Распределительные устройства и ПС, как правило, должны быть оборудованы стационарными заземлителями, обеспечивающими в соответствии с требованиями безопасности заземление аппаратов и ошиновки.
В РУ 3 кВ и выше стационарные заземлители должны быть размещены так, чтобы были не нужны переносные заземления и чтобы персонал, работающий на токоведущих частях любых участков присоединений и сборных шин, был защищен заземлителями со всех сторон, откуда может быть подано напряжение.
На случай отключения в процессе ремонта разъединителя с заземлителями или только заземлителя этого разъединителя должны быть предусмотрены заземлители у других разъединителей на данном участке схемы, расположенные со стороны возможной подачи напряжения. Последнее требование не относится к заземлителям со стороны линейных разъединителей (при отсутствии обходной системы шин или ремонтной перемычки со стороны ВЛ), а также к заземлителям в цепи секционной связи КРУ.
На заземлителях линейных разъединителей со стороны линии следует, как правило, иметь привод с дистанционным управлением для исключения травмирования персонала при ошибочном включении их и наличии на линии напряжения, в ячейках КРУЭ эти заземлители, кроме того, рекомендуется иметь быстродействующими.
Каждая секция (система) сборных шин РУ 35 кВ и выше должна иметь, как правило, два комплекта заземлителей. При наличии трансформаторов напряжения заземления сборных шин следует осуществлять, как правило, заземлителями разъединителей трансформаторов напряжения.
Применение переносных защитных заземлений предусматривается в следующих случаях:
при работе на линейных разъединителях и на оборудовании, расположенном со стороны ВЛ до линейного разъединителя;
на участках схемы, где заземлители установлены отдельно от разъединителей, на время ремонта заземлителей;
- Большая Энциклопедия Нефти и Газа
- Заземление — сборная шина
- Объявления
- Заземление сборных шин 110кВ и выше.
- Сообщений 16
- 1 Тема от posetitel 2015-02-16 10:58:53
- Тема: Заземление сборных шин 110кВ и выше.
- 2 Ответ от EvgenyP 2015-02-16 11:12:11
- Re: Заземление сборных шин 110кВ и выше.
- 3 Ответ от scorp 2015-02-16 11:13:48
- Re: Заземление сборных шин 110кВ и выше.
- 4 Ответ от posetitel 2015-02-16 11:27:07
- Re: Заземление сборных шин 110кВ и выше.
- 5 Ответ от scorp 2015-02-16 11:36:58
- Re: Заземление сборных шин 110кВ и выше.
- 6 Ответ от Саня 2015-02-16 11:49:31
- Re: Заземление сборных шин 110кВ и выше.
- 7 Ответ от scorp 2015-02-16 11:58:28
- Re: Заземление сборных шин 110кВ и выше.
- 8 Ответ от ivalnik 2015-02-16 12:57:27
- Re: Заземление сборных шин 110кВ и выше.
- 9 Ответ от posetitel 2015-02-16 13:39:26
- Re: Заземление сборных шин 110кВ и выше.
- 10 Ответ от Саня 2015-02-16 14:48:30
- Re: Заземление сборных шин 110кВ и выше.
- 11 Ответ от Саня 2015-02-16 14:59:36
- Re: Заземление сборных шин 110кВ и выше.
- 12 Ответ от doro 2015-02-16 15:57:18 (2015-02-16 17:25:26 отредактировано doro)
- Re: Заземление сборных шин 110кВ и выше.
- 13 Ответ от scorp 2015-02-16 16:28:58 (2015-02-16 16:29:59 отредактировано scorp)
- Re: Заземление сборных шин 110кВ и выше.
- Как выбрать главную заземляющую шину — сечение, медь или сталь, подключение.
- 🎦 Видео
Видео:Главная заземляющая шина ГЗШ-12 видеообзор BoltaСкачать
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Видео:ЗАЗЕМЛЕНИЕ - ТАКОЕ НЕ ПОКАЖУТ В ВУЗАХ. Рассказываю как работает и чем отличается. #TN #TT #IT #ОмСкачать
Заземление — сборная шина
Заземление сборных шин может быть выполнено в любой камере трансформатора напряжения. [1]
Для заземления сборных шин предусмотрено специальное исполнение камеры, имеющей ширину 500 мм, в которой установлен разъединитель с приводом. На этих же камерах размещен привод разъединителя, установленного на шинном мосту. [2]
Исключены камеры для заземления сборных шин . Заземление шин осуществляется ножами, установленными в камерах трансформатора напряжения. [4]
Срабатывание короткозамыкателя обеспечивает заземление сборных шин и резко ограничивает время горения дуги, а следовательно, и воздействие тока к. [5]
Для возможности осуществления заземления сборных шин в шкафу трансформатора напряжения устанавливается заземляющий разъединитель. В шкафах ввода или отходящих линий устанавливаются стационарные заземляющие разъединители. [6]
Особенно важно не допускать заземления сборных шин на подстанции. Эти шины должны быть соединены с ходовыми рельсами по крайней мере двумя изолированными кабелями. Металлические оболочки питающих кабелей и кабелей отвода обратного тока можно соединять с ходовыми рельсами или со сборной шиной только в том случае, если это надежно исключит опасность коррозии других подземных сооружений. У кабелей отвода обратного тока необходимо контролировать состояние их изоляции. [7]
При наличии трансформаторов напряжения заземление сборных шин должно осуществляться, как правило, заземляющими ножами разъединителей трансформаторов напряжения. [8]
При наличии трансформаторов напряжения заземление сборных шин должно осуществляться, как правило, заземляющими ножами разъединителей трансформаторов напряжения. [9]
При наличии трансформаторов напряжения заземление сборных шин РУ должно осуществляться, как правило, заземляющими ножами разъединителей трансформаторов напряжения. [10]
На камерах по схемам № 14 и 15 сверху также размещены разъединители, которые предназначены для заземления сборных шин . Эти камеры имеют ширину 500 мм. Их устанавливают в торце РУ. [11]
Схемы первичных соединений КСО-366 ( рис. 8 — 16) соответствуют сетке схем камер КСО-3 и дополнены лишь камерами с разъединителями для заземления сборных шин . Для камер с выключателями нагрузки к обозначениям добавляются индекс а при автоматическом приводе выключателя и индекс н — при неавтоматическом. Высота камер КСО-366 составляет 2083 мм, ширина — 1000 мм и 500 мм ( у камер № 14 и 15), глубина — 1000 мм. [12]
На напряжениях 35 — 500 кв предусматривается обязательная установка стационарных заземляющих ножей у разъединителей, обеспечивающая заземление любого аппарата и отходящих линий для производства ремонтных работ. Заземление сборных шин производится, как правило, заземлителями, установленными на разъединителях шинных трансформаторов напряжения. [14]
При производстве ремонтных работ шторки должны запираться навесным замком при выкаченном выдвижном элементе. Заземление сборных шин выполняют с помощью переносного заземления. [15]
Видео:Шина заземления и шина зануленияСкачать
Объявления
Если вы интересуетесь релейной защитой и реле, то подписывайтесь на мой канал
Видео:Заземление. Что лучше один штырь (заземлитель) 6м или два штыря по 3м? Монтаж заземления ZANDZ.Скачать
Заземление сборных шин 110кВ и выше.
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Видео:Что будет если ток молнии попадет на шину заземления?Скачать
Сообщений 16
1 Тема от posetitel 2015-02-16 10:58:53
- posetitel
- Пользователь
- Неактивен
- Зарегистрирован: 2012-10-16
- Сообщений: 25
- Репутация : [ 0 | 0 ]
Тема: Заземление сборных шин 110кВ и выше.
Добрый день.
Подскажите, пожалуйста, в скольких местах в реальности заземляют сборные шины на ПС? Дело в том, что по ПУЭ количество ЗН на шинах должно быть 2, ПОТР разрешает устанавливать один ЗН при работе на шинах. А как обстоят дела на практике: обходятся одним ЗН или все же используют все два?
2 Ответ от EvgenyP 2015-02-16 11:12:11
- EvgenyP
- Пользователь
- Неактивен
- Зарегистрирован: 2012-08-15
- Сообщений: 189
- Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Заземление сборных шин 110кВ и выше.
Обходимся одним.
И вполне достаточно, меньше ошибок.
3 Ответ от scorp 2015-02-16 11:13:48
Re: Заземление сборных шин 110кВ и выше.
в КРУЭ два ЗН,видимо из-за больших наводок
4 Ответ от posetitel 2015-02-16 11:27:07
- posetitel
- Пользователь
- Неактивен
- Зарегистрирован: 2012-10-16
- Сообщений: 25
- Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Заземление сборных шин 110кВ и выше.
scorp, в смысле включаете сразу оба, когда выводите шины?
5 Ответ от scorp 2015-02-16 11:36:58
Re: Заземление сборных шин 110кВ и выше.
включаете сразу оба, когда выводите шины?
наверное.Если работы на шинах,допустим замена трубы в середине
6 Ответ от Саня 2015-02-16 11:49:31
Re: Заземление сборных шин 110кВ и выше.
Можно поставить и пять заземлений на шины и попасть по наведённое напряжение. Количество и места заземления зависят от производимой работы и технологии её проведения с учётом местных условий и факторов. Лица, ответственные за безопасное производство работ по наряду, с учётом вышесказанного, всё и определяют.
7 Ответ от scorp 2015-02-16 11:58:28
Re: Заземление сборных шин 110кВ и выше.
Количество и места заземления
Количество мест заземления в КРУЭ ну очень ограничено
8 Ответ от ivalnik 2015-02-16 12:57:27
- ivalnik
- Пользователь
- Неактивен
- Зарегистрирован: 2011-09-16
- Сообщений: 107
- Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Заземление сборных шин 110кВ и выше.
Два. Так как и ЗН нужно тоже ремонтировать (отключать/включать) и тогда заземление обеспечивает второй.
9 Ответ от posetitel 2015-02-16 13:39:26
- posetitel
- Пользователь
- Неактивен
- Зарегистрирован: 2012-10-16
- Сообщений: 25
- Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Заземление сборных шин 110кВ и выше.
Можно поставить и пять заземлений на шины и попасть по наведённое напряжение. Количество и места заземления зависят от производимой работы и технологии её проведения с учётом местных условий и факторов. Лица, ответственные за безопасное производство работ по наряду, с учётом вышесказанного, всё и определяют.
Тогда на основании каких документов они это определяют?
10 Ответ от Саня 2015-02-16 14:48:30
Re: Заземление сборных шин 110кВ и выше.
Количество мест заземления в КРУЭ ну очень ограничено
Что, шины имеются только у КРУЭ? Топикстартер о КРУЭ и слово не упомянул.
11 Ответ от Саня 2015-02-16 14:59:36
Re: Заземление сборных шин 110кВ и выше.
Тогда на основании каких документов они это определяют?
Правила техники безопасности регламентируют установку заземлений в электроустановках выше 1000В со всех сторон, откуда может быть подано напряжение. Исключение — сборные шины, на которые достаточно установить одно заземление.
Однако, непосредственно на рабочем месте на ТВЧ дополнительно должно быть установлено заземление в тех случаях, когда эти части могут оказаться под наведённым напряжением.
P.S. Разрыв шины хотя бы одной из фаз при производстве работ требует установки двух заземлений.
12 Ответ от doro 2015-02-16 15:57:18 (2015-02-16 17:25:26 отредактировано doro)
Re: Заземление сборных шин 110кВ и выше.
и тогда заземление обеспечивает второй
Да нет, в таком случае ПЗ устанавливается
P.S. Разрыв шины хотя бы одной из фаз при производстве работ требует установки двух заземлений.
И здесь ПЗ является решением проблемы.
В свое время при работе в эксплуатации сталкивался с аналогичными вопросами. Даже два ЗН не на системе шин, а всего лишь на ошиновке АТ: один — на ТР, другой — на РОСШ. Существенно усложняется система блокировки, а оргвопросов — вообще немеряно (хотя бы такого плана: отключить ЗН ТР, осмотреть пополюсно отключенное положение ЗН, отключить ЗН РОСШ, осмотреть. ). Соответствующая и ЭМБ должна быть выполнена. Там же, где недостающий ЗН компенсируется установкой ПЗ, все сводится к подготовке рабочего места по наряду. Там же можно оговорить и допустимость отключения ЗН для каких-то случаев при условии наложения ПЗ (допустим, операции с ЛР, механически сблокированного с ЗН).
Припоминаю из своего опыта работы в эксплуатации. При пересмотре бланка переключений по выводу МВ-110 нахожу недоступный для моего понимания пункт. Вслед за включением ЗН на развилке ШР следует установка ПЗ со стороны этой же развилке. Задаю вопрос старшим товарищам (старшие не по возрасту — по стажу работы на ТЭЦ. Пока я почти 20 лет в наладке болтался, они со школьной скамьи на одном объекте сидели). Ответ феноменальный: так Степан так всегда писал. Степан Сергеевич Дитмаров за 45 лет до того возглавил оперативный отдел электроцеха Краснодарской ТЭЦ, и при мне, в возрасте около 80 лет привлекался к написанию тех самых бланков переключений. Но он писал по схеме, при которой ЗН ШР не было! И, соответственно, около 30 лет данный пункт БП был не актуален.
Думать нужно головой, а не предписаниями или «опытом предшествующих работников».
13 Ответ от scorp 2015-02-16 16:28:58 (2015-02-16 16:29:59 отредактировано scorp)
Re: Заземление сборных шин 110кВ и выше.
Что, шины имеются только у КРУЭ? Топикстартер о КРУЭ и слово не упомянул.
не надо так кричать.Речь шла о стационарных ЗН,а не о ПЗ
Количество и места заземления зависят от производимой работы и технологии её проведения с учётом местных условий и факторов. Лица, ответственные за безопасное производство работ по наряду, с учётом вышесказанного, всё и определяют.
Видео:Как и куда подключить нулевую жилу и жилу заземления в щите? Электрика для начинающихСкачать
Как выбрать главную заземляющую шину — сечение, медь или сталь, подключение.
Как мы все знаем, напряжение – это разность потенциалов. Если потенциалы равны, то и напряжения между этими точками нет, а значит и током вас здесь не ударит.
С этой целью в зданиях и делают систему уравнивания потенциалов (СУП). Она может быть основной (ОСУП) и дополнительной (ДСУП).
Прежде чем предпринимать подобное, необходимо уточнить в управляющей компании, охвачен ли весь дом ОСУП или нет. Вот наглядная картина того, что может происходить с трубами в многоэтажках, при отсутствии общего заземления и уравнивания потенциалов.
Как правило, в новостройках проблем со всем этим нет, и ДСУП является обязательной. А вот в старом жилом фонде ОСУП отсутствует. Поэтому в таких случаях никакой самодеятельности!
Иначе поубиваете соседей при первой утечке тока или повреждении изоляции.
Основная система уравнивания потенциалов соединяет между собой главные инженерные коммуникации на вводе в здание и другие проводящие части оборудования.
Система должна отвечать требованиям двух нормативных документов:
Циркуляр был выпущен для разъяснения некоторых положений и рекомендаций ПУЭ, дабы согласовать эти рекомендации с требованием ГОСТ Р51321.1-2000 и ГОСТ Р51732-2001.
Разъяснений некоторые рекомендации ПУЭ действительно требуют, поскольку большинство их почему-то трактуют по разному.
Основой ОСУП является главная заземляющая шина – ГЗШ. Какой она должна быть и из какого материала выполнена?
В ПУЭ 1.7.119 говорится о том, что функцию ГЗШ может выполнять РЕ шина внутри распределительного устройства. Зачастую так и делается.
А если ГЗШ вынесена наружу щитовой, отдельно от ВРУ и смонтирована на стене, каких правил при выборе и расчетах здесь придерживаться?
Сначала определимся по материалу изготовления. Пункт 8 циркуляра говорит о том, что отдельно установленную ГЗШ рекомендуется делать из стали.
При этом ПУЭ утверждает обратное, что ГЗШ в первую очередь должна быть медной.
Алюминий при этом категорический запрещен!
Кому же в этой ситуации верить и что в конечном итоге выбрать, сталь или медь?
Выбор всегда остается за вами, но опытные профессиональные электромонтеры все же предпочитают медь. Объясняется это тем, что инспекторы энергонадзора при проверках, охотнее подписывают все бумаги при наличии именно медной ГЗШ.
Лишних вопросов и жарких споров не возникает.
Главная заземляющая шина должна соединять между собой такие элементы как:
Металлический уголок или полосу, которые закапывают в землю на улице или в подвале дома.
А теперь главный вопрос – какого же сечения должна быть заземляющая шина? От чего это зависит, где ее установить и как подключить?
Опять обратимся к документам. ПУЭ говорит, что шина установленная в щитовой, то есть там, где есть доступ только для специально обученного персонала может быть:
То есть, под один болт разрешается сажать не более одного проводника или наконечника.
В то же самое время циркуляр говорит немного иначе. Согласно ему, сечение ГЗШ выбирается по следующей таблице:
Как видите, здесь выбор делается не исходя из сечения PEN питающего кабеля, а в расчете на фазную жилу!
Все мы знаем, что Pen проводник может быть как равен фазному, так и иметь меньший размер. Например, если у вас кабель от 35мм2 и более, то вы имеете полное право для PEN взять сечение в половину меньше фазного.
Хотя чаще всего питающий кабель от подстанции приходит с одинаковыми жилами (4*120мм2, 4*150мм2).
Получается, что если у вас кабель слишком толстый, то по вышеприведенной таблице вовсе не обязательно подбирать такую же большую медную шину ГЗШ. Главное, чтобы она была сечением в половину от фазной жилы.
Но на практике следует учитывать обе ситуации. То есть, делайте так, чтобы ваша ГЗШ отвечала обоим условиям:
В этом случае к вам никаких претензий относительно системы заземления и уравнивания потенциалов не будет.
Не всегда ясно, кто будет принимать готовый объект. Насколько он окажется компетентен в своей сфере. Если же делаете, что называется для себя, то выбирайте наиболее оптимальный и экономный вариант, не оглядываясь на возможных инспекторов.
При расчете сечения не забывайте про разницу материалов и марку кабеля.
Питающие вводные кабеля, как правило, выполнены из алюминия. А шину мы решили делать из меди!
Соответственно полезную площадь сечения алюминия, вам придется пересчитать на медь. Помогут в этом деле таблицы ПУЭ для допустимых длительных токов медных и алюминиевых проводов.
Смотрите пропускную способность алюминиевого кабеля и уже по этому току в аналогичной таблице подбираете сечение медной шины.
К примеру, если у вас вводной кабель АВБбШв 4*120мм2, то его PEN проводник имеет сечение 120мм2 и ток I=295А.
По меди это соответствует сечению жилы чуть более 70мм2.
Сообразно этому вам и следует подбирать медную шину ГЗШ. Стандартного размера 4*30мм будет более чем достаточно.
При этом конечно нужно учитывать толщину крепежного болта. Иначе высверлив под него отверстие, у вас может не остаться полезной площади для плотного прилегания наконечника.
В этом случае выбирайте шинку потоньше, но несколько большую по ширине.
Дополнительные размеры медных шин:
При желании сэкономить и выборе в качестве материала ГЗШ не меди, а стали, берите данные по токам из другой таблицы, относящейся к стальной полосе.
Здесь как понимаете, размеры уже будут существенно отличаться.
А вот уже готовая таблица для выбора сечения главной заземляющей шины для тех, кто не хочет ничего считать и желает сразу получить готовый результат.
После расчета сечения и выбора габаритных размеров, необходимо проделать отверстия под болты. Для качественного результат эти отверстия в шине выдавливаются специальным прессом (при его наличии).
Если у вас его нет, ничего страшного. Сначала высверливаете их обычным сверлом, а затем при необходимости расширяете ступенчатым.
Сам шина крепится на поверхность стены или корпуса шкафа при помощи опорных изоляторов.
Длину шины рассчитывайте исходя из количества присоединяемых проводников. Самый главный из них – PE или PEN проводник питающей линии.
После изготовления не забудьте нанести соответствующие надписи, которые в зашифрованном виде будут нести всю полезную информацию по ГЗШ. Вот к примеру маркировка заводской шины:
Как правильно ее расключить в щитовой? Чаще всего с подстанции приходит 4-х жильный кабель с совмещенным нулевым рабочим и защитным проводником. Этот PEN проводник изначально должен сажаться на нулевую защитную шину.
И только уже с нее, делается перемычка на нулевую рабочую шину.
Далее вводная PE шина, соединяется с главной заземляющей шиной отдельным PE проводом.
Запомните, что допускать к монтажу систем заземления и уравнивания потенциалов следует действительно квалифицированных людей, до мелочей знающих и понимающих все нюансы и специфику работы.
Нередко грамотный электрик подобен врачу. От его компетенции напрямую зависят жизни посторонних людей.
Собрать шкаф ГЗШ это весьма непростое занятие и порой на его монтаж и комплектацию уходит времени не меньше, чем на сборку трехфазных распределительных щитов.
Вот весьма неплохое и подробное видео на эту тему.
🎦 Видео
Заземление. Как самому рассчитать и сделать контур заземления для частного дома? #энерголикбезСкачать
Заземление или зануление? Что выбрать? Как это работает? #энерголикбезСкачать
ЧТО ТАКОЕ ЗАЗЕМЛЕНИЕ И ЗАЧЕМ ОНО НУЖНОСкачать
Зачем нужно заземление в квартире?Скачать
Системы заземления. Какое заземление выбрать для своего дома? Просто о сложном.Скачать
Главный недостаток системы заземления ТТ. Опыт на стендеСкачать
Для чего разделяют PEN проводник на PE и N? Почему после разделения нельзя соединять PE и N?Скачать
Ноль и земля соединять или нет,заземление в доме или в квартире,контур заземления,Киев,Украина ✔🤦♀️Скачать
Что такое электролитическое заземление? Всё, что вы хотели узнать!Скачать
Замеры действующих контуров заземления/инженерные системы/#электрика #кабель #заземление #shortsСкачать
Обновленный обзор нулевых шин, клеммных колодок в корпусе и кросс-модулейСкачать
Шина заземления медная 19" на 20 точек RC19 - ANBIK.RUСкачать
14.03.18 Соединение частей шины заземленияСкачать
Заземление для ЧПУ станка. На сколько это важноСкачать