь цилиндра двигателя и безвозвратно сгорает.
- При нажатии на педаль акселератора из выхлопной трубы начинает валить густой дым сизого цвета как продукт сгорания смазки.
Как только появляются описанные выше признаки, следует незамедлительно проверить газораспределительную систему авто. При этом особое внимание нужно уделять именно сальникам клапанов. Эксплуатировать автомобиль с изношенными маслосъемными колпачками недопустимо.
Если игнорировать проблему, не решая ее, то владелец авто неизбежно столкнется с такими серьезными последствиями:
- При работе на холостых оборотах двигатель будет периодически глохнуть.
- Значительно снизится компрессия силового агрегата.
- Резко упадут показатели мощности мотора.
- Обороты начнут сильно «плавать».
- На внутренних стенках цилиндров, поршнях будет появляться нагар.
Перечисленные симптомы являются очень тревожными звоночками. Если продолжать эксплуатировать автомобиль, невзирая на них, то это неизбежно приведет к дорогостоящему капитальному ремонту силового агрегата.
Видео:замена сальников клапанов не снимая гбц ваз 2108-2110-2115Скачать
Меняем маслосъемные колпачки
Процедуру замены изношенных сальников успешно проводят мастера специализированных мастерских. Сама технология хорошо отработана, поэтому никаких проблем в процессе работы не возникает.
На остывшем двигателе демонтируется крышка ГРМ. Затем на основных валах силового агрегата делаются соответствующие метки, после чего снимается распределительный вал.
Далее с клапанов демонтируются толкающие пружины, с помощью специальной цанги или пассатижей удаляются маслосъемные колпачки. На следующем этапе клапанные штоки смазываются моторным маслом. После этого на них остается только надеть новые сальники и произвести обратную сборку.
Чтобы провести такие работы самостоятельно, нужно приобрести новые колпачки хорошего качества, запастись необходимым инструментом. Следует помнить, что все мелкие детали, которые появляются при разборке, нужно складывать отдельно. Главное – ничего не перепутать и не потерять.
Все работы важно проводить в следующем порядке:
- Вначале нужно снять клеммы с АКБ, обесточить катушки зажигания, убрав от них контакты. При этом свечи зажигания лучше оставить на месте.
- Демонтировать крышку клапанов вместе с прокладками, предварительно отсоединив резиновые трубки.
- Нанести метки на звездочки, цепь для фиксации положения зубьев.
- На следующем этапе открутить звездочки.
- Снять бугеля крепления валов, придерживаясь правильного порядка ослабления.
- Демонтировать звездочки со своих посадочных мест. При этом важно предварительно снять датчик положения коленчатого вала.
- Поднять валы с помощью отвертки и аккуратно вытянуть их из звездочек. После этого удалить ближнюю шестеренку, ослабить цепь.
- Снять с клапанов стаканчики, а затем толкающие пружины. Разложить их вместе с верхней шайбой на столе в правильном порядке. С помощью круглогубцев вынуть старые колпачки.
- Надеть на смазанные маслом штоки клапанов новые колпачки, запрессовав их до конца шайбой. После этого произвести сборку.
Все работы по процедуре замены маслосъемных сальников нужно производить максимально аккуратно и в обозначенном порядке. Ошибки могут еще более усугубить ситуацию.
Видео:Установка сальника клапанов, очень дельный советСкачать
Как менять сальники клапанов
Среди возможных причин повышенного расхода масла можно отметить, в порядке сложности устранения:
- потеки масла через неплотности в прокладках, сальниках, а также трещины в картере двигателя, блоке цилиндров, датчике давления масла и т.д.
- износ маслосъемных колпачков
- износ цилиндро-поршневой группы
- угар масла вследствие его некачественности
Первая группа причин определяется визуальным просмотром. Устранить подобные причины, за исключением прокладки ГОЛОВКИ БЛОКА и трещин в блоке цилиндров, достаточно просто. Следует лишь заменить неисправные детали (сальники, прокладки). Исключение составляет здесь – прокладка головки блока и блок цилиндров. Чтобы их заменить, необходимо снять распределительный вал (со всеми вытекающими последствиями), а затем – саму головку; а то и полностью разобрать двигатель. Конечно, опытному механику подобная операция не составит труда, но вот рядовому автолюбителю…
Вторая причина – износ малосъемных колпачков. О признаках необходимости их замены мы и поговорим чуть ниже. Эта операция также подразумевает, как правило, снятие распределительного вала (одного или нескольких – в зависимости от модели автомобиля). Впрочем, существуют автомобили, на которых это делать не нужно. Однако, это достаточно редкие случаи.
Наконец, износ деталей цилиндро-поршневой группы. Чтобы устранить его, необходим, как говорится, капитальный ремонт двигателя. Как правило, его приурочивают и к другим ремонтным операциям, а именно: замены вкладышей коленчатого вала, ремонт (шлифовка) шеек коленчатого вала, замена клапанов, замена/развертка направляющих втулок клапанов, не говоря уже о замене изношенных (к тому времени) рокеров клапанов, клапанных пружин.
Здесь рассмотрим признаки, которые свидетельствуют о симптомах, аналогичных износу маслосъемных колпачков. Вот их перечень (возможно, неполный):
Отметим, что необязательно, чтобы все признаки проявлялись одновременно.
Дым из маслоналивной горловины*
Который можно иногда увидеть, например, если на работающем двигателе открыть маслозаливную горловину. На хорошем (т.е. исправном) двигателе оттуда будет просто выходить воздух (как вариант – с примесью масляного тумана, что не является неисправностью). Если двигатель потребляет много масла и из горловины идёт сильный дым – стало быть, изношена поршневая группа. Если двигатель масло расходует, а из горловины — чисто, то дело может быть (но, необязательно) в маслосъемных колпачках.
*Так что этот признак, скорее, не свидетельствует об износе маслосъемных колпачков.
Резьбовая часть свечей покрыта маслом
Это – тоже один из симптомов необходимости замены маслосъемных колпачков. Впрочем, не всегда. Т.е. бывает, что колпачки уже требуют замены, но резьбовая часть свечей – все еще сухая. Ибо масла в камеру сгорания попадает пока еще не слишком много, оно успевает сгорать.
Почему резьбовая часть свечи бывает покрыта маслом при условиях, когда оно поступает в камеру сгорания? Казалось бы, ведь в резьбе между свечей зажигания и головкой блока если и имеются зазоры, то они минимальные и не превышают 0,2 мм?
Рассмотрим процесс работы двигателя. Дело в том, что в момент впуска порции горючей смеси в цилиндр попадает масло, при этом в цилиндре (равно как и в резьбовых зазорах свечей) присутствует разрежение. Затем смесь сжимается. Естественно, она (в том числе и содержащееся в ней масло с бензином) начинает проникать во все места, где возможно, в том числе и резьбовые зазоры свечей. Затем смесь поджигается, сгорает. Сгорает она почти везде, кроме, как раз, резьбовых зазоров. Ибо они очень маленькие (в районе 0,1…0,3 мм), в столь малые зазоры горение, как правило, распространиться не может. В итоге – масло накапливается в резьбовых зазорах. Бензин же испаряется, ибо свечи являются нагретыми.
Свечи покрыты черным нагаром. Повышенное дымление из выхлопной трубы
Нагар может (но, необязательно) маслянистым. Как правило, при износе маслосъемных колпачков он является махровым. Хотя, слишком богатая смесь тоже может дать махровый черный нагар. Сине-сизый, временами черный дым из глушителя свидетельствует об износе цилиндропоршневой группы, а также о чрезмерно богатой смеси.
Однако, аналогичные симптомы наблюдаются и при износе маслосъемных колпачков (синий выхлоп при перегазовке), неисправности системы зажигания (момент зажигания неверен, «пробиты» высоковольтные провода, крышка трамблера, бегунок и пр., а также, возможно, неисправность… сигнализации), нарушении регулировок системы подачи топлива (например, карбюратора, форсунок и т.д.).
Т.е. черный дым из глушителя и покрытые черным нагаром свечи далеко не всегда является свидетельством чрезмерно богатой смеси. Оба этих признака проявляются также как при износе маслосъемных колпачков, так и при нарушении системы зажигания. Почему?
Потому, что при неисправности системы зажигания искра на свечах будет неполноценной, хотя с виду она может быть вполне приемлемой. Соответственно, сгорание масло-топливно-воздушной смеси будет также неполноценным. В частности, содержащееся в смеси масло и бензин будут сгорать ХУЖЕ (чем при хорошей искре), т.е. будет образовываться черный нагар, создавая видимость излишне переобогащенной смеси. Например, именно это наблюдалось в случае, когда был «хитро» пробит бегунок.
Читайте также: Полотенцесушитель клапана для стравливания воздуха
Неисправность сигнализации
Она тоже может быть причиной образования нагара на свечах зажигания, если через нее проходят цепи, имеющие отношение к зажиганию. Распространенный случай – когда какие-нибудь разъемы в сигнализации имеют плохие контакты (когда они старые и/или сделаны из китайского металла). При этом зажигание будет то отличным, то «не очень», то (долю секунды) отсутствовать вовсе. И так – постоянно.
Наблюдался случай, когда машина периодически глохла на ходу после 10…20 минут езды. И после — наотрез отказывалась заводиться. Однако, по происшествии 10…15 минутной стоянки – заводилась, как ни в чем ни бывало и ехала столько, сколько нужно.
Примечание: в точности такое же поведение машины в другом случае являлось следствием неисправности маслосъемных колпачков.
Кроме того, машина часто (но, не всегда) глохла при попытке движения в гору. Рекомендации сервисменов ремонтировать систему питания, естественно, вообще ни к чему не привели. Они привели лишь к затрате денежных средств и времени на размышления. Однако, проблема полностью снялась после восстановления электрических контактов в двух разъемах сигнализации (путем их снятия и легкого обжатия разъемов).
Почему машина заводилась после 10…15 минутной стоянки? Потому, что за это время немного остывал блок сигнализации, контактные детали ее разъемов чуть-чуть изменялись в размерах (под действием теплового сужения), чуть-чуть смещались относительно друг друга (т.е. разъем «папа» слегка смещался относительно разъема «мама»), происходило как бы царапание, проскальзывание их контактирующих поверхностей относительно друг друга и контакт на какое-то время вновь восстанавливался.
А почему двигатель иногда глох при движении автомобиля в гору? Потому, что в блоке сигнализации, находящегося под приборной панелью, при изменении ориентации машины относительно вертикали немного перемещался в другое положение блок сигнализации, в результате — иногда нарушались электрические контакты. А когда автомобиль переезжал на горизонтальную поверхность – контакты восстанавливались.
Дымный выхлоп при перегазовке
Симптомы образования дымного выхлопа при перегазовке сходны – как в случае неисправности маслосъемных колпачков, так и при неисправности цилиндро-поршневой группы. Отличие в том, что если неисправны колпачки, то многократные перегазовки (4…7 раз) приводят, как правило, к (временному) исчезновению дымного выхлопа. Т.е. постоянного дымления, как правило, нет. Тогда как при неисправности цилиндров и поршней дымный выхлоп после нескольких перегазовок НЕ ИСЧЕЗАЕТ.
Причина в том, что в первом случае масло, скопившееся около сочленения кромки маслосъемного колпачка и стержня клапана, в результате резкого нажатия на педаль газа, ВРЕМЕННО отсасывается через зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой, в цилиндр, что и проводит к нескольким дымным выхлопам при перегазовках. Когда отсосалось все имеющееся поблизости масло, то дымный выхлоп (пока масло вновь не скопится) образовываться не будет. Тогда как в последнем случае масло попадает в цилиндр независимо от того, резко нажали на педаль газа или нет; независимо от того, сколько раз и с какой частотой ее нажимали.
При работе на холостом ходу при износе цилиндров и/или поршней дым будет густым и сизым (как у старых советских мотоциклов, бензопил типа «Дружба»), тогда как при износе маслосъемных колпачков он будет (поначалу) как бы «сизоватым». Если смотреть сверху на выхлопную трубу при работающем двигателе, его не всегда можно заметить. А вот взгляд ВДОЛЬ выхлопной трубы, если смотреть сзади автомобиля, иногда (но не всегда) дает возможность разглядеть такой сизоватый дымок.
Также, если при ПРОГРЕТОМ двигателе дым из глушителя идет белый, то это – тоже признак износа именно маслосъемных колпачков, но никак не цилиндро-поршневой группы. Кстати, еще причина появления белого дыма на прогретом двигателе – попадание охлаждающей жидкости в цилиндры двигателя вследствие неисправности прокладки головки блока.
Заметим, что появление белого дыма, исчезающего после прогрева, на НЕПРОГРЕТОМ двигателе, наоборот, является совершенно нормальным симптомом. Ведь в результате горения топливо-воздушной смеси образуется, в частности, вода. Пары которой и становятся видными, пока не прогреется двигатель и глушитель. По этой же причине из глушителя могут даже вылетать капли воды. Часто бывает, что вода немного капает с конца трубы глушителя.
Когда же глушитель прогреется, водяные пары на его стенках конденсироваться уже не будут – и белый пар исчезнет. Вода капать перестанет.
Слишком богатая горючая смесь также даст выхлоп повышенной дымности, в том числе и при перегазовке. Который, вроде бы, НЕ ДОЛЖЕН исчезать после многократных перегазовок.
Повышенный расход топлива
Дело в том, что масло, попадающее в цилиндры при работе двигателя, затрудняет горение топливно-воздушной смеси. Соответственно, чтобы снять с двигателя требуемую мощность, необходимо будет большее количество смеси, чем в случае отсутствия масла в смеси.
Кстати, не только маслосъемные колпачки, но и практически все другие неисправности двигателя также приводят к повышенному расходу топлива, будь то износ цилиндро-поршневой группы, неисправность системы зажигания или сигнализации, неоптимальный состав горючей смеси.
Падение мощности и приемистости, провалы в работе двигателя
Проявляется это в сниженной динамике при наборе скорости, обгоне. А также могут наблюдаться «провалы» при нажатии на педаль газа. Т.е. нажимаешь на газ, а машина ИНОГДА, вместо того, чтобы рвануть вперед, как бы притормаживает, двигатель подглохает. Отпустишь педаль газа или нажмешь ее МЕДЛЕННО – двигатель работает нормально. В таких случаях обычно рекомендуют регулировать или ремонтировать систему подачи топлива. Более продвинутые рекомендуют также обратить внимание на систему зажигания.
Часто это верно, но, не всегда. Иной раз – при резком повышении разрежения во время такта впуска топливно-воздушной смеси (что является результатом резкого нажатия на педаль газа) это разрежение передается, через направляющие втулки клапанов, к маслосъемным колпачкам. Если они изношены, то происходит подсасывание порции масла, которое и попадает в цилиндр, заливая свечу зажигания, т.е. (вначале – временно, а потом – постоянно) выключая ее из работы. Этим и объясняется «провал» в работе двигателя. Если автомобиль оборудован каталитическим нейтрализатором, он «почему-то» вскоре выйдет из строя.
Быстро загрязняется масло
Да, это тоже – один из симптомов износа маслосъемных колпачков, далеко не всем известный. Отчего масло загрязняется, приобретая темный, затем – черный цвет? Основных причин здесь две, как правило:
- износ деталей двигателя и попадание в масло продуктов их износа
- образование нагара, вызванное сгоранием масла, содержащегося в топливно-воздушной смеси и последующий смыв его
Ну, а совсем банальные причины, например, нарушение работы (или отсутствие) воздушного фильтра, в результате чего в цилиндры попадает пыль из воздуха, которая вызывает загрязнение масла или же попросту некачественное масло, быстро разрушающееся при работе двигателя, мы здесь рассматривать не будем.
Первое, в принципе, общеизвестно. Но, при этом на магнитной пробке слива масла должны бы находиться металлические частицы. А если их мало или нет вообще?
Тогда, очевидно, черные частицы, вызывающие потемнение масла, это не что иное, как кокс, смытый со стенок цилиндров. Ведь в большинстве современных моторных масел содержатся достаточно эффективные моющие присадки, которые и помогают смывать нагар. Если бы не они, то в результате поршневые кольца попросту закоксовались бы. Быстро. Ну, а их присутствие в масле спасает, тем самым, двигатель. Правда, весь удар при этом принимает на себя масло, которое быстро загрязняется.
Так как нагар образуется ПОСТЕПЕННО, его частицы имеют очень малый размер, они, будучи смытыми со стенок цилиндра, свободно проходят через масляный фильтр и по этой причине остаются в масле, вызывая необходимость его ускоренной замены.
Впрочем, здесь может также иметь место и слишком богатая смесь. Которая также дает черный нагар на свечах зажигания, а также на поверхности цилиндра. Соответственно, после того, как этот нагар будет смыт маслом, он попадет в картер двигателя.
Калильное зажигание
Выражается оно, в частности, в том, что двигатель продолжает работать несколько секунд, а то и более, даже после того, как вынули ключ из замка зажигания. Да, и это – также может быть симптомом попадания масла в камеру сгорания, в том числе, в результате неисправности маслосъемных колпачков. Почему?
Потому, что современные бензиновые автомобили, пожалуй, все без исключения (как карбюраторные, так и инжекторные) оснащены системой прекращения подачи топлива при выключении зажигания. Например, если говорить о карбюраторном автомобиле, то в карбюраторах, как правило, имеется электромагнитный клапан холостого хода, который перекрывает поступление рабочей смеси при отключении зажигания.
Кстати, для справок, современный бензиновый автомобиль вовсе необязан быть инжекторным. Например, многие военные автомобили являются, как и ранее, карбюраторными. Причина, вероятно, Вам ясна: от военных автомобилей требуется, в том числе, повышенная надежность и высокая ремонтопригодность даже в «чистом поле». Понятно, что прочистить и отрегулировать карбюратор знающий человек сможет быстро и практически в любых условиях, тогда как для регулировки инжекторных двигателей никак не обойтись без компьютера. Ну, а очистка форсунок в «поле» точно невозможна без специального оборудования. Да и, в самом деле, не будут же военные возить с собой диагностический компьютер и прочие приспособления только для того, чтобы использовать инжектор, когда вполне можно обойтись доказавшим свою надежность и быструю ремонтопригодность карбюратором. Ну, который немного увеличивает расход топлива, немного повышает токсичность отработавших газов. И, не более того.
Читайте также: Заглушка вместо электромагнитного клапана озон
Потом, чем больше электронных частей в автомобиле, тем выше вероятность выхода их из строя, например, при воздействии электромагнитного импульса.
Так вот, если даже при отключении подачи бензина на холостом ходу двигатель продолжает работать, стало быть, в его цилиндрах есть то, что может сгорать. В данном случае – это не что иное, как масло. Находящееся там в ТАКОЙ концентрации, при которой двигатель еще способен (но, не всегда) работать. Понятно, что когда колпачки еще более износятся, масла в камеру сгорания будет попадать еще больше, тогда калильное зажигание может исчезнуть. Но, одновременно автомобиль будет трудно завести, будет повышенный расход масла и т.д.
Автомобиль трудно заводится «на горячую»
Если трудно завести «на холодную», то тут причина, зачастую, вовсе не в маслосъемных колпачках. Там, скорее всего, более очевидные причины, такие, как износ цилиндро-поршневой группы, нарушение подачи топлива, неисправность зажигания, в том числе, как уже говорилось, сигнализации. А также – неисправность аккумулятора, стартера.
А вот если «на холодную» двигатель заводится с пол оборота, но на горячую, как ни парадоксально, приходится раскручивать его стартером секунд 5…10 и даже более (или даже автомобиль двигатель глохнет, как только хорошенько прогревается), то причиной тому вполне может являться износ маслосъемных колпачков.
Дело в том, что в холодном двигателе масло тоже, естественно, холодное. И имеющее большую вязкость, а потому – с неохотой просачивающееся в зазор между стержнем клапана и рабочей кромкой маслосъемного колпачка. Когда же масло прогреется, вязкость его снижается (иногда – на несколько порядков), и ему гораздо проще пройти в этот зазор.
Впрочем, нарушение состава горючей смеси, неисправности зажигания, сигнализации тоже не исключены, конечно.
Выхлопной газ имеет совсем уж отвратительный, удушающий запах
Понятно, что запах выхлопного газа никак нельзя назвать естественным, приятным и безопасным.
Впрочем, принюхавшись, скажем, к автомобилям, ездящих в арабских эмиратах (ОАЭ), я сделал вывод, что там с выхлопными газами дело обстоит ГОРАЗДО(!) лучше, чем в России. Вроде бы, едет сплошной поток машин, а выхлопной запах-то незначителен… Иной раз, даже наклоняясь близко к выхлопной трубе, как-то не улавливаешь того гадкого запаха, который проистекает от российских автомобилей. Одна из причин тому, конечно же, более качественный бензин. Который, кстати, еще и стоил гораздо дешевле, чем в России, по крайней мере, до момента, пока не был резко опущен курс рубля по отношению к доллару и многим иным валютам.
Это да, ведь, все-таки, выхлопной газ, что же от него ждать. Однако, когда горючая смесь является некачественной, неправильной (в частности, в результате попадания в нее большого количества масла), тогда, естественно, запах выхлопа становится гораздо-гораздо более отвратительным. В таких случаях – стоит немного постоять около выхлопной трубы при работе двигателя на холостом ходу – и хочется куда-то деться от этого запаха. Нейтрализатор, повторимся, при этом очень быстро выходит из строя.
Поэтому, если у автомобиля выхлоп стал как-то особенно неприятным, удушающим, не таким, каким был раньше, стоит обратить пристальное внимание на детали двигателя, через которые может поступать избыточное количество масла в камеру сгорания. В частности, это – маслосъемные колпачки.
Впрочем, причиной такого запаха может быть и очень богатая горючая смесь.
Изношенные направляющие втулки клапанов, стержни клапанов
Конечно, сам по себе износ их рабочих поверхностей не говорит об износе маслосъемных колпачков. Он его попросту ускоряет, причем — существенно. А также делает бесполезной замену колпачков на новые.
Дело в том, что если отверстия в направляющих втулках и/или стержни клапанов сильно изношены, в процессе работы двигателя даже новый качественный маслосъемный колпачок будет неспособен полноценно задерживать масло. Которое будет поступать в камеру сгорания, как и при изношенных колпачках.
Так что если после замены маслосъемных колпачков остались тех симптомы их износа, то следует подумать о ремонте (замене) клапанов и их направляющих втулок. А то и о капитальном ремонте (замене) двигателя, ибо, как правило, к такому времени и другие его детали также отчасти вырабатывают свой ресурс. Нет смысла менять только втулки и клапана, если еще через тысяч 20…30 предстоит замена цепи, звездочек (шкивов), рокеров, поршней, колец, а также расточка цилиндров, шлифовка шеек коленчатого вала.
Как измерить люфт в направляющих втулках клапанов? Если грубо и ориентировочно – то люфт можно считать большим, если при покачивании стержня клапана из стороны в сторону он ощущается гораздо более высоким, чем это было на новом (отремонтированном) двигателе. Если он гораздо выше, чем типичный ощущаемый люфт для конкретной модели двигателя. Ну, а для более точного измерения, конечно, необходимо снять головку блока, достать клапана и т.д.
Еще их называют клапанными сальниками. Для чего нужны эти совсем небольшие по размеру детали? Их предназначение – предотвратить протекание масла из головки блока в рабочие цилиндры через стержень клапана. По конструкции изделия представляют собой стальную втулку, «обернутую» резиной с витой пружинкой. Сегодня для изготовления клапанных сальников применяют акрилатный каучук – прочные и надежный искусственный материал.
Своевременная замена маслосъемных колпачков предотвращает повышенный расход масла и падение эксплуатационных характеристик двигателя, вызываемых перемешиванием воздушно-топливной смеси и смазочного состава.
Видео:замена сальников клапанов на снятой гбц ваз 2108-2115Скачать
Зачем нужны и как работают маслосъемные колпачки
Клапан совершает возвратно-поступательное движение благодаря непосредственному контакту с распределительным валом ГРМ. Когда он крутится, создается масляная взвесь. При этом клапан периодически входит в зону камеры сгорания, где присутствие смазочного вещества недопустимо. Маслосъемные колпачки как раз снимают масло со штока клапана, не пропуская его внутрь блока цилиндров.
С течением времени они стареют: резина утрачивает свою эластичность, детали становятся жесткими и смазывающая жидкость начинает просачиваться в камеру сгорания. Во избежание чрезмерного износа маслосъемных колпачков их необходимо вовремя заменить.
Видео:ЗАМЕНА МАСЛОСЪЕМНЫХ КОЛПАЧКОВ ВАЗ 2110,2111,2112 8 КЛАПАННЫЙ.Скачать
Признаки износа клапанных сальников
Если получится вовремя распознать выход из строя этих деталей, то удастся избежать более серьезных поломок двигателя (деталей цилиндро-поршневой группы). Основные симптомы:
- Из трубы глушителя виден густой дым с белым или сизым оттенком: он появляется на непродолжительное время при пуске мотора.
- Концентрация дыма увеличивается при резком нажатии на педаль акселератора или переключении скоростей.
- Расход смазочного материала заметно увеличивается (более 1 л на 1000 км).
- На свечах зажигания обнаруживается замасливание, они имеют черный нагар. Это связано с тем, что при создании в камере сгорания высокого давления частички масла через микрозазоры (достаточно 0,3 мм) в резьбе свечи буквально выдавливаются наружу и следы смазочного расходного материала видны даже вокруг ввернутой свечи.
Износа маслосъемных колпачков не избежать: эти компоненты механизма газораспределения работают в режиме повышенной нагрузки. Всего лишь в течение одной минуты клапан успевает совершить 150-1200 «ходок» (тактов). Плюс к этому, на изделия действует агрессивная среда: масло и выхлопные газы.
Возникает вопрос, когда менять маслосъемные колпачки? Если у вас машина куплена новой, то делать это нужно примерно через 50-70 тысяч км пробега (на импортных машинах километраж может составлять 180 и более тысяч км).
При игнорировании вышеуказанных признаков износа сальников стоит ожидать проблем с двигателем, а именно:
- снижения мощности (авто станет хуже «тянуть») из-за плохой работы замасленных свечей;
- «плавания» оборотов на холостом ходу;
- при понижении оборотов мотор может заглохнуть.
Также стоит обратить внимание на динамические характеристики автомобиля – например, разгон, и расход горючего. Если эти два параметра не изменились, то можно с большой долей уверенности говорить об износе клапанных сальников. Об этом же говорит и нормальная компрессия в цилиндрах двигателя.
Видео:Замена маслосьемных колпачков ваз 2110 2114 2115 двигатель 8 клапановСкачать
Замена маслосъемных колпачков
Длительность и сложность этого процесса зависит от марки авто и конкретной модели. Но общие принципы замены можно изложить. Чтобы успешно заменить маслосъемные колпачки без снятия головки необходимо:
- Полностью остудить двигатель и снять клапанную крышку.
- Добиться совпадения меток на шкиве, распределительном и коленчатом валах.
- Ослабить привод и демонтировать распредвал.
- «Рассухарить» клапанные пружины (лучше использовать съемник).
- Используя пассатижи либо специальную цангу снять клапанные сальники.
- Взять новые изделия, смазать их внутреннюю поверхность моторным маслом. То же самое требуется проделать с их посадочным местом.
- Насадить клапанные сальники на шток и запрессовать их посредством несильных ударов резиновым молотком.
- Поставить обратно пружины и «засухарить» их.
Если имеются подозрения, что маслосъемные колпачки не менялись длительное время, придется снять головку блока цилиндров и очистить элементы цилиндро-поршневой группы от нагара.
Видео:ЗАМЕНА САЛЬНИКА КОЛЕНВАЛА и РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА ВАЗ 8кл. ВАЗ 2114, 2109, 2110, ГРАНТА, ПРИОРАСкачать
Замена колпачков на ВАЗ 2121 (16 клапанов)
Лучше всего эту операцию проводить на снятой головке блока цилиндров. Но если этого сделать нельзя, замену сальников клапанов своими руками можно осуществить на месте. Заранее необходимо подготовить:
- новую прокладку под клапанную крышку;
- комплект маслосъемных колпачков;
- ключ на 12 (лучше рожковый и торцовый);
- плоскую отвертку и пинцет с магнитом;
- съемник (его называют «рассухариватель клапанов)) клапанных пружин.
Читайте также: Как сделать конверт с треугольным клапаном
Когда все готово, можно переходить непосредственно к процессу. Алгоритм действий нижеследующий:
- Отсоедините плюсовую клемму от аккумуляторной батареи, снимите высоковольтные провода и выкрутите свечи зажигания.
- Выставьте верхнюю мертвую точку, как это делаете, когда меняете ремень ГРМ (метки на распредвале, шкиве, коленвале должны совпадать).
- Возьмите торцовый ключ на 12 и снимите клапанную крышку.
- Вытащите штеккеры, подключенные к колодкам.
- Демонтируйте катушку зажигания.
- Снимите дроссель (если он загрязнен, то, воспользовавшись случаем, почистите его).
- Демонтируйте клапанную крышку и выверните винты, посредством которых фиксируются коромысла (их тоже вытащить).
- Возьмите сжиматель и «рассухарьте» клапана, предварительно обернув приспособление тряпкой, чтобы фиксаторы клапана не разлетелись в разные стороны. Одна часть этого приспособления является неподвижной, а другая давит на клапанную тарелку, одновременно сжимая пружину и освобождая «сухари».
- Если клапан при воздействии на него инструмента уходит в камеру сгорания, то в свечное отверстие придется вставить деревянный брусок, или подобное приспособление, чтобы застопорить клапан.
- Вытащите из втулок изношенные маслосъемные колпачки напрессуйте новые. Сборку произведите в обратном порядке.
Стоит серьезно отнестись к выбору маслосъемных колпачков для ВАЗ2112. Специалисты рекомендуют нижеследующие комплекты:
- 2112-1007026: это оригинальные изделия, производимые АвтоВазом и устанавливаемые на конвейере – идеально подходят для российской машины;
- комплектMaster-sport;
- Herzog;
- Trialli;
- СТД «Резерв»;
- Goetze: на этом производителе стоит остановиться подробнее. Большинство специалистов предпочитают именно эти изделия, несмотря на более высокую стоимость. Дело в том, что клапанные сальники от этой фирмы проще устанавливать (минимизируются риски повреждения) и служат они дольше даже «родных» вазовских.
При покупке сальников на иномарку, нужно учитывать конструкцию колпачков. Например, на японских изделиях внутри имеется выступ, который совпадает с соответствующей канавкой на втулке.
Понятно, что такие клапанные сальники нельзя ставить на европейские, американские или российские машины. Стоит отметить, что снятие и установка маслосъемных колпачков своими руками обойдется дешевле, даже с учетом покупки «рассухаривателя», чем поездка в автосервис.Если возможности немедленно заменить маслосъемные колпачки нет, то можно попробовать оттянуть неизбежный ремонт, воспользовавшись специальными присадками. Они способны на некоторое время герметизировать зазоры между клапаном и его сальником. Автохимия подобного рода обойдется дешевле, чем замена колпачков (даже самостоятельная): она позволяет некоторое время продолжать эксплуатировать автомобиль. Из наиболее часто используемых присадок можно отметить:
Видео:Замена сальника распредвала ваз 8 кл КалинаСкачать
Почему нельзя ездить с изношенными клапанными сальниками
При попадании смазочного материала в камеру сгорания происходит перемешивание ГСМ, в результате чего масло начинает превращаться в продукт сжигания и оседать на электродах свечей в виде черного нагара. В итоге искрообразование становится нестабильным, мотор работает неустойчиво и не развивает полной мощности. Загрязнение свечей рано или поздно приведет к отказу одного из цилиндров. Еще одна грозящая неприятность – прогар одного или нескольких клапанов. Это тоже чревато отказом цилиндра и резким повышением расхода масла.
Вазовские моторы «десятки» последних выпусков комплектовались резиновыми сальниками клапанов, в комплекте у которых присутствуют эспандерная пружина и втулка из стали. Производитель рекомендует менять деталь для маслосъема через каждые 150 тыс. км пробега. Определенная часть владельцев Lada 110 делают это в автосервисе, не подозревая, что на самом деле операция не так уж и сложна для самостоятельного выполнения.
Видео:Дилетанты и сальники клапанов (маслосъёмные колпачки)Скачать
Назначение и устройство сальников клапанов
Изношенный сальник пропускает в цилиндр масло по штоку клапана, в результате чего оно сгорает вместе со смесью, образуя нагар на тарелках клапанов, а также на кольцах и стенках цилиндра. В запущенных случаях закоксованность приводит к падению компрессии по причине залегания колец и неплотного закрытия клапанов. Принято считать, что стоимость своевременной замены втулок для маслосъема, несоизмерима с ремонтом поршневой группы.
Конструкция сальника довольно элементарна, в ее составе всего три базовых элемента:
- Основание – стальная втулка, представляющая собой каркас сальника и придающая ему прочности.
- Пружина – обеспечивает максимально плотное прилегание кромки резинового уплотнителя к штоку клапана.
- Сальник – выполнен из каучука или вторкаучука и служит для удаления излишков смазки с клапанного штока.
Важно учесть, что для замены маслосъемных колпачков на автомобиле ВАЗ 2110 8 клапанов лучше купить соответственные качественные расходники. В первую очередь это скажется на ресурсе деталей, их не придется менять раньше времени.
Видео:Дымит и Расход масла. Как определить кольца или маслосъемные колпачкиСкачать
Причины и признаки износа резиновых уплотнителей
В процессе работы двигателя сальники для маслосъема подвергаются серьезным нагрузкам, ведь клапан совершает более 1000 рабочих тактов в минуту. Если к этому добавить еще и фактор химического воздействия горячего масла и выхлопных газов, то вовсе не удивительно, что резина не выдерживает и изнашивается. И дело здесь не в качестве изделия, хотя и это важно, просто уплотнитель представляет собой расходный материал, который следует менять после пробега около 100 000 км.
Если определить вовремя износ сальников клапанов и сменить на ранней стадии неисправности, то получится избежать неполадок с ДВС. К первичным признакам выхода из строя резиновых уплотнителей относятся следующие симптомы:
- Свечная резьба покрыта маслом.
- Дым из маслозаливной горловины.
- Дымление из выхлопной трубы.
- Электроды свечи покрыты нагаром.
- Увеличение расхода горючего.
- Быстрое загрязнение масла.
Наличие масла на резьбовой части свечей не всегда говорит о необходимости срочной смены сальников. Бывает так, что резьба еще сухая, потому что в камеру попадает еще малая доля смазки, и она успевает сгореть.
Видео:Замена сальника распредвала нового образца без оправки. Калина 8 клапанный двигатель.Скачать
Как организовать замену маслосъемных колпачков автомобиля ВАЗ 2110 8 клапанов в гаражных условиях?
Установить новые уплотнители клапанов вполне по силам даже рядовому автомобилисту. Если учесть, что демонтаж головки блока цилиндров не входит в технологический список, то ремонт и вовсе не представляет никаких сложностей.
При покупке запчастей важно обратить внимание на внутренний профиль уплотнителей. Довольно часто детали, не оснащенные армирующей втулкой, имеют в своей конструкции кольцевой выступ на посадочной плоскости. При установке он может повредиться, а в остальном процесс не сложнее, чем смена демпферной опоры на «десятке».
Подготовительный этап
Прежде всего стоит отметить, что замена маслосъемных колпачков на ВАЗ 2110 с двигателем 8 клапанов по технологии одинакова как для карбюраторного ДВС, так и для инжекторного. Поэтому набор инструмента аналогичен в обоих случаях:
- Набор гаечных и торцевых ключей.
- Приспособление для отжима пружин клапана.
- Оправка и съемник для сальников клапанов.
- Оловянный пруток сечением 7-9 мм.
- Пинцет, молоток, отвертки и плоскогубцы.
Перед началом работ желательно очистить керосином ГБЦ, после чего следует демонтировать воздушный фильтр, топливный насос и распределительное устройство зажигания. Далее шестигранником №5 отвернуть винт фиксации корпуса привода вспомогательных устройств. Обязательно нужно снять минусовую клемму с АКБ, а также зубчатый шкив с распредвала.
Этап подготовительного демонтажа
- Отвернуть гайки крепления крышки ГБЦ и снять ее.
- Открутить две гайки, крепящих провода «массы» и снять их со шпилек.
- Отвернуть две гайки и болт задней крышки ГБЦ и снять ее с головки.
- Поочередно отпустить четыре гайки крепления переднего корпуса подшипников распредвала и шесть заднего. Демонтировать оба корпуса.
- Шпонку из паза распредвала следует сразу извлечь, чтобы не потерять.
- Демонтировать распредвал и снять с него сальники.
Демонтаж старого уплотнителя
Данный этап замены деформированных маслосъемных колпачков ВАЗ 2110 8 клапанов включает установку поршня, где производится работа, в положение ВМТ. Дальнейшие действия выполняются по следующей схеме:
- Вывернуть соответствующую свечу зажигания, а в отверстие вставить оловянный пруток, чтобы предотвратить проваливание клапана.
- Применяя специальное приспособление, сжать пружину клапана.
- Вынуть пинцетом два сухаря и удалить приспособление.
- Установить цангу для демонтажа колпачков и ударить молотком по втулке приспособления. Это позволит спрессовать уплотнитель с втулки.
- Вынуть сальник из цанги. При отсутствии цанги можно воспользоваться пассатижами. Проворачивать уплотнитель нельзя, это приведет к повреждению направляющей втулки клапана.
Монтаж нового уплотнителя
- Опустить колпачок в масло и установить его в оправку.
- Аккуратно запрессовать сальник в нижнюю тарелку до упора.
- Установить пружину на уплотнитель. Аналогичные действия провести с остальными деталями.
- Установить сухари и ударить по торцам клапана молотком через стержень из металла. Так сухари станут на штатное место.
- Смазать маслом кулачки и шейки распредвала, таким же образом обработать опорные плоскости под шейки.
- Установить вал в опоры так, чтобы кулачки I-го цилиндра были направлены в сторону от толкателей.
- Зону крайних опор вала обработать герметиком.
- Установить корпуса подшипников распредвала, после чего надеть на шпильки шайбы и навернуть гайки. Закручивать их нужно в два этапа – сперва до касания корпусов подшипников. Затем проконтролировать, зашли ли направляющие втулки в соответствующие отверстия корпусов подшипников. Только после этого окончательно затянуть гайки по очередности.
Завершающий этап
Завершается замена маслосъемных колпачков на автомобиле ВАЗ 2110 8 клапанов установкой сальников распредвала. Обязательно следует проверить зазоры в приводном узле клапанов. В финале процесса все шланги и провода устанавливаются в обратном порядке.
Если есть подозрение, что машина проездила на неисправных уплотнителях довольно продолжительное время, то мастера рекомендуют сделать ремонт с демонтажем головки цилиндров. Это позволит выполнить полноценный ремонт с тщательной очисткой от нагара компонентов двигателя.
📽️ Видео
Замена масло съемных сальников клапанов. Своими руками без помощи другихСкачать
ЗАМЕНА МАСЛОСЪЕМНЫХ КОЛПАЧКОВ ,8 КЛАПАННЫЙ ВАЗ,НЕ СНИМАЯ ГБЦСкачать
LADA Granta ТО без официалов на пробеге 17 000кмСкачать
Правильная установка сальников клапановСкачать
замена сальника распределительного вала( ВАЗ 2108- калина)Скачать
замена сальника коленвала ваз 8клСкачать
Как снять маслосъёмные колпачки, без спецоборудования за 20 секунд!Скачать
Замена сальников клапанов ВАЗ не снимая головки. Замена маслосъёмных колпачков.Скачать