Запорная арматура является важнейшим элементом любого трубопровода. Не имеет значения, бытовой ли это водопровод или промышленная магистраль для перекачки технических жидкостей, неисправность подобного устройства может привести к возникновению аварийных ситуаций с печальными последствиями. Именно поэтому необходимо выполнять профилактическое обслуживание и ремонт запорной арматуры, не дожидаясь появления аварийных протечек.
- Виды запорной арматуры
- Устройство клиновых задвижек
- Ремонт запорной арматуры — возможные неисправности
- Неисправности шпинделя
- Ремонт вентиля водопровода и отопления своими руками
- Устройство вентиля
- Возможные неисправности и способы их устранения
- Замена прокладки и очистка корпуса
- Замена сальниковой набивки
- Устранение трещин
- 📺 Видео
Видео:Клапан подачи воды в сливном бачке не перекрывает воду.Скачать
Виды запорной арматуры
Если быть точным, то запорная арматура предназначена непосредственно для прерывания потока рабочей среды в трубопроводах. Но в бытовом обиходе в эту группу включают не только перекрывающие устройства, но и механизмы регулировки и стабилизации потока жидкости или газа.
Обычно под запорной арматурой подразумевают:
- Шаровые краны
- Водопроводные краны другой конструкции
- Вентиля
- Смесители
Данные устройства в основном устанавливаются на бытовых сантехнических приборах. А на магистралях водоснабжения или отопления, имеющий больший диаметр, применяют задвижки различных конструкций. Именно про ремонт и обслуживание запорной арматуры такого типа и поговорим.
Устройство клиновых задвижек
Данная запорная арматура наиболее распространена на сегодняшний день. Она может быть смонтирована на трубопроводах с внутренним диаметром от 15 до 2000 мм.
- Чугунные задвижки отличаются невысокой стоимостью, обеспечивают надежное перекрытие потока. Еще одно немаловажное преимущество запорной арматуры данного типа — отличная ремонтопригодность. Чугунные задвижки могут применяться на магистралях, работающих под давлением до 160 атмосфер. К недостаткам стоит отнести хрупкость чугуна, из которого сделан корпус устройства, кроме того, не рекомендуется эксплуатация таких задвижек в условиях отрицательных температур.
- Стальные задвижки, в число которых входит и нержавеющая запорная арматура, применяются чаще других модификаций. Изделия из нержавеющей стали имеют большую устойчивость к коррозии, могут работать при огромном давлении (до 1000 Мпа). В последнее время на рынке стали появляться модификации с полимерным покрытием, которые обладают улучшенными эксплуатационными характеристиками.
- Задвижки из цветных металлов и сплавов могут применяться на трубопроводах, предназначенных для транспортировки газов и практически любых жидкостей, в том числе и углеводородов с большой вязкостью. Также как и нержавеющая арматура запорного типа, такие задвижки не поддаются коррозии, имеют значительный эксплуатационный ресурс.
Принцип действия задвижек основан на повороте шпинделя, который передает усилие и смещает клин, прижимающий запорные элементы к внутренним стенкам корпуса устройства. Благодаря этому происходит прерывание потока рабочей среды. Все основные поломки запорной арматуры связаны с выходом из строя уплотнений, шпинделя или нарушением герметичности корпуса (особенно у чугунных задвижек).
Читайте также: Клапан термостатический ручной прямой ф15 mikrotherm f imi heimeier
Видео:Бачок унитаза не держит воду - причины и устранение течи из бачка в унитаз. Видеоурок ПламберСкачать
Ремонт запорной арматуры — возможные неисправности
Долговечность и работоспособность запорной арматуры во многом зависит от правильной организации комплекса профилактического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов.
В комплекс работ можно включить следующие мероприятия:
- Плановый осмотр и проверка работоспособности устройства. Корпус устройства постоянно должен очищаться от пыли грязи, все подвижные элементы должны быть тщательно смазаны. Не стоит пренебрегать и таким этапом профилактики, как промывка задвижки. Дело в том, что многие технические жидкости включают в себя песок и другие механические примеси. Осаждаясь на поверхности уплотнительных и перекрывающих элементов, они не позволяют полностью прервать поток рабочей среды. Проекты компактных домов Z500 https://z500proekty.ru/doma/poisk/kompaktnie-150.html на официальном сайте https://z500proekty.ru/doma/ . Кроме того, движение таких примесей может привести к повреждению рабочих элементов задвижки (появлению задиров, вмятин).
- Текущий ремонт запорной арматуры может осуществляться непосредственно на месте установки устройства, без демонтажа с трубопровода. Для этого необходимо отключить участок трубопровода, на котором установлена задвижка.
Чаще всего ремонт заключается в зачистке уплотнений. Для этого необходимо извлечь запорный механизм из корпуса арматуры.
При очистке уплотнения при помощи ножа, необходимо следить за тем, чтобы его лезвие находилось в контакте со всей поверхностью уплотнителя, в противном случае это может привести к образованию новых царапин.
При наличии на поверхности диска небольших царапин, можно выполнить притир элементов по месту. Грубую притирку можно выполнять с помощью закрепленной на основе наждачной бумаги, окончательная доводка выполняется при помощи специальных паст, из которых выделяют пасту ГОИ, позволяющую качественно отшлифовать поверхность диска.
Если повреждения на уплотнительных элементах значительны (царапины более 0,5 мм глубиной), то должна быть выполнена замена запорного механизма, ручной притиркой такие дефекты обычно устранить не получается. Для того чтобы не останавливать работу магистрали надолго, необходимо иметь запас запасных частей, можно использовать комплектующие от старых задвижек, вышедших из строя по другим причинам.
В самых тяжелых случаях приходится прибегать к демонтажу запорной арматуры, для выполнения ремонта в заводских условиях.
Для выполнения работ по притирки рабочих поверхностей применяются специальные внутришлифовальные и плоскошлифовальные станки.
В оборудование для ремонта запорной арматуры входят также и такие устройства как притиры. Их форма должна подбираться к каждой задвижке индивидуально, для получения максимального качества обработки, конфигурации поверхностей должны быть практически идентичными. Материал, из которого изготавливают притиры, должен быть более мягок, чем поверхности устройств. Это облегчит поиск неровностей на поверхности рабочих частей устройства.
Работа выполняется с применением специальной притирочной пасты, включающей в себя абразивные материалы. Окончательная обработка должна осуществляться с использованием составов на алмазной основе. После завершения работ по притирке, все остатки материалов должны быть смыты с поверхностей задвижки машинным маслом.
Читайте также: Клапан для топливного манометра
Неисправности шпинделя
Данный узел запорной арматуры также может выйти из строя. Чаще всего возникают следующие виды неисправностей:
- Нарушена герметичность сальниковой набивки и через шпиндель протекает рабочая жидкость. Для устранения данной неисправности необходимо разобрать устройство, удалить сальниковую набивку. После этого необходимо тщательно очистить сам шпиндель, проверить его состояние, не допускается наличие на нем следов коррозии, нарушения геометрии. При существенных повреждениях шпинделя ремонт запорной и регулирующей арматуры заключается в замене неисправного элемента. Затем необходимо собрать задвижку в обратной последовательности с нанесением новой сальниковой набивки.
- Еще одна, достаточно распространенная неисправность — при повороте маховика шпиндель задвижки не вращается. Для устранения неполадки необходимо открутить фиксирующую гайку, снять маховик устройства. После этого необходимо запилить на шпинделе новые прямоугольные грани, на которые можно будет одеть маховик (после ремонта он будет сидеть несколько ниже по шпинделю).
- Также часто встречается и ситуация, когда и маховик и шпиндель вращаются, а задвижка не открывается. В этом случае виной является нарушение сцепления диска и нижней части шпинделя, или нарушение (закругление) его граней. Для ремонта задвижка разбирается, шпиндель соединяется с дисками. При закруглении граней вернуть им форму можно методом ковки, если такой возможности нет, придется прибегнуть к замене шпинделя полностью.
В общем, запорная арматура отличается достаточно надежной и обладает хорошей ремонтопригодностью. Главное не забывать уделять должное внимание профилактическому обслуживанию.
Видео:Техническое обслуживание и ремонт запорной арматурыСкачать
Ремонт вентиля водопровода и отопления своими руками
В каждом доме или квартире имеются водопровод, подводящий холодную и горячую воду, а также система отопления, состоящая из труб и радиаторов. Для проведения ремонта или замены отдельных участков трубопроводов требуется перекрытие жидкости, которое осуществляется при помощи вентиля. Состояние устройства рекомендуется постоянно контролировать и при необходимости своевременно проводить ремонт вентиля. В противном случае при чрезвычайных обстоятельствах можно затопить не только свою квартиру, но и помещения, расположенные ниже.
Вентиль, требующий ремонта
Видео:Ремонт клапана бачка унитазаСкачать
Устройство вентиля
На водопроводных и отопительных системах могут быть установлены два типа вентилей:
Рабочим элементом шарового вентиля является шар, расположенный внутри корпуса. Шар имеет пропускное отверстие. Если вентиль открыт, то шар повернут отверстием к потоку воды. В закрытом положении шар поворачивается к воде глухой стороной. Разворот запорного элемента производится при помощи рукояти.
Устройство шарового вентиля
Запорным элементом клапанного вентиля является клапан с прокладкой, расположенный на шпинделе, который опускается и поднимается при помощи вращения рукоятки.
Устройство клапанного вентиля
Видео:Клапан подачи воды в сливной бачок ALСA PLAST.Ремонт, как настроить.Скачать
Возможные неисправности и способы их устранения
Устройство требует ремонта, если:
- вентиль не перекрывает воду. Причинами возникновения неисправности могут быть:
- износ уплотнительной прокладки, служащей запорным устройством;
- отсоединение запорного клапана от шпинделя;
- перегиб шпинделя;
- загрязнение вентиля отложениями, содержащимися в воде;
- течет или капает вентиль. Основными причинами подобной неисправности могут быть:
- образование трещины на корпусе устройства;
- отсутствие или недостаточное количество сальниковой набивки.
Читайте также: Как устранить течь из предохранительного клапана
Замена прокладки и очистка корпуса
Чтобы отремонтировать вентиль своими руками при износе прокладки, потребуются следующие инструменты и материалы:
- разводной ключ;
- кусок сантехнической резины;
- ножницы;
- пассатижи;
- нож;
- льняная нить или иной уплотнительный материал.
Замена прокладки производится по следующей схеме:
- при помощи разводного ключа необходимо открутить кран-буксу, фиксирующую шпиндель вентиля;
Разборка вентиля для замены прокладки
- пассатижами откручивается гайка, фиксирующая прокладку;
- снимается шайба и вышедшая из строя прокладка;
- вырезается кусок резины, размеры которого немного больше размеров клапана;
- в центре отрезанного куска резины проделывается отверстие;
- резина насаживается на клапан и фиксируется гайкой;
- ножницами по кругу клапана обрезаются излишки резины. Готовая прокладка должна полностью соответствовать размерам клапана;
Крепление новой прокладки к шпинделю
- при помощи ножа производится прочистка корпуса вентиля. Рекомендуется аккуратно удалить все отложения не только в корпусе устройства, но и резьбовом соединении;
- кран-букса насаживается на резьбу;
- производится герметизация соединения, после чего можно полностью зафиксировать устройство.
Уплотнение резьбового соединения льняной нитью
Замена сальниковой набивки
Если течет вентиль крана, то в большинстве случаев проблемой является отсутствие или излишнее уплотнение сальниковой набивки. Для ремонта потребуются:
- разводной или гаечный ключ соответствующего размера;
- сальниковая набивка;
- нож или плоская отвертка для уплотнения.
В этой ситуации произвести ремонт вентиля своими руками можно по следующей схеме:
- перекройте водоснабжение системы;
- снимите рукоять вращения;
- открутите фиксирующую гайку. При ослаблении фиксации рекомендуется удерживать шпиндель в одном положении;
- снимите уплотнительное кольцо, фиксирующее набивку;
- при помощи ножа или отвертки удалите старую набивку;
Процесс замены сальниковой набивки для устранения течи
Процесс замены прокладки и сальниковой набивки подробно рассказан в видеоролике.
Устранение трещин
Если течет вентиль и причиной протечки является трещина на корпусе крана, то можно:
- полностью заменить вентиль;
- заделать трещину специальными материалами.
Трещина на корпусе вентиля
Среди материалов, используемых для заделки трещин, можно выделить средство для холодной сварки.
Средство для холодной сварки металла
Подробная инструкция по применению средства указана на упаковке. Общая схема использования выглядит следующим образом:
- место, где требуется заделать трещину, очищается от грязи и обезжиривается при помощи ацетона;
- подготавливается состав для нанесения;
- готовая смесь наносится на трещину и равномерно распределяется по поверхности;
Способ использования холодной сварки для устранения трещины
Таким образом, устранить наиболее часто встречающиеся проблемы вентиля можно самостоятельно. Если проведенные ремонтные работы не помогли исправить ситуацию, то вентиль подлежит замене.
📺 Видео
Классификация трубопроводной арматурыСкачать
Клапан подачи воды бачка унитаза - ремонт.Скачать
Клапан подачи воды сливного бачка унитаза GEBERIT. Ремонт. Настройка.Скачать
Что означают надписи на задвижках, клапанах и проч.?Скачать
Бачок унитаза не держит воду из-за этой штуки. Ремонт сливного бачка с кнопкойСкачать
Полная Разборка и Чистка Заливного Механизма Инсталляции Cersanit | СЦ Silver WaveСкачать
Ремонт мембраны наполняющего клапана инсталляции. Износ. Мой вариант.Скачать
КАКАЯ БЫВАЕТ ТРУБОПРОВОДНАЯ АРМАТУРА? | ТЕОРИЯ #1Скачать
Ремонт задвижки, вентеля(набивка сальников)👍Скачать
ТЕЧЕТ УНИТАЗ? БАЧОК УНИТАЗА НЕ ДЕРЖИТ ВОДУ? → ПРИЧИНЫ И УСТРАНЕНИЕ ПРОТЕКАНИЯ!Скачать
ТЕЧЕТ БАЧОК УНИТАЗА? Ремонт за 5 минут. Легко и Просто.Скачать
Замена сальниковых уплотнений на запорной арматуреСкачать
Обзор бокового клапана для сливного бачка унитаза двух производителей.Скачать
Школа ТПА. Запорный клапан. Часть 1.Скачать
Клапан запорный(вентиль)Скачать