Периодичность, с которой должна производиться регулировка клапанов УАЗ составляет 30-40 тысяч километров пробега. После проведения регулировочных работ двигатель начинает работать более равномерно, возрастает приёмистость. Это связано с тем, что увеличивается период открытия клапанов, подача топлива в камеру сгорания и выброс отработавших газов становится равномерным во всех цилиндрах, снижается сопротивление, с которым топливо поступает в камеру сгорания, это повышает коэффициент полезного действия двигателя, что естественно влияет на увеличение мощности.
- Зазоры регулировки клапанов
- Как определить ВМТ в момент сжатия
- Регулировка клапанов
- Порядок регулировки клапанов
- Регулировка клапанов УАЗ
- Зачем регулировать клапаны на УАЗиках
- Как часто нужна регулировка
- Нормативы
- Регулировка клапанов УАЗ
- Подготовка
- Процесс
- Сборка
- Советы
- Закоулки в двигателе ЗМЗ-409.10, где прячется мощность
- Вступление
- История создания
- Подшипники жидкостного трения (сталеалюминевые вкладыши и втулки)
- Поршня
- Поршневые кольца
- Блок цилиндров двигателя
- Головка блока цилиндров
- Привод газораспределительного механизма:
- КМПСУД
- 💥 Видео
Зазоры регулировки клапанов
Зазоры между штоком клапана и коромыслом должны соответствовать на впускных клапанах0.35 мм, на выпускных 0.40мм. Регулировка производится на холодном двигателе.
Как определить ВМТ в момент сжатия
Регулировка клапанов УАЗ, начинается с первого цилиндра, для этого выставляем поршень в положении верхней мёртвой точки в момент сжатия топлива в камере сгорания. Как удобнее всего определить это положение, На шкиве привода генератора и помпы, расположенном на коленчатом валу имеется риска, которую необходимо совместить со штифтом расположенном на передней крышке двигателя. Но этого не достаточно.Потому что данное положение соответствует также и нахождению поршня в ВМТ в момент выброса отработавших газов. Поэтому определиться можно по трамблёру, бегунок должен быть расположен под контактом провода первого цилиндра.
При включённом зажигании на свече первого цилиндра проскочит искра. Определить положение поршня в ВМТ в момент сжатия можно и простым дедовским способом. Для этого необходимо вывернуть свечу и заткнуть отверстие пробкой сделанной из бумаги. При подведении поршня в ВМТ пробку выбьет. Использовав один из этих способов мы, определяем момент сжатия топлива, а точное положение ВМТ определяем при помощи метки на шкиву.
Регулировка клапанов
Теперь мы можем приступить к регулировке клапанов первого цилиндра. Для того отпускаем стопорные гайки регулировочных винтов впускного и выпускного клапанов. Между штоком клапана и коромыслом впускного клапана устанавливаем щуп размером0,35 мм, затягиваем регулировочный винт таким образом, чтобы коромысло прижало щуп и при этом не надавило на шток клапана. Щуп должен двигаться между коромыслом и штоком с небольшим усилием.
Затягиваем стопорную гайку, придерживая регулировочный винт отвёрткой.
После затяжки обязательно проверяем, чтобы щуп не оказался зажат и повторюсь, двигался с небольшим усилием. Так же регулируем зазор на выпускном клапане, но уже применяем щуп размером 0.40 мм.
Порядок регулировки клапанов
Цилиндры на УАЗ 469 работают в следующем порядке
После первого цилиндра регулируем клапана второго цилиндра. Для этого проворачиваем коленчатый вал на половину оборота. Но нам необходимо точное положение поршня в ВМТ. Советую долго не думать а выкрутить свечу. И, вставив в цилиндр отвёртку, подвести поршень в ВМТ. лучше способа я не знаю.
Многие устанавливаю поршень в ВМТ по искре. Но это положение поршня не является верхней мертвой точкой. Потому что зажигание установлено с опережением и в момент проскакивания искры поршень ещё не дошёл до верхней мертвой точки. Да строгое положение поршня в ВМТ при регулировке вовсе не обязательно. Но где гарантия, что зажигание стоит правильно. Или при прокручивании коленчатого вала вы не проскочили требуемое положение. Следовательно лучше потратить немного больше времени выставить всё точно. Так как на этом отразится дальнейшая работа двигателя.
Таким же образом регулируем клапана четвертого цилиндра. Здесь уже положение поршня можно выставить по метке на шкиву, и провернув, коленчатый вал на пол оборота регулируем клапана третьего цилиндра.
Видео:Регулировка клапанов ЗМЗ 402 (24д, УМЗ)Скачать
Регулировка клапанов УАЗ
Уазики работают на обычном поршневом двигателе. Подача топлива и отвод отработавших газов в нем осуществляется с помощью клапанов. Они установлены на каждом цилиндре в количестве 2 штук. Один клапан впускной, он отвечает за подачу топливной смеси в цилиндр, второй – выпускной, он отводит отработку.
Управляется процесс клапанной подачи распредвалом. У него есть специальные кулачки, которые давят на нужный клапан, открывая его в цилиндр. В некоторых моделях прямой контакт клапанной крышки и кулачков вала исключен, открытие клапанов осуществляется с помощью дополнительных приводов, но это не так важно. А вот что важно, так это температура, которая нагнетается в двигателе автомобиля при его работе.
По закону физики при увеличении температуры любой материал расширяется. Даже металл, из которого сделаны клапаны. Соответственно, при рабочем двигателе они увеличиваются. Если увеличиваться им будет некуда (кулачки распредвала их будут поджимать), ресурс детали существенно сократится. А если места для расширения будет слишком много, эффективность подачи топлива и отвода его отработки снизится (клапаны будут открываться и закрываться не до конца).
Чтобы контролировать этот оптимум расстояния между кулачками вала и клапанным механизмом, и проводится регулировка клапанов УАЗ. Если точнее, то регулировка зазора между клапаном и приводом его открытия. Она предусмотрена конструкцией двигателя. Времени занимает немного, может проводиться самостоятельно, а значит, уметь ее выполнять полезно каждому владельцу любой из моделей УАЗ (УМЗ).
Видео:Зазор клапанов ЗМЗ-406, после ремонта головки.Скачать
Зачем регулировать клапаны на УАЗиках
Особенность мотора уазиков состоит в его нижневальной конструкции. Если говорить очень просто, то в сборке присутствуют штанги, которые от температуры и нагрузки со временем растягиваются, что приводит к «зажиму» клапанного механизма. С другой стороны, УАЗ созданы не для 1–2 выездов в город. Это настоящие рабочие лошадки, способные выдерживать немалые нагрузки.
Понятно, что при постоянной эксплуатации даже прочный металл его узлов изнашивается. Это касается и клапанной крышки, и кулачков распредвала. В результате изначально идеальный тепловой зазор между клапанной крышкой и системой ее открывания постепенно увеличивается. И снова требуется регулировка клапанов УАЗ-417, 421, да и любой другой модели.
Видео:Стуканул Змз-409 Уаз Патриот. Замер зазоров клапанов после ремонта ГБЦ ч.7Скачать
Как часто нужна регулировка
Регламент регулировочных работ прописан в инструкции производителя к каждому отдельному уазику. Но практика показывает, что опираться только на этот документ не стоит по 3 причинам:
- многие автомобили тюнингуются, что повышает нагрузку на их моторные компоненты (а значит, регулировать клапаны надо чаще);
- условия эксплуатации (от погоды до качества дорог, по которым машина ездит) тоже влияют на процесс износа;
- даже одна и та же «Буханка» разных годов выпуска демонстрирует различные показатели износоустойчивости, что говорить про весь модельный ряд автомобилей Ульяновского завода.
Частота профилактических регулировочных процедур должна быть выше, чем в регламенте. Опытные мастера советуют проводить регулировку клапанов двигателя УАЗ-417 каждые 5–7 тыс. км пробега.
К тому же надо смотреть на признаки, которые указывают, что зазоры увеличены или недостаточны. В первом случае слышны характерные стуки и скрежет во время работы мотора (после регулировки он станет значительно тише). Во втором случае (клапаны зажаты) двигатель будет троить, расход топлива значительно увеличится, а тяга «на низах», наоборот, снизится.
Видео:УАЗ 31512 моя история #27 регулировка клапанов УАЗ ДВС 417Скачать
Нормативы
Прежде чем разбирать порядок регулировки клапанов УАЗ, уточним: регламент устанавливает разные нормативы зазоров для разных клапанов. В частности, для УМЗ-417 это:
- 0,3–0,35 мм для 1 и 4 цилиндров двигателя;
- 0,35–0,4 мм для 2 и 3 цилиндров.
Видимо, конструктивные особенности сборки предполагают нагружаемость цилиндров через один. Напомним, в УАЗ их схема – 1–2–4–3. Соответственно, первый и четвертый сильнее нагружены.
Правда, большинство мастеров для простоты не заморачиваются этой разницей в сотые миллиметра. У обоих диапазонов есть общее значение – 0,35 мм. Его обычно и используют на все клапаны. При эксплуатации машины в холодное время (минусовые температуры) зазоры часто оставляют на уровне 0,4 мм. Тоже на всех цилиндрах.
Видео:Супер ПОДРОБНАЯ регулировка КЛАПАНОВ и ЗАЖИГАНИЯ, даже ребёнок поймёт.ВАЗ УАЗ ЗМЗ 402Скачать
Регулировка клапанов УАЗ
Разберем процесс проверки и выставления зазоров на примере регулировки клапанов УМЗ-417. План действий включает 5 пунктов.
- Подготовка рабочего пространства.
- Выставление ВМТ – верхней мертвой точки по шкиву.
- Проверка бегунка на тумблере (нужно понимать, с какого цилиндра начинать, обычно это первый).
- Собственно, выставление зазоров.
- Контроль по движению коромысел и сборка.
В целом ничего сложного, процесс не сложнее ремонта порогов. Из инструментов потребуются 2 ключа на 11 и 14, отвертки, набор щупов и торцовый ключ на 10, чтобы удобно было откручивать крышку клапанной коробки. Из материалов нужна только прокладка для коробки. В идеале – пробковая.
Подготовка
Перед проведением регулировки клапанов на УАЗ нужно сделать три вещи. Во-первых, освободить крышку клапанной коробки. Если на нее что-то прикручено, надо это открутить (все, включая массу). Во-вторых, снять крышку коробки и тумблера. В-третьих, выставить шкив-демпфер на ВМТ (высшую мертвую точку) и проверить, чтобы бегунок тумблера указывал на первый цилиндр (если смотреть сверху, то на 10 часов).
- пусковой рукояткой проворачиваем колесо по часовой стрелке;
- нужное положение – когда крайняя риска (при поворачивании по часовой стрелке, то есть условно верхняя отметка) окажется строго напротив отлива крышки распределительных шестерен (если нет отлива, будет отверстие или другая метка);
- проверка (нужно покачать коромысла клапанов первого цилиндра, они должны едва ощутимо «ходить» вверх-вниз).
Если бегунок тумблера показывает иное положение после поворота шкива (кроме как на 10 часов), значит, с большой долей вероятности закрытыми будут клапаны 4 цилиндра. С него и надо начинать регулировать зазоры клапанов УАЗ-417 в двигателе (по схеме 4–3–1–2).
Поворачивать шкив можно вручную за ремни и шкивы или при помощи отвертки (ее надо вставить в корончатую гайку и использовать как рычаг). Самый простой способ – поворачивание за храповой болт крепления при помощи специальной рукоятки.
Процесс
В целом процесс мало отличается для разных моделей. В том смысле, что работа с УАЗ-417 проводится так же, как и регулировка клапанов 421. Двигаться удобнее в том же порядке, что и расположены цилиндры, то есть 1–2–4–3.
Читайте также: Как работает клапан клапанной крышки
- Вставляем щуп нужной толщины (исходя из нормативного зазора – от 0,3 до 0,4 мм) между клапанной крышкой и коромыслом.
- Если щуп ходит свободно, но с легким сопротивлением, значит, зазор хороший.
- Если щупу слишком свободно или он не заходит в зазор вообще, надо регулировать. Для этого:
- ключом на 14 ослабляем контргайку регулировочного винта;
- прокручиваем винт ключом (сбоку) или отверткой (сверху);
- проверяем зазор;
- как только щуп начинает двигаться свободно, но с небольшим сопротивлением, затягиваем контргайку;
- после затяжки снова проверяем зазор щупом, чтобы он (зазор) не «слетел» в процессе.
Сборка
Когда зазоры выставлены, мастера рекомендуют подсоединить проводку и завести мотор без установки крышки коробки, чтобы посмотреть, как клапаны снабжаются маслом. Достаточно 1–2 минут. Если смазка везде проступила, это хорошо. Можно накручивать крышку и все, что на ней было, заводить машину и отправляться по делам. Двигатель будет работать тише.
Видео:как выставить метки грм 406, 409Скачать
Советы
Теперь вы знаете, как регулировать клапана на УАЗ практически всех моделей. Единственное, что осталось уточнить, касается подготовительных действий. Поскольку от них зависит то, с какого цилиндра начинать регулировку. Что здесь важно: шкив на уазиках – деталь «непостоянная». При тюнинге, разборках и переборках его часто заменяют.
Потому у кого-то на колесе 2 риски, у кого-то их 3, а у кого-то вообще 1. Это к тому, что полагаться при выставлении ВМТ только на отметки шкива не стоит, особенно если вы брали неновый автомобиль и точно не знаете его истории. Обязательно сверьтесь с бегунком тумблера. А еще можно отверткой в цилиндре (первом, если начинаете с него) проверить, чтобы поршень был наверху.
Рекомендуем полезное видео про регулировку клапанов УАЗ:
Собственно, на этом все. Обязательно расскажите своим друзьям, да и всем знакомым, которые ездят на уазиках, как правильно регулировать клапаны в двигателе такого автомобиля. Если знаете еще более простой способ регулировки, расскажите о нем в комментариях, это наверняка будет полезно всем. Вопросы и уточнения жду там же.
Видео:как можно сточить стержень клапана в гбц змз 405 - 409 не с двигателя.Скачать
Закоулки в двигателе ЗМЗ-409.10, где прячется мощность
Статья размещена на УАЗбуке с любезного согласия её автора Игоря Медведева [Rodos-M]
(ЗМЗ-406 и ЗМЗ-409 – это сиамские близнецы, но ЗМЗ-406 появился раньше)
Видео:РЕГУЛИРОВКА КЛАПАНОВ УАЗ.двигатель УМЗ 421.УАЗ 3153"ДИКИЙ СТРЕЙЧ"Скачать
Вступление
Это должно быть интересно тем, кому надоело кормить 175 лошадей двигателя ЗМЗ-409.10 и ЕВРО-нормы, а кататься на тех лошадях, которые указаны в Паспорте Транспортного Средства, из которых катализатор еще возьмет свои 8-12% лошадей, особенно на переходных режимах.
Видео:Установка меток грм ЗМЗ 405-409 УАЗСкачать
История создания
В 1982-84 году прототип двигателя ЗМЗ-406 явился одной из обычных плановых разработок НИИТ АвтоПром (к сожалению в 1997 году имена-фамилии авторов работы история не сохранила).
Это была копия двигателя от спортивного СААБ 900. Позже СААБ произвел доводку конструкции и параметров двигателя в японской компании Хонда Моторс, но узнаваемость контуров двигателей ЗМЗ под капотами СААБ 900-9000 с двигателями серии В-234 и более поздними модификациями, остается до сих пор.
Прототип двигателя ЗМЗ-406 в количестве 50-ти штук были проверены в лабораториях НАМИ и с положительным результатом несколько образцов были отправлены, для доводки параметров двигателя и адаптации инжекторного впрыска топлива с КМПСУД, на АвтоВАЗ.
Первые опытно-промышленные образцы были установлены на малые патрульные катера Дальневосточной Военной Флотилии, взамен двигателей ГАЗ-52 и ГАЗ-53. До сих пор на одном из плакатов ЗМЗ красуется двигатель, предназначенный для экранопланов, модели ЗМЗ-406.28.
Испытания, по мнению военпредов, прошли успешно, двигатель оказался намного, легче, мощнее предшественников и экономичнее. Этим двигателем заинтересовались работники ГАЗ.После этого вся техническая документация была изъята у всех разработчиков и передана в г. Заволжье на ЗМЗ, где по-стахановски, в сжатые сроки было выдано «на гора» к марту 1996 года, для установки на серийные автомобили ГАЗ-31029 и ГАЗ-3102, то что и получается при спешке … первый блин комом и второй из-за жуткой экономии, даже на спичках, не лучше, а каждый последующий еще и с постоянно удешевляемыми комплектующими, на изготовлении которых каждый горе-рационализатор сэкономил себе в премию несколько копеек и манагер отдела закупок ЗМЗ «отслюнявил откат» в несколько копеек, т.е. был двигатель немного хромым, потом стал безногим, безруким, слепым, глухим, тупым, но еще… жив «курилка».
Сотрудники ГАЗ боролись-боролись с этим беспределом и при Николае Андреевиче Пугине и после продажи завода в плохие руки СеверСталь. Наконец поняв в 2005 году, что ничего хорошего не получится, плюнули на все это безобразие. А что хорошего можно было ждать сотрудникам ГАЗ, если в 2003-0 4гг. вся техническая документация на этот двигатель была вывезена в Китай, размещены заказы на выпуск комплектующих от поршней до сцеплений и на серийную сборку двигателей стали поступать откровенно дешевые и ненадежные «хлопушки» из поднебесной, которые в прайсах «Двойной ресурс» именуются … KENO (USA).
Был на производствах KENO в китайской провинции Нингбо. В Китае есть заводы намного достойнее, видимо опять сотрудники ЗМЗ экономили на каждой копейке и прикупили продукции пожиже.
Но … мы рождены, чтоб сказку сделать былью. И, раз заготовку для Хорошего двигателя уже установили на автомобиль, то всех потерянных лошадей можно вернуть в стойло и хором заставить тянуть свой любимый автомобиль, так быстро и так долго, как эти же самые лошади таскали по Гонкам Кубка Европы в авторалли спортивные СААБ 900 с 1982 по 1991 года выпуска и часто привозили на Первые места.
Кидать гранаты в двигатель буду долго и постараюсь последовательно до глушителя, поэтому запаситесь терпением.
(кому будет что-то непонятно, то со смой не сложно встретиться, т.к. по ночам скрываюсь в Москве, в районе Текстильщиков).Заранее прошу прощения у модераторов, потому что без указания некоторых фирм, присутствующим и вникающим в суть процесса, будет сложно отыскать . клавиши на рояле для того чтобы сыграть без фальши этот . «Собачий вальс», с применением труда наемных слесарей или в собственном гараже, даже без помощи родных и близких.
Начнем по-порядку и последовательно, как в букварях, прилагаемых к автомобилю.
Видео:Стуканул двигатель Змз-409 Уаз Патриот. Просели сёдла клапанов. Часть 4.Скачать
Подшипники жидкостного трения (сталеалюминевые вкладыши и втулки)
Для начала «общая санитария», от которой зависит скольжение подшипников и невозможен износ поверхности вкладышей, песком, стружкой, тряпками и прочими посторонними предметами:
— После шлифовки шеек шатунных и коренных шеек коленчатого вала, в обязательном порядке производить чистку и мойку каналов, с выворачиванием заглушек и заменой их на новые,
— При замене масла применять фильтры «Колан», в конструкции которых есть дополнительный фильтр из сформованного полизона, расположенный на байпасном (перепускном) клапане. Из-за того, что при холодном пуске двигателя и прогреве, особенно зимой, часть масла обходит основную бумажную штору фильтрующего элемента, этим путем мелкий шлам, оседающий на внутренних поверхностях корпуса масляного фильтра, имеет возможность попасть снова в масляную систему и оставить следы своего пребывания на вкладышах.Дальше балансировка коленчатого вала и маховика:
— Коленчатый вал двигателя, после произведенных работ по шлифовке коренных и шатунных шеек, необходимо балансировать, так же как и маховик. Но если коленчатый вал можно отбалансировать только на специальном оборудовании, то для маховика достаточно статической балансировки, сделанной в гаражных условиях. Для этого достаточно установить маховик, с вставленным в него новым подшипником (или двумя подшипниками), на горизонтально закрепленный в тисках первичный вал КПП, раскрутить маховик, дать ему самому остановиться, чем и найти самое тяжелое место, а потом снимать лишний металл бор машинкой или высверливая дрелью с обратной стороны от плоскости установки сцепления, до того состояния, когда маховик «потеряет способность искать тяжелое место» и станет останавливаться, судя по отметкам мела на наружной поверхности, хаотично.Можно немного и улучшить:
— Сталеалюминевые вкладыши коленчатого вала надежно изготовлены, но было бы лучше, чтобы полукольца осевой фиксации коленчатого вала были изготовлены из более прочного и износостойкого материала. Например из бронзографита.
— Верхние головки шатуна, завтулены двумя узкими свертными латунными лентами. Часто эти ленточки из-за корявости изготовления вылетают, то внутрь, то наружу и поршневой палец начинает стучать. Но выход есть. В «Механике», при ремонте верхних головок шатуна двигателей ЗМЗ-406, устанавливают вместо этого «народного творчества работников ЗМЗ» нормальные втулки от Мерседес, изготовленные из бронзографита.
— Шайбу осевой фиксации промежуточного вала двигателя, судя по задирам оставленным на закаленной и не всегда шлифованной поверхности, тоже желательно, или покрыть слоем меди, методом напыления в установке «Булат», или целиком изготовить из бронзографита.
— Полукольца осевой фиксации распределительных валов тоже вместо дешовых пластиковых, из-за которых валы часто начинают люфтить в продольном направлении, желательно изготовить из бронзографита в полный полукруг профиля, без зазора на болтание этих колец в гнездах 5-6 мм по окружности туда-сюда.
При сборке двигателя несложно и обработать:Для того чтобы уменьшить сухое трение в 12-15 раз, во всех без исключения подшипниках жидкостного трения, цилиндрической и плоской формы, которое неизбежно при каждом запуске холодного двигателя, при сборке двигателя, нужно смазать вкладыши монтажной пастой с дисульфидом молибдена. Например Ликви Моли № … (несложно найти этот тюбик на котором нарисован . коленчатый вал).
После сборки двигателя и обкатки в 1000-2000 км моторное масло следует слить, чтобы не повредить этой присадкой кольца и зеркало цилиндров, и залить чистое масло. Дисульфид молибдена – это твердая пластичная смазка, которая заполняя неплотности, внедряется в материалы пар трения и увеличивает поверхностную твердость вкладышей в 2-2,5 раза, а сухое трение в 12-15 раз, но при нагреве до температур выше 450*С, например на поршневых кольцах, начинает химически реагировать со свободным углеродом, которого достаточно в масле и материалах, из которого изготовлен двигатель. При этом образуется карбид молибдена, а это отличный абразивный материал.
Читайте также: Трехходовой клапан для холодоснабжения
В КПП и ЗМ это качество превращения смазывающего дисульфида молибдена в абразивный карбид молибдена, при нагреве в местах местных дефектов шестеренных пар, из-за прогрева при «холодной сварки» и ударов шестерен между собой, незаменимо, т.к. выглаживает поверхности скольжения, особенно гипоидных передач до зеркального блеска, а двигателю это свойство вредит, т.к. попадая на поршневые кольца, может расточить цилиндр на следующий ремонтный размер или еще больше.
В случаях пробоя поддона и полной потери масла, даже которая обнаружена через 10-15 км после выезда с полевой дороги на ровную дорогу, по успокоившейся на «0» отметке стрелки указателя давления масла и горению лампочки давления масла … вкладыши остаются без дефектов.
Видео:УАЗ регулировка клапанов.Скачать
Поршня
Двигатель среднефорсированный, так же как и двигатели ВАЗ, Опель, СААБ, Мерседес.
Поэтому конструкция поршней, разработанных по лекалам «фордовских» дефорсированных двигателей, доставшейся ЗМЗ вместе с документацией на выпуск двигателей для ГАЗ-24 и особенно с дефектами формы юбки поршня, сданными на дизельно-Пермском, халатно-Воронежском и глупо-китайском производствах KENO в Нингбо их губит.Поршня других производителей, Костромы или Бузулук, довольно редко встречаются и не приводят к лучшим результатам из-за увеличенного зазора в паре поршень-цилиндр.
По нормативам АвтоВАЗ зазор в паре поршень-цилиндр должен быть 0,04 мм. Правильность этого зазора легко проверить при получении блока с поршнями из расточки, если развесить вдоль одной стороны блока полоски бумаги, шириной в 20-25 мм, нарезанным из листов массовой печатной продукции (газет), т.к. толщина листа ровно 0,04 мм. Поршень при этом легко перемещаться от руки, но самостоятельно в цилиндре не перемещаться.Увеличенный конструкторами ЗМЗ зазор в паре поршень-цилиндр до 0,06-0,07 мм, не держит масляного клина на стенке цилиндра и это приводит к значительным потерям на сухое трение между юбкой поршня и цилиндром. Так же увеличенный зазор оказывает негативное влияние на работу поршневых колец.
Получается, что цилиндр в блоке, даже под самый лучший в Мире поршень, придется делать своими руками.
На ЗМЗ есть неплохое собственное производство поршней, но его продукция используется только для производства бензиновых двигателей малых серий и дизельных двигателей и не поставляются в запасные части, Поэтому поршня надо искать в номенклатуре Костромского завода, Рос Итал или … .
Изготовление специальных кованные поршней – это дорого и, если разобраться, то на максимальную скорость автомобиля мало влияет.Видео:Регулировка клапанов двигателя ЗМЗ 402 (ЗМЗ 410, ЗМЗ 511, ЗМЗ 5233)Скачать
Поршневые кольцаСделанные по технологии GOETZE и, например, в Костроме, чугунные первые, вторые кольца и «тяжелые» маслосъемные кольца, имеющие две маслосъемные фаски, прилегающие в стенкам цилиндра на 78-80% с «грушевидной» и «яблочковидной» эпюрой нагрузки на участки стыков поршневых колец не рассматриваю, т.к. это прошлый век. Утопичность их конструкции наносит серьезный вред мощности двигателя, а так же его надежности и долговечности.
Наилучший результат по прилеганию к стенке цилиндра (98%), надежности, долговечности и наименьшему трению, показали кольца Nippon Piston Ring, «зашифрованные» в России под торговую марку SM. Много подделок, но, потерев пальцами омеднение на первом поршневом кольце, несложно определить: стирается омеднение – подделка, не стирается – оригинальное изделие.
Первое кольцо: Стальное кольцо с наружной поверхностью, изготовленной из хрома с круглой полированной поверхностью. Изнутри кольца есть внутренняя фаска, обращенная вверх . Это кольцо «работает» только под давлением. Расширяясь под действием газов нажимающих на внутреннюю фаску, увеличивает компрессию, а без давления и при свободном ходе не нажимает на стенки цилиндра.
Второе кольцо: Чугунное кольцо со «смещенным центром тяжести» и имеет скребковый профиль наружной поверхности, обращенный вниз. При движении под нагрузкой, снимаемого «скребком» масляного клина, профиль кольца изгибается в канавке поршня, увеличивая давление на стенку цилиндра, выполняя функцию дополнительного компрессионного кольца. При движении вверх не создает нагрузки на стенку цилиндра.
Третье кольцо: Трехкомпонентное кольцо со стальными чашечными скребками и двухкомпонентным компенсатором. Два тонкостенных кольца «чашечного» типа имеют наружную поверхность, покрытую толстым слоем хрома и круглую полированную поверхность. Двухкомпонентный сепаратор обеспечивает радиальную и продольную фиксацию тонких колец в канавке поршня. При сборке конус верхнего кольца должен быть направлен вершиной вверх, а нижнего – вниз.
Правила разведения замков колец может быть три варианта:
1) По рекомендациям производителей двигателей ФОРД – ГАЗ. Замок первого кольца вперед, второго — назад, замок первого маслосъемного кольца по часовой стрелке, если смотреть со стороны днища поршня, под углом в 90*, второго под углом 180* к верхнему маслосъемному кольцу.
2) По рекомендациям производителей двигателей Опель. Замки всех колец устанавливаются так же как ФОРД-ГАЗ, но располагаются под углом в 45* к оси двигателя.
3) По рекомендациям производителей двигателей СААБ. Замки первого и второго колец устанавливаются так же, как ФОРД-ГАЗ, а замки маслосъемных колец располагаются под углом в 120* с правой стороны по расположению поршня в блоке цилиндров.Отдельного обсуждения заслуживает Зазор в поршневых кольцах.
Зазор в замках поршневых колец должен быть 0,03-0,04 мм. В противном случае прорывающиеся через замки поршневых колец постепенно разворачивают их в один ряд.
Разбирать двигатель каждые 50-60 тыс. км, чтобы развести замки колец не очень удобно. Но и обеспечить зазор в замках колец не так-то просто по причине того, что размерная группа цилиндров и поршней двигателя ЗМЗ, начинающаяся с Группы «А» и размера 92,024 мм, уже является самым крайним допуском для установки поршневых колец, допуск применения которых 91.080 – 92,020 мм.
Поищите в заглушках рубашки охлаждения, написанные краской, буквы обозначения размерных групп цилиндров. Там будут буквы «Б», «В». «Г», «Д». Можете даже не искать, так как блоки цилиндров с нужными всем буквами «А» и раньше использовались только для выпуска двигателей в Цехе Малых Серий и производились ручной сборкой, для гаража ГОН.Получается, что цилиндр в блоке, даже под самые лучшие в Мире поршневые кольца, придется делать, так же как и под самые лучшие в Мире поршни, тоже своими руками.
Видео:проверка зазора клапан - втулка ГБЦ ЗМЗ 409Скачать
Блок цилиндров двигателя(при обработке которого можно устранить все эти «косяки» в цилиндро-поршневой группе и привести хотя бы к нормативам General Motors, на которые с 1984 года ориентируются производители двигателей ВАЗ.)
Ввиду того, что заготовку блока цилиндров отливают из чугуна на ГАЗ, где проводят черновую обработку заготовки и термообработку (отбеливание) цилиндров, а на ЗМЗ производят дальнейшую обработку, смещая базу обработки, относительно базы обработки на ГАЗ, часто происходит, что слой отбеливания в передних частях цилиндров остается очень маленьким. Это приводит к задирам зеркала цилиндра, а иногда встречаются случаи вертикальных трещин, чаще всего во втором и третьем цилиндре.
Даже растачивать блок цилиндров на следующий ремонтный размер опасно, потому что можно пробить стенку отбеливания, которая составляет не более 1,2 мм – минус неизвестная величина ошибки базирования ЗМЗ относительно базирования ГАЗ.
При этом обработка цилиндров производится без базирования на коренные постели и во многих двигателях поршни цилиндра движутся под углом до 2* к коленчатому валу двигателя .
Плоскость поверхности блока цилиндров, прилегающая к головке блока цилиндров, тоже не параллельна оси вращения коленчатого вала двигателя.С 2000г., совместно с фирмой «Механика», была разработана технология восстановления геометрии цилиндров и «возвращения» из размерности цилиндров в Группу «А» с расточкой цилиндров при базировании блока цилиндров от коренных постелей, гильзовкой блока цилиндров «сухими гильзами», планированием фрезеровкой плоскости блока цилиндра и дальнейшей расточкой и плосковершинным хонингованием цилиндров в напряженном состоянии с применением, устанавливаемой на обрабатываемый блок цилиндров, фальш головки.
При этом были применены тонкостенные гильзы из жаропрочного чугуна, материал которых был уплотнен винтовой прокаткой. Эти гильзы используются для установки в блоки цилиндров, производимых для автомобилей Опель Сенатор и производятся фирмами GOTZE и турецким производством Yenmark.
В фирме «Механика» не все понимают эту высшую математику, НО знающие и умеющие выполнять эту непростую работу люди там еще работают. Регулярно сам заезжаю на Вербную, 8Б и проверяю . работать ли Алексей Мянник, который посвящен во все это таинство.Видео:Регулировка клапанов на ГАЗЕЛИ простейшая методикаСкачать
Головка блока цилиндровПри разработке, доводке параметров и адаптации системы КМПСУД двигателя ЗМЗ-406 на испытательных стендах Департамента развития АвтоВАЗ в 1991-93гг. в конструкцию головки блока цилиндров были внесены значительные изменения, в частности были применены клапана, направляющие клапанов и сальники уплотнения штока клапана от самого перспективного двигателя ВАЗ-21083.
К седлам клапанов в головке блока цилиндров ЗМЗ-406 претензий нет, но остальное надо исправлять, как неисправимого учащегося, т.е. скомкать, обратно к мамке запихать и начать все заново.
Трудоемкость выполняемых работ составляет 12 пунктов и занимает в лучшем случае, при наличии специального инструмента, квалификации и терпения более 12 часов. Поэтому многие, столкнувшиеся с этой работой, для облегчения и грамотного выполнения, лучше сдать на комплексную обработку в фирму «Механика» или «Мотортехнология», где есть высокопроизводительное оборудование и квалифицированные кадры.
Для увеличения надежности полученного результата, можно предоставить свои комплектующие: клапана, направляющие, сальники уплотнения клапана, купленные в … . . спортсмены, катающиеся на «зубилах» всегда знают где взять самые надежные.
Основные пункты при доводке блока цилиндров :
— плоскость головки блока цилиндров необходимо править фрезеровкой или шлифованием при каждом снятии и даже новой, купленной в магазине, перед установкой на двигатель, с выравниванием плоскости по камерам сгорания,
— в направляющих втулках, особенно в выпускных, должны быть маслоудерживающие, кольцевые канавки,
— клапан и седло должны касаться друг друга с разностью угла в 30 минут, клапан — острее, седло — тупее, для приработки в процессе постоянного проворачивания клапана (для ресурса),
— седло клапана должно быть обработано по технологии АвтоВАЗ на ТРИ конуса,
— ширина фаски седла на которую садится клапан должна быть не шире 2,0 мм.
Для тех кто понимает, что в спорте не бывает мелочей, можно совместить впускные и выпускные окна головки блока цилиндров со впускным и выпускным коллекторами.Читайте также: Тройник омывателя лобового стекла с обратным клапаном ниссан кашкай
Гидротолкатели клапанов:Вещь интересная и полезная. Но те «пустышки», которыми комплектуют серийные двигатели ЗМЗ-406, вместо действительно надежных гидротолкателей, не работают и тоже крадут мощность двигателя.
В 1997г. для двигателя ЗМЗ-406, по техническому заданию ЗМЗ, специалистами фирмы INA, был разработан гидротолкатель специальной конструкции, который оказался более дорогим, чем № …, применяемый на некоторых двигателях WV и Rover. Это изделие по причине цены было отвергнуто работниками ЗМЗ и заменено более дешевым, а потом еще более дешевым.
То что гидротолкатели проседают и не обеспечивают полного открытия клапанов на высоких оборотах вращения коленчатого вала, мало кому заметно. Чаще замечают, что эти «пустышки» стучат при прогреве двигателя и на ходу – это происходит из-за того, что в районе 3-го и 4-го цилиндров не хватает давления масла для надежной работы гидротолкателей.
Большинство спортсменов отказываются от гидротолкателей и переходят на «жесткие» толкатели с регулировкой зазора в клапанах, используя корпус гидротолкателя.Видео:после этого двигатель змз просто запел.Скачать
Привод газораспределительного механизма:От установки фаз газораспределения зависит многое в параметрах работы двигателя.
Чем точнее выставлены фазы газораспределения, «строже» натянуты цепи 1-ой и 2-ой ступеней привода механизма газораспределения и чем меньше отклоняются фазы в процессе работы двигателя от установочных значений, тем выше мощность и эластичность двигателя во всех диапазонах от малых до высоких оборотов вращения коленчатого вала.Объяснение этому простое. КМПСУД «не видит» двигателя, а «ощупывает» его, анализируя показания информационных датчиков. По согласованию значений датчиков ДМРВ, ДПДЗ, ДТОЖ, ДТВ и ДД, в БЗУ блока управления, составляется «виртуальная картина» исправности двигателя. Если происходит разбалансировка показаний датчиков, связанная с нарушением установки фаз газораспределения, то управление исполнительными устройствами КМПСУД: начала и длительности фазы впрыска — форсунками, угла опережения — катушками зажигания, перепуск воздуха в обход дроссельной заслонки — РДВ, переводится в «аварийный» режим, по табличным значениям, заложенным в ДЗУ в программе «ресурсосбережения».
Растет расход топлива, автомобиль разгоняется с места с провалом в начале разгона, и т.д. ограничивая мощность.Комплектация привода механизма газораспределения:
Приводная цепь:
Наилучшие показатели по ресурсу и снижению трения в механизме привода газораспределения показали втулочно-роликовые цепи, изготовленные по стандарту ISO:
— двухрядные «легкой» серии 06-В2, соединительные пластины имеют толщину 0,7-0,8 мм,
— двухрядные «тяжелой» серии стандарта 06-Е2, соединительные пластины имеют толщину 1,0-1,2 мм и шлифованные торцы, обращенные к цепи и устройствам натяжения.Втулочно-роликовые цепи, в отличии от применяемых на двигателях ЗМЗ-406 втулочных цепей, за счет своей конструкции, при заходе цепи на 3 зуба звездочки и при сходе цепи с последних 3-х зубьев, не вступают с их поверхностью в контакт, а обкатываются в установленных на втулках цепи роликах, которые опираются на впадины зубьев звездочек.
Это уменьшает трение, отсутствует нагрев цепи, износ впадин зубьев звездочек и поверхностей устройств натяжения цепей.
Перспективным является применение на двигателях ЗМЗ-406 однорядных втулочно-роликовых цепей, что значительно снизит вес вращающихся и перемещающихся деталей и дополнительно увеличит КПД двигателя.Звездочки ведущие и ведомые:
— ведущая звездочка, установленная на коленчатом вале двигателя и ведомые звездочки, установленные на распределительных валах, должны быть изготовлена из стали и иметь высокую твердость впадин зубьев,
— звездочки, установленные на промежуточном валу двигателя, должны быть изготовлены в едином блоке, а профиль зубьев обработан с единой базы.
При допуске радиального биения впадин зубьев в 0,02 мм, реально это значение, из-за допусков посадочных размеров и угловой дефект сопрягаемых плоскостей, превышает 0,5 мм, а иногда доходит до 1,0 мм. Из-за этого конструктивного дефекта рывки в приводе механизма газораспределения, цепи 2-ой ступени (верхняя) изнашиваются в два раза быстрее, чем цепь привода 1-ой ступени, где цепь работает при больших нагрузках и двигается с большими скоростями.Устройства натяжения цепей:
При эксплуатации втулочных цепей, наилучшим устройством натяжения цепи является рычаг натяжения цепи со звездочкой на подшипнике качения.
Минус этого устройства в том, что смазка открытых подшипников, особенно верхнего устройства натяжения, масляным туманом не достаточна, ударные нагрузки, передаваемые на звездочки с цепи, вызывают питтинг шариков и обойм подшипника, значительно снижая их ресурс, вес звездочки и подшипника «прибавляется» к кинетической массе цепи, снижая КПД. А проявляющееся на высоких скоростях, динамическое сопротивление подшипника, связанное с гироскопическим эффектом, снижает мощность двигателя на высоких оборотах.
При втулочно-роликовых цепях, наилучшим устройством натяжения цепи является пластмассовый башмак, изготовленный из конструкционно-прочного пластика имеющего низкий коэффициент трения и высокую стабильность к высоким температурам и агрессивным средам. Цепь по пластиковой поверхности башмака не трется боковыми поверхностями соединительных пластин, а катится, опираясь на поверхность пластикового башмака роликами.Автоматические натяжители цепей привода механизма газораспределения:
Штатные гидронатяжтители цепи, приспособленные к двигателю ЗМЗ-406, вместо СААБ-овского, с устаревшей конструкцией, который, при обкатке на АвтоВАЗ был заменен на полуавтоматический натяжитель от ВАЗ-классики, был «позаимствован» или попросту украден, без разрешения их разработчиков из фирмы INA, со 110 двигателя автомобиля Мерседес Бенц . При этом с оригинального изделия, без конструкторского осмысления последствий горе-рационнализации, а чисто по-крестьянски, был срезан передний конец толкателя, в котором находился довольно необходимый для работы этого изделия элемент … клапан сброса избыточного давления из напорной камеры гидронатяжителя.
Этот гидронатяжитель приносит двигателю вместо пользы один только вред:
— Из-за отсутствия клапана сброса давления, гидронатяжитель цепи, под действием давления в масляной системе двигателя оказывает на устройства натяжения, пластиковый башмак или устройства со звездочкой на подшипнике качения, и далее на натягиваемую ветвь цепи, усилие в несколько раз превышающее нормы ГОСТ по эксплуатации цепей. При допустимом усилии в 5 кГс, усилие гидронатяжителя цепей достигают 60-80 кГс, что в 12-19 раз превышает допуски ГОСТ. Это снижает ресурс работы цепи и устройств натяжения в несколько раз.
— Прецизионная плунжерная пара с канавками и кольцами фиксации поршня гидронатяжителя в корпусе фильтруют проходящее через гидронатяжитель масло, Когда гидронатяжитель засоряется на длину поршня 12-15 мм, то поршень гидронатяжителя заклинивает в корпусе и гидронатяжитель перестает обеспечивать натяжение цепи,
— Расход масла, проходящего через корпус гидронатяжителя и через круговой зазор, между корпусом гидронатяжителя и гнездом установки в двигатель, значительно снижают давление масла в масляной системе двигателя, и особенно в самом необходимом месте, на подшипниках жидкостного трения распределительных валов в задней части головки блока цилиндров, а также в каналах питателей маслом гидротолкателей 3-го и 4-го цилиндров.
— Шаг ступенчатого перемещения в 2,3-2,5 мм не обеспечивает достаточного «строгого» натяжения цепей и цепи заметно «болтается», особенно при каждом пуске холодного двигателя.
— Разобрать, обслужить штатный гидронатяжитель цепи не просто даже при наличии специальных приспособлений, слесарных тисков и необходимой квалификации, а в полевых условиях при помощи обычного шоферского инструмента практически невозможно.Но голь на выдумки хитра и я встречал изделия которые вставляли вместо гидронатяжителей, чтобы доехать до дома : пальца от цепей, подходящие по диаметру корпуса натяжителя или деревянные чопики, выструганные из подходящей колобашки из ветки или куска доски, по всей видимости тупым ножиком, неизменно прилагаемый к шоферскому инструменту автомобилей ГАЗ до 2001г.
Правило обращения с приводными цепями, утвержденное ГОСТ : На цепи нельзя нажимать слишком сильно, чтобы не создавать растяжения вдоль ветвей цепи и не увеличивать трение на опорных, ведомых и ведущих звездочках. Для этого их надо только придерживать и не давать ослаблять натяжение.
Автоматический натяжитель цепи моей конструкции, которая защищена Патентом РФ, как изобретение:
— очень простой в обслуживании и понятный в эксплуатации,
— имеет шаг фиксации в 1,0 мм,
— создает усилие на устройства натяжения цепей и ветви натягиваемых цепей от 3 до 5 кГс.
— не использует масло, как рабочую среду и может работать без подачи в него масла.
— из-за уплотнения мест установки натяжителей цепи в двигатель манжетами, давление в верхней части двигателя увеличивается на 0,35-0,50 кГс/см2.Установка фаз газораспределения:
Чтобы двигатель работал правильно и КМПСУД могло управлять процессами впрыска и угла опережения зажигания безошибочно, программами, заложенными в блок управления, фазы газораспределения должны быть отрегулированы.Для этого при положении поршня цилиндра в В.М.Т.(верхней мертвой точке), метки на звездочках привода распределительных валов двигателя должны располагаться в строго определенных секторах. Метка звездочки впускного (левого) вала от плоскости прилегания крышки клапанов до 4 мм выше указанной плоскости, а метка на звездочке выпускного вала (правого) от плоскости прилегания крышки клапанов до 2 мм ниже указанной плоскости.
Если метки не удается уложить в положенные сектора, то следует снять цепи с обеих звездочек привода распределительных валов. Провернуть коленчатый вал двигателя на 360*. При этом, из-за того что на промежуточном валу двигателя установлена одна шестерня с четным количеством зубьев (38), а вторая с нечетным количеством зубьев (19), цепь привода сместится на половину шага звездочки привода распределительного вала. И при установке цепи на звездочки, метки неизбежно попадут в обозначенные сектора.
Видео:Регулировка клапанов ЗМЗ 402Скачать
КМПСУД
КМПСУД — это вопрос религии.
Эту главу, по причине не полной компетентности в этом вопросе, пропускаю.
Каждый должен делать то, что он делать Мастер.
Мне «роднее» железо.
.
Элегантность моего субъективного мнения в этом вопросе мало кого может заинтересовать.
Для себя любимого очень долго подбирал «клавиши на этом рояле», чтобы из-под капота были слышны только «мурлыкающие» звуки дрессированного зверя с умеренным аппетитом. Все нововведения сначала испытывал на «кроликах», а потом приспосабливал к своему автомобилю.
Мне нужна была экономия топлива. Добился от ГАЗ-310221 с двигателем ЗМЗ-406.20 расхода на трассе в 8,3л на 100км в смешанном режиме движения, а при постоянной скорости 100-120км/час 7,35-7,50л на 100км.💥 Видео
Метки нижней цепи ГРМ 405 406 409 ГАЗель Волга УАЗСкачать
Регулировка клапанов ЗМЗ 402, Газель Волга, УАЗ. В два приема.Скачать
Проверка сёдел клапанов ГБЦ двигатель ЗМЗ 405, 406, 409Скачать
Регулировка клапанов ЗМЗ 402. ЗА 2 ПРОКРУТА коленвала. Поймёт даже новичок.Скачать