Ремонт двигателя считается в автомобиле самым сложным, ведь ни одна другая его деталь не содержит такое огромное количество элементов, взаимосвязанных между собой. С одной стороны, это очень удобно, ведь в случае поломки одного из них нет необходимости менять весь узел целиком, достаточно просто заменить вышедшую из строя деталь, с другой – чем больше составных элементов, тем сложнее устройство и тем сложнее разобраться в нем тому, кто не очень опытен в авторемонтных делах. Однако при большом желании можно все, особенно если ваше рвение подкреплено теоретическими знаниями, например, в вопросе определения момента затяжки коренных и шатунных вкладышей. Если же пока это словосочетание для вас – набор непонятных слов, прежде, чем лезть в двигатель, обязательно прочтите эту статью.
- Подшипники скольжения, их виды и роль в работе ДВС.
- Видео.
- Моменты затяжки резьбовых соединений ВАЗ-2110
- Таблица 16.1
- Затяжка головки ваз 2110
- Порядок затяжки головки блока цилиндров на ВАЗ 2110 при ремонте
- В каких случаях требуется затяжка блока?
- Процесс и схема затяжки (на 8 клапанном авто)
- Необходимые инструменты
- Этапы
- Видео «Ремонт ГБЦ ВАЗ»
- Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2110 (8 клапанов)
- Смотрите также
- Прокладка ГБЦ имеет меньшие отверстия для ОЖ
- Была пробита прокладка ГБЦ на 2112
- Что нужно для замены прокладки ГБЦ на 2112?
- Открутил болты ГБЦ нужно ли менять прокладку?
- Как устранить кратеры на блоке и на ГБЦ?
- Признаки выхода из строя прокладки ГБЦ ВАЗ 2110
- Советы по замене прокладки ГБЦ
- Что понадобится для замены прокладки ГБЦ ВАЗ 2110 (8 клапанов)
- Как поменять прокладку головки блока цилиндров ваз 2110 8 клапанов
- Меняем прокладку ГБЦ на 8-ми клапанном двигателе ВАЗ-2110
- Интервалы замены прокладки ГБЦ на Ваз-2110
- Признаки пробитой прокладки
- Артикулы
- Инструменты
- Процедура замены
- Установка новой детали
- Моменты затяжки для 8-ми клапанного двигателя
- Выводы
- Видео.
Видео:Протяжка ГБЦ (Головка Блока Цилиндров) на ВАЗ 2109, 2114, 2110 8 клапанов. МОМЕНТ Затяжки болтов ГБЦСкачать
Подшипники скольжения, их виды и роль в работе ДВС.
Коренные и шатунные вкладыши – это две разновидности подшипников скольжения. Производятся они по одной технологии и отличаются друг от друга лишь внутренним диаметром (у вкладышей шатунов этот диаметр меньше).
Главная задача вкладышей – преобразование поступательных движений (вверх-вниз) во вращательные и обеспечение бесперебойной работы коленчатого вала, чтобы тот не износился раньше срока. Именно для этих целей вкладыши устанавливаются под строго определенным зазором, в котором поддерживается строго заданное давление масла.
Если зазор этот увеличивается, давление моторного масла в нем становится меньше, а значит, шейки газораспределительного механизма, коленчатого вала и пр. важных узлов изнашиваются намного быстрее. Стоит ли говорить, что слишком сильное давление (уменьшенный зазор) также не несет в себе ничего положительного, так как создает дополнительные препятствия в работе коленчатого вала, он может начать подклинивать. Вот почему так важно контролировать данный зазор, что невозможно без использования в ремонтных работах динамометрического ключа, знания необходимых параметров, которые прописываются производителем в технической литературе по ремонту двигателя, а также соблюдения момента затяжки коренных и шатунных вкладышей. К слову, усилие (момент) затяжки болтов крышек шатунных и коренных вкладышей различен.
Обращаем ваше внимание, что приводимые нормативы актуальны только при применении новых комплектов деталей, так как сборка/разборка бывшего в работе узла за счет его выработки не может гарантировать соблюдении необходимых зазоров. Как вариант, в данной ситуации при затяжке болтов можно ориентироваться на верхнюю границу рекомендуемого момента, либо можно использовать специальные ремонтные вкладышами с четырьмя разными размерами, отличающимися друг от друга на 0,25 мм, при условии шлифовки коленвала до тех пор, пока минимальный зазор между трущимися элементами не станет составлять 0,025/0,05/0,075/0,1/0,125 (в зависимости от имеющегося зазора и используемого ремонтного изделия).
Примеры конкретных моментов затяжки болтов крышек шатунных и коренных вкладышей для некоторых автомобилей семейства ВАЗ.
Модель автомобиля | Момент затяжки крышки постелей, Н*м (кгс.м.) | Момент затяжки вкладышей шатунов, Н*м (кгс.м.) |
ВАЗ 2108 | 69,0–84,0 (6,9–8,4) | 44,0–54,0 (4,4–5,4) |
ВАЗ 2106 | 68,31–84,38 (6,97–8,61) | 43,32–53,51 (4,42–5,4) |
Lada Priora | 68,31-84,38 (6,97-8,61) | 43,3-53,5 (4,42-5,46) |
Видео:затяжка крышек шатунных ваз2110Скачать
Видео.
Видео:Затяжка шатунов, проверка правильности установки поршнейСкачать
Моменты затяжки резьбовых соединений ВАЗ-2110
Таблица 16.1
Гайки болтов крепления крышек шатунов
Болты крепления масляного насоса
Резьбовая пробка редукционного клапана масляного насоса
Болты крепления корпуса масляного насоса
Болт крепления маслоприемника к масляному насосу
Болты крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника
Болт крепления шкива коленчатого вала
Болты крепления поддона картера
Болты крепления головки блока цилиндров
(см. рис. схема затяжки Последовательность затяжки болтов)
Гайки крепления корпуса подшипников распределительных валов
Болт крепления шкива распределительного вала
Болты крепления крышки головки блока цилиндров
Датчик аварийного давления масла
Болты крепления насоса охлаждающей жидкости
Гайки крепления патрубка термостата
Болты крепления фланца трубы системы охлаждения к блоку цилиндров
Болты крепления вспомогательных элементов двигателя
Болты крепления правой опоры силового агрегата к кронштейну лонжерона
Болты крепления кронштейна опоры силового агрегата к блоку цилиндров
Болты крепления левой опоры силового агрегата к лонжерону
Гайки крепления кронштейна верхней штанги опоры силового агрегата
Читайте также: Как чистят клапана в двигателе
Гайка болта крепления подушки опоры силового агрегата
Болт крепления штанги опоры силового агрегата
Гайка болта крепления штанги опоры силового агрегата
Гайки стяжных болтов хомута, соединяющего трубы системы выпуска ОГ
Болты, соединяющие фланцы системы выпуска отработавших газов
Гайки крепления троса сцепления к кронштейну
Болты крепления картера сцепления к блоку цилиндров двигателя
Гайка крепления картера сцепления к блоку цилиндров двигателя
Гайки крепления картера сцепления к коробке передач
Болты крепления муфты выжимного подшипника сцепления
Болты крепления нижней крышки к картеру сцепления
Выключатель света заднего хода
Гайка крепления корпуса привода датчика скорости
Болты, соединяющие картеры сцепления и коробки передач
Болт с конической частью шарнира тяги привода переключения передач
Болты крепления корпуса рычага переключения передач
Болты крепления механизма переключения передач
Гайки хомутов тяги привода переключения передач и реактивной тяги
Болт крепления оси рычага переключения передач
Гайки крепления крышки к картеру коробки передач
Болт с конической частью крепления рычага штока переключения передач
Резьбовая пробка фиксатора вилки заднего хода
Болты крепления вилок коробки передач к штокам
Гайки первичного и вторичного валов коробки передач
Болты крепления ведомой шестерни дифференциала коробки передач
Гайка подшипника ступицы переднего колеса
Гайка подшипника ступицы заднего колеса
Болты крепления шаровой опоры к поворотному кулаку
Гайка крепления шарового пальца к рычагу
Гайка регулировочного болта (с эксцентриком) стойки передней подвески
Гайка болта крепления стойки передней подвески к поворотному кулаку
Гайка крепления штока стойки передней подвески к верхней опоре
Гайки крепления верхней опоры стойки передней подвески к кузову
Гайка болта крепления рычага передней подвески к кузову
Гайки крепления растяжки передней подвески
Болты крепления поперечины передней подвески к кузову
Гайка болта крепления стойки стабилизатора поперечной устойчивости к рычагу передней подвески
Гайки крепления штанги стабилизатора поперечной устойчивости к кузову
Гайка болта нижнего крепления амортизатора к рычагу задней подвески
Гайка крепления штока амортизатора задней подвески к кузову
Гайки болтов крепления рычага задней подвески к кронштейну
Гайки крепления кронштейна рычага задней подвески к кузову
Видео:Затяжка гбц ваз 2109, с помощью динамо ключа , в ньютонахСкачать
Затяжка головки ваз 2110
Видео:Динамометрический ключ как пользоваться, выставить момент затяжки, выполнять затяжку болтов!!!Скачать
Порядок затяжки головки блока цилиндров на ВАЗ 2110 при ремонте
Наверняка ни для кого не тайна, что наши автомобили гораздо чаще нуждаются в обслуживании, чем иномарки. Это касается в первую очередь автомобилей марки ВАЗ всех поколений. Как правило, эти авто приобретают люди со средним достатком и постоянное обслуживание автомобиля на СТО — это непозволительная роскошь. Чтобы сэкономить необходимо, научиться выполнять некоторые работы самостоятельно. К примеру, необходимо уметь правильно затягивать болты головки блока цилиндров ВАЗ 2110 8 клапанов порядок затяжки, которых строго регламентирован.
Работа эта сложная на первый взгляд, но в реальности автолюбители, столкнувшись с ней впервые, справляются вполне успешно, тем самым экономя свое время и свои деньги. Стоит знать, что затяжка болтов на 8 клапанном и 16 двигателе имеет некоторые сходства и некоторые достаточно важные различия. К примеру, если момент затяжки у них одинаков, то схема, по которой происходит этот процесс, то есть очередность абсолютно разная. Об этом нельзя забывать иначе вся работа окажется перечеркнутой простым несоблюдением порядка затяжки болтов. Если затянуть неправильно, то вполне возможен перекос или передавливание прокладки и как результат разгерметизация конструкции и утрата рабочих характеристик головки блока цилиндров ВАЗ 2110.
Лада 110
Видео:установка коленчатого вала ваз 2108-2110Скачать
В каких случаях требуется затяжка блока?
В затягивании болтов возникает необходимость, в случае если производилось снятие ГБЦ для смены прокладки или ремонта каких-то узлов. Также некоторые автовладельцы рекомендуют проводить затяжку по истечении определенного срока эксплуатации авто или после определенного пробега ВАЗ 2110. Важно знать, что перед установкой головки всегда рекомендуется установка новой прокладки.
Повторная установка старой, даже если она в хорошем состоянии может не дать желаемого результата. Новая прокладка стоит недорого и для автомобилей ВАЗ 2110 они продаются практически во всех автомобильных магазинах. Также необходимо знать, что болты которыми закреплена головка блока цилиндров со временем изнашиваются и будучи, под постоянным напряжением могут даже в некоторой степени вытянуться. Повторная установка болтов допустима, но лишь тогда, когда их длина, не более 9,5 сантиметров.
Длина не должна превышать 9,5 сантиметров
Также на них не допускаются повреждения и ржавчина. Но поскольку стоят они недорого, то лучше не скупится и приобрести новый комплект болтов.
Видео:установка протяжка гбц ваз инжектор 8 клапанов калинаСкачать
Процесс и схема затяжки (на 8 клапанном авто)
Как мы уже говорили, порядок затягивания болтов ГБЦ на 8 клапанном и шестнадцати клапанном агрегате очень похожи. Момент затяжки в обоих случаях одинаков, но откручиваются болты, а потом затягиваются совсем по другой схеме. Важно пред установкой новой или старой головки блока цилиндра ВАЗ 2110 хорошо очистить соприкасающиеся поверхности. Крайне не желательно делать это при помощи наждака, напильника или иных твердых предметов, которые могут повредить эти поверхности.
Грубо выполненная работа по очистке поверхности может привести к разгерметизации системы блока цилиндров с вытекающими отсюда опасными последствиями. Для этой цели в магазине продаются специальные жидкости. Они наносятся на поверхность, на которой возможно имеются остатки старой прокладки или другие загрязнения и оставляются на некоторое время для откисания. Через некоторое время они аккуратно удаляются и поверхность остается идеально чистой.
Читайте также: Двигатель ваз 2110 8 клапанов инжектор сразу не заводится
Необходимые инструменты
Ключ для затяжки с необходимым моментом
Этапы
После установки головки можно переходить к затяжке болтов.
- Вставьте все болты в соответствующие гнезда. Важно! На болтах и в гнездах не должно быть ржавчины, в случае если такая имеется, то обязательно удалите ее с помощью специальных жидкостей. Также чтобы они легче вкручивались их можно смазать.
- Начинаем закручивать болты в четыре круга строго по схеме для ВАЗ 2110 с помощью динамометрического ключа.
Схема по которой проходит затяжка
На данном процесс затяжки ГБ цилиндров можно считать оконченным, как вы сами убедились сложно ничего нет и выполнив работу один раз, в следующий вы сможете это все сделать буквально с закрытыми глазами. Предлагаемое нами видео поможет вам лучше разобраться в процессе.
Видео:Сборка 083 блока на ВАЗ 2110-2112. Укладка коленвала, установка поршней.Скачать
Видео «Ремонт ГБЦ ВАЗ»
В этом видео показано не только как затягиваются болты головки блока цилиндров на ВАЗ 2110, но и другие работы по восстановлению этого узла.
Видео:Установка коленчатого вала(коленвала) на ВАЗ 2108-2110-2115Скачать
Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2110 (8 клапанов)
Видео:Установка и обтяжка гбц ВАЗ 2110 8-клапанный двигательСкачать
Смотрите также
Прокладка ГБЦ имеет меньшие отверстия для ОЖ
Была пробита прокладка ГБЦ на 2112
Что нужно для замены прокладки ГБЦ на 2112?
Открутил болты ГБЦ нужно ли менять прокладку?
Как устранить кратеры на блоке и на ГБЦ?
Прокладка ГБЦ представляет собой перфорированный лист из железа и асбеста или алюминиевого паронита с окантовкой по бокам и отверстиями под камеры цилиндров и соединительные болты. Главной задачей прокладки ГБЦ является уплотнение соединения плоскостей блока цилиндров. Вдобавок, прокладка поддерживает нужное внутреннее масляное давления в системе двигателя, а также не позволяет смешиваться охлаждающей жидкости и моторному маслу.
Видео:Протяжка гбц(головки блока цилиндров) динамометрическим ключом.Ваз 2114,2108-09-10,1118-1119.Скачать
Признаки выхода из строя прокладки ГБЦ ВАЗ 2110
Не существует конкретных гарантийных сроков использования прокладки ГБЦ. На её долговечность влияют такие факторы как: степень эксплуатации двигателя, его модель, стиль вождения авто и другие причины. Однако имеются несколько симптомов, по которым можно определить, что прокладка вышла из строя:
- на стыке соединения блока и головки выступают потёки моторного масла или охлаждающей жидкости;
- с помощью масляного щупа обнаруживаются инородные светлые примеси или пенообразная эмульсия, которая возникает когда через соединение с ГБЦ проникает антифриз;
- меняется цвет выхлопа на синевато-белый, что свидетельствует о попадании воды в камеру сгорания блока цилиндров;
- наличие масляных пятен в бачке охлаждающей жидкости;
- повышается температура двигателя, по причине прорыва раскалённых газов в систему охлаждения, которые в момент нагревают охлаждающую жидкость.
Советы по замене прокладки ГБЦ
Снятие и установка прокладки ГБЦ осуществляется при выставленном в ВМТ коленвале. Также необходимо проследить, чтобы оба клапана 1-го цилиндра были закрыты.
Нужно помнить, что менять прокладку ГБЦ нужно после каждого снятия головки двигателя, даже если это и не обусловлено её негодностью.
Процедура замены прокладки ГБЦ ВАЗ 2110 на 16-клапанном двигателе в целом схожа на то, как поменять прокладка на 8-клапанном моторе, но имеет несколько нюансов:
- Обязательно происходит демонтаж ресивера.
- При снятии шкивов ремня ГРМ метка выставляется на двух шкивах и снимается два шкива.
- Снимается топливная рампа.
- Порядок и моменты затяжек осуществляются согласно требованиям для 16-клапанного движка.
Видео:Порядок обтяжки гбц ВАЗ 8-клапанный двигательСкачать
Что понадобится для замены прокладки ГБЦ ВАЗ 2110 (8 клапанов)
Необходимые инструменты:
- трещотка с торцевыми головками «на 10»; «на 13», «на 17», «на 19»;
- ключ с насадкой «Torx»;
- отвёртка;
- динамометрический ключ;
- ключ для выкручивания свечей.
Подходящие комплектующие:
- комплект прокладок TRIALLI имеет артикул GZ1017022, его цена – 500 рублей;
- прокладка ГБЦ VICTOR REINZ имеет артикул 613666000, ее цена — 280 рублей;
- оригинальная прокладки ГБЦ ВАЗ (ВАТИ) имеет артикул 21083100302020, ее цена – 140 рублей.
Цена прокладок актуальна на лето 2017-го года для Москвы и области.
Устанавливаем поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия. Фиксируем зубчатый шкив распредвала от проворачивания фиксатором. Выкручиваем свечи.
А) Ключом «на 10» отворачиваем две гайки крепления кронштейна троса привода дроссельной заслонки к ресиверу и снимаем его. Б) Снимаем шланги вентиляции картерных газов и подводящего шланга со штуцеров клапанной крышки. В) Ключом «на 10» отворачиваем две гайки крепления клапанной крышки и снимаем её.
Ключом «на 10» отворачиваем болты передней крышки ГРМ: два сбоку и один в центре. Снимаем крышку ГРМ.
Проверяем совпадение метки на зубчатом шкиве распредвала с установочным усиком на задней крышке привода ГРМ. Ключом «на 17» отвинчиваем шкив.
Отвинчиваем ключом «на 10» гайку крепления защитного кожуха и отгибаем кожух.
Видим, что ремень ГРМ тоже просит замены.
Отключаем разъем датчика давления уровня масла.
Ключом «на 10» отворачиваем две гайки и один болт крепления заглушки. Равномерно, ключом «на 13», откручиваем шесть гаек крепления заднего корпуса подшипников распределительного вала. Снимаем со шпилек задний корпуса подшипников распределительного вала.
Затем, так же равномерно и ключом «на 13», откручиваем четыре гайки крепления переднего корпуса подшипников распределительного вала и снимаем его.
Откручиваем четыре гайки крепления глушителя к выпускному коллектору.
Головкой «Е14 Torx» откручиваем 10 болтов на блоке цилиндров и снимаем блок.
Видео:82 Затяжка болтов коленвала двигателя Джили МК копия двгателя TOYOT A4 FEСкачать
Как поменять прокладку головки блока цилиндров ваз 2110 8 клапанов
Видео:Как пользоваться шкалой динамометрического ключа. How to set the desired force on the torque wrench.Скачать
Меняем прокладку ГБЦ на 8-ми клапанном двигателе ВАЗ-2110
Некоторые владельцы отечественных автомобилей не знают, что прокладку ГБЦ нужно менять при каждом демонтаже головы блока цилиндров. Никогда не стоит устанавливать старую деталь, так как эта запчасть одноразовая.
Замена прокладки ГБЦ на 8-клапанном двигателе ВАЗ практически аналогична тем же работам для 16-клапанного двигателя, поэтому данная статья будет полезна и владельцам автомобилей с более современными двигателями.
Видео:Как быстро рассчитать момент затяжки болтаСкачать
Интервалы замены прокладки ГБЦ на Ваз-2110
Самое главное, что интересует владельцев – это интервал замены данной детали.
Очень сложно сказать, какое время прослужит та либо иная прокладка.
- Фирмы-изготовителя детали.
- Качества материала, из которого изготовлена прокладка.
- Условий, в которых хранились данные детали.
Так как прокладка сделана из резины, условия хранения напрямую влияют на срок её службы. Например, деталь, купленная на рынке, которая долгое время хранилась в сыром и неотапливаемом контейнере, будет хуже такой же запчасти, купленной в магазине.
Главной функцией является обеспечение максимальной герметизации блока цилиндров с ГБЦ. Если не следить за состоянием, то ресурс двигателя существенно сократится.
Видео:Ремонт двигателя. Установка ГБЦ ваз 8 клапанный / момент затяжки Этапы. Часть 3Скачать
Признаки пробитой прокладки
Узнать, что герметизация соединения нарушена, можно по следующим причинам:
- В выхлопных газах появляется белый пар.
- В тосоле можно заметить масляные пятна.
- Течь в соединениях ГБЦ.
- В поддоне находится большое количество масла.
- Вокруг заливной крышки можно заметить пену.
Хотя, кажется, что пары в тосоле заметить очень сложно, это можно сделать, надев пакет на горловину открытого расширительного бачка. Если в тосоле присутствуют газы, то пакет надуется.
Видео:Затяжка коленвала ПриораСкачать
Артикулы
Прежде чем приступать к замене прокладки, следует эту прокладку приобрести. Хотя в любой автомобильном магазине вам подберут подходящую запчасть, лучше знать её артикул. Наиболее подходящие прокладки для ВАЗ-2110 это:
- Оригинальная прокладка ВАТИ, которая имеет артикул 21083100302020.
- Деталь VICTOR REINZ. Данная деталь более качественная, чем оригинал. Её артикул 613666000.
- Прокладки TRIALLI, которые имеют артикул GZ.
Лучше сразу купить более качественную запчасть, чем возиться потом с разборкой ещё раз.
Видео:Что делать если нет демометрического ключа. Как протянуть ГБЦ без спец ключа все простоСкачать
Инструменты
Хотя данную деталь можно заменить прямо возле дома, лучше проводить все операции по замене на смотровой яме. Для замены понадобятся следующие инструменты:
- Комплект головок на трещотку. Головки должны быть от 10 до 19;
- Ключ «Торкс»;
- Несколько отвёрток;
- Свечной ключ;
- Динамометрический ключ.
Не лишней окажется и специальная жидкость WD-40, которая поможет при откручивании закисших болтов. Как свидетельствует практика подобных ремонтов, при разборке часто приходится применять и другие инструменты, поэтому их наличие никогда не помешает.
Видео:#Ваз2114, 8клапанный, протяжка #ГБЦ динамометрическим ключом #JTC1203, в 4 прохода 11.6H или 11.82КгСкачать
Процедура замены
Процесс замены происходит следующим образом:
- Сначала нужно отключить аккумулятор, для этого снимается минусовая клемма.
- Нужно отсоединить приёмную трубу глушителя.
- Демонтируем карбюратор.
- Далее нужно отсоединить все клеммы датчиков, а от свечей отсоединяются все провода.
- Следующим этапом станет отсоединение вакуумного усилителя от впускного коллектора.
- Отсоединяется датчик-распределитель.
- Отсоединяем высоковольтные провода.
- Откручиваем гайки и снимаем датчик.
- Демонтируется топливный насос и корпус вспомогательных устройств.
Снимается ролик и ремень ГРМ.
- Демонтируется шкив, после чего нужно снять крышку ГРМ.
- Отсоединяем шланги и выкручиваем гайки крышки.
После этого останется открутить болты и снять голову блока. После снятия старой прокладки, нужно тщательно осмотреть поверхности соприкосновения головы и блока цилиндров. На них не должно быть грязи или остатков от старой прокладки. Вся явные признаки загрязнений нужно устранить.
Видео:ПОЛНАЯ сборка 124-го двигателя ВАЗ 2112. ВСЕ моменты затяжек.Скачать
Установка новой детали
Новая деталь, которую планируется установить, должна быть неповреждённой, сухой и чистой.
При установке нужно проконтролировать, чтобы отверстие, предназначенное для прохождения масла, находилось между третьим и четвёртым цилиндрами.
Перед установкой ГБЦ нужно обязательно проследить, чтобы клапаны первого цилиндра были закрыты. Болты нужно закручивать по определенной схеме, в четыре этапа.
Моменты затяжки для 8-ми клапанного двигателя
Момент затяжки болтов следующий:
- Сначала они затягиваются до 20 Н·м.
- Потом до 69,4–85,7 Н·м.
- На третьем этапе болты доворачиваются на 90 градусов.
- На последнем этапе требуется провернуть болты окончательно на 90 градусов.
- Остальной процесс сборки идёт в обратной последовательности разборки.
Обязательным условие является проверка зазоров на клапанах и регулировка натяжения ремня ГРМ.
Выводы
замена прокладки ГБЦ своими руками процедура достаточно сложная, но она по силам любому человеку, который не боится взять в руки гаечный ключ.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.