Температурный зазор между стержнем клапана и носком коромысла в процессе эксплуатации постепенно изменяется из-за износа сопрягаемых деталей газораспределительного механизма и ведет к нарушению регулировки. Поэтому зазоры необходимо периодически проверять и регулировать.
Увеличенный зазор между стержнем впускного клапана и носком коромысла уменьшает время открытия клапана. Это ухудшает наполнение цилиндра горючей смесью, затрудняет пуск двигателя, а при его работе приводит к падению мощности.
Увеличенный зазор выпускного клапана приводит к плохому удалению из цилиндра отработавших газов, работа двигателя сопровождается характерным металлическим стуком.
Уменьшенный зазор между стержнем клапана и носком коромысла приводит к неплотной посадке клапанов в седле. При этом двигатель теряет компрессию и перегревается, а мощность его снижается.
При маленьком зазоре впускного клапана рабочая смесь при такте сжатия частично выталкивается во впускной трубопровод, а затем в карбюратор. Это явление вызывает уменьшение количества рабочей смеси, понижает давление в цилиндре и ведет к падению мощности двигателя. Другим признаком неплотной посадки впускного клапана служат хлопки в карбюраторе, так как часть горючих газов, попадая во время рабочего хода во впускной трубопровод, а затем в карбюратор, вызывает воспламенение горючей смеси, что является опасным в пожарном отношении. Когда мал зазор у выпускного клапана, то это тоже приводит к падению мощности, так как во время такта сжатия часть рабочей смеси удаляется в выпускной трубопровод, а затем в глушитель. При этом, вследствие сгорания рабочей смеси в выпускном трубопроводе и в глушителе, будут слышаться хлопки, сопровождаемые черным дымом, выходящим из глушителя.
Работа двигателя в течение длительного времени с нарушенными зазорами клапанов может привести к преждевременному обгоранию и износу головок клапанов, их седел, короблению стержней клапанов, а также к износу кулачков.
Порядок регулировки зазоров в клапанах. Зазоры в клапанах регулируют на холодном двигателе при температуре 15—20°С двумя способами.
При первом способе клапаны регулируют отдельно для каждого цилиндра.
Поднимают капот двигателя, отвертывают ключом 14×12мм девять гаек 1 (рис. 1, а) крепления клапанных крышек 4 и снимают их, при этом прокладки крышек можно не снимать. Затем устанавливают поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) при помощи установочного зубчатого указателя 10
(см. рис. 2, б), для чего поворачивают коленчатый вал до совмещения метки 9 на шкиве 11 коленчатого вала с меткой ВМТ на указателе (в конце второго оборота коленчатого вала).
При установке поршня в в. м. т. облицовка радиатора препятствует определению совмещения меток указателя и шкива коленчатого вала. Поэтому рекомендуется вывертывать свечу 8 (рис. 1, а) зажигания первого цилиндра и снимать крышку рас-
пределителя, что позволяет безошибочно определять установку поршня в в. м. т. (такт сжатия). При этом поршень, подходя к в. м. т., будет выталкивать воздух из цилиндра через свечное отверстие, что можно легко ощутить пальцем, приложенным к отверстию; когда поршень будет находиться в в. м. т., то электрод ротора распределителя будет располагаться против клеммы первого цилиндра. В этом случае оба клапана, впускной и выпускной, первого цилиндра будут закрыты, а между стержнем клапана б и носком коромысла 5 образуется наибольший зазор, который измеряют щупом и, если нужно, регулируют.
Для регулировки зазора надо, придерживая отверткой регулировочный винт 3, ослабить ключом 14 X 12 мм контргайку 2, после чего взять одной рукой щуп (рис. 1,б), заложить его в зазор между стержнем клапана и носком коромысла, а другой рукой взять отвертку и вращать регулировочный винт, устанавливая необходимый зазор, затем оставить щуп в зазоре и закрепить регулировочный винт контргайкой при помощи ключа и отвертки.
После регулировки зазор должен быть равен 0,25—0,30 мм для впускного и выпускного клапанов, причем щуп 0,25 мм должен проходить свободно через зазор, а щуп 0,30 мм не должен проходить через него.
Для регулировки зазора в клапанах остальных семи цилиндров надо коленчатый вал повертывать рукояткой на 1/4 оборота, причем регулировку зазоров вести последовательно согласно порядку работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8 (рис. I, в). Если клапаны регулируют на двигателе, снятом с автомобиля, или при снятом радиаторе с автомобиля, то для поворота коленчатого вала на lU оборота надо нанести мелом метки на шкив коленчатого вала, разместив их под углом 90° при положении поршня первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия).
Читайте также: Замена охлаждающей жидкости лада калина 16 клапанов с кондиционером
При второмспособе регулируют клапаны одновременно для нескольких цилиндров.
Регулировку выполняют в такой последовательности:
устанавливают поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) по методу, указанному ранее, и регулируют зазоры в следующих клапанах:
Впускного и выпускного 1-го цилиндра Выпускного. 5-го »
Выпускного. 2-го » Впускного. 7-го »
Впускного. 3-го » Впускного. 8-го »
Зазоры у остальных клапанов следует регулировать после поворота коленчатого вала на 360° (полный оборот).
После регулировки зазоров в клапанах надо поставить крышки клапанов на место и закрепить их гайками.
Рис. 1. Регулировка клапанов: а — головка цилиндров в. разрезе; б — регулировка зазора; в — схема блока цилиндров с указанием порядка работы (1—8 — порядковые номера цилиндров)
- Зазор клапанов зил 130 при холодном двигателе
- Проверка крепления блочной головки
- Сборка головки цилиндров ЗИЛ-130
- Отладка зазора клапанов ДВС
- ЗИЛ 130 — 131 » Техническое обслуживание » Проверка и регулировка зазоров в клапанах
- Особенности регулировки клапанов ЗИЛ-130
- Регулировку вторым способом производят в следующем порядке:
- Крышка шестерен ГРМ ЗИЛ-130
- Видео по теме: Регулировка клапанов — ремонт двигателя Зил 130
- Механизмы газораспределения
- Механизмы газораспределения Техническое обслуживание
- Способы выявления и устранения неисправностей
- Измерение упругости клапанных пружин прибором КИ-723:
- 🔍 Видео
Видео:Zil-130 двигатель клапанСкачать
Зазор клапанов зил 130 при холодном двигателе
Видео:Регулировка клапановСкачать
Проверка крепления блочной головки
Головки цилиндров отделены от основного корпуса узла прокладками и крепятся болтами с учетом момента зажима. Из-за неправильного или слабого крепления в камере сгорания нарушается герметичность, и газ просачивается наружу. Это приводит к сбою в работе ДВС и тормозит новый запуск мотора. Неправильное зажатие провоцирует порчу прокладки и последующее ржавление цилиндровых зеркал.
Во избежание потерь или полного отказа проверяют правильность затяжки болтовых соединений при моторе холодном. Если в подогретом состоянии выполнять действия, при остывании возникнут зазоры.
Последовательность затяжки креплений головок блоков двигателей
Проводя контроль, используют ключ динамометрический (либо обычный, но с плавно-поступательным нажимом), выдерживая параметры от 7 до 9 кГм. При теплом двигателе контролируют по верхнему предельному параметру, при охлажденном – по нижнему. Если возникла необходимость в контрольке цилиндров при перегретом моторе, жмут до максимального предела.
К крепящим элементам относятся и регулировочные осевые болты коромысел. Их также проверяют на степень зажима, контролируют наличие или отсутствие зазоров. Если проблема связана с прокладками, их меняют, предварительно очистив в охлаждающей «рубашке» все проемы.
Видео:Регулировка клапанов Зил-130.Скачать
Сборка головки цилиндров ЗИЛ-130
Монтаж головки цилиндров выполняют на специальном стенде, следуя такому алгоритму:
Установка двух шатунов на одной шатунной шейке двигателя ЗИЛ-130
- установкой сжатого воздуха в клапанных втулках и седлах продувают все отверстия;
- втулки направляющие и стержни (впускные, выпускные) до установки на свои места обрабатывают маслом;
- проверяют плавность движений клапанов в цилиндрах, в случае необходимости заменяют новыми;
- у ЗИЛ-130 в клапанах впускных надевают на втулки шайбы пружинные, на выпускных – механизм вращения;
- на впускные надевают манжеты из резины, с направлением витков шайб к цилиндровой головке;
- клапанные тарелки пружинные монтируют на стержни; повернув на кране рукоятку, распределяющую воздух, добиваются сжатия всех пружин (одновременно);
- смазав «сухарики» солидолом, вставляют их в стержневые канавки, стараясь полностью вклинить в конусные отверстия;
- стендовое нажимное приспособление возвращают в исходник;
- ввертывают шпильки в плоскостные проемы – сверху и в зонах, где прилегают впускной трубопровод и выпускной; головку цилиндров переводят в оптимальное положение;
- расположив головки от коромысел в расстоянии 5-6 мм, в проемы последних вкручивают винты и гайки;
- загнав в осевой проем на коромысле шплинт, собирают узел, надевая поочередно желоб маслосливной, шайбы, стойки и т.д.
Все действия по монтажу цилиндровых головок ЗИЛ-130 выполняются без спешки, с использованием стендовых приспособлений.
Видео:как отрегулировать клапана. наглядный пример.Скачать
Отладка зазора клапанов ДВС
Проверка и регулировка зазоров между клапанами и коромыслами в двигателе ЗИЛ-130
Вверху блочной головки с наклоном к цилиндрической оси одним ярусом закрепляются клапаны ЗИЛ-130. Фаска седла рабочая выпускного клапана ЗИЛ-130 установлена под углом в 45°, впускного – 30°. Для повышения эксплуатационного срока в рабочем состоянии мотора специальными механизмами проводят принудительные повороты.
Если появится стук, без регулировки зазора клапанов ЗИЛ-130 не обойтись. Проверяется (на моторе холодном) клапанно-коромысловый промежуток, выдерживая 0,25-0,3 мм контргайкой в малом плече.
Поршень цилиндра № 1 вводят в верхнюю тактовую мертвую точку. С помощью ограничительного датчика контролируют положение шкивного отверстия коленчатого вала — непосредственно под меткой ВМТ.
В процессе регулировки зазора клапанов ЗИЛ-130 выдерживают цилиндровую очередность:
При обнаружении серьезных дефектов производят замену клапанов ЗИЛ-130.
Видео:Вопрос №22 Регулировка теплового зазора двигателя ЗИЛСкачать
ЗИЛ 130 — 131 » Техническое обслуживание » Проверка и регулировка зазоров в клапанах
Проверка и регулировка зазоров в клапанах двигателя необходимы при появлении стуков в клапанах. Перед регулировкой зазоров необходимо снять провода высокого напряжения, отъединив их от свечей зажигания, отвернуть гайки крепления крышек головок цилиндров и снять крышки с прокладками. Зазоры между клапанами и коромыслами регулируют на холодном двигателе регулировочным винтом с контргайкой, установленным на коротком плече коромысла.
Читайте также: Со временем зазоры клапанов увеличиваются или уменьшаются
Регулировку зазоров первым способом производят в следующем порядке. Установить поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) при помощи установочного зубчатого указателя (рис. 1). Для этою следует повернуть коленчатый вал до совмещения метки на шкиве вала с меткой ВМТ на указателе.
В этом случае оба клапана, впускной и выпускной, первого цилиндра будут закрыты, а между стержнем клапана и нажимным концом коромысла образуется самый наибольший зазор, который измеряют щупом и, если нужно, регулируют.
Для регулировки зазора надо, придерживая отверткой регулировочный винт (рис. 2, а), ослабить ключом контргайку, после чего вложить щуп между стержнем клапана и нажимным концом коромысла и вращать отверткой регулировочный винт (рис. 2, б) устанавливая необходимый зазор. Затем, оставив щуп в зазоре, закрепить регулировочный винт контргайкой при помощи ключа и отвертки (рис. 2, в). После регулировки зазор должен быть равен 0,25—0,30 мм для впускного и выпускного клапанов, при этом щуп 0,25 мм должен проходить свободно через зазор, а щуп 0,30 мм не должен проходить.
Для регулировки зазора в клапанах остальных семи цилиндров надо коленчатый вал повертывать рукояткой на одну четверть оборота (на 90°) и проводить регулировку по указанному методу, причем регулировку зазоров вести последовательно, согласно порядку работы цилиндров 1—5—4—2—6— 3—7—8, который изображен пунктирными линиями со стрелками на рис. 2, г. Чтобы точно провертывать коленчатый вал на одну четверть оборота, надо нанести мелом метки на шкиве коленчатого вала, разметив их под углом 90° при положении поршня первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия).
При втором способе регулируют клапаны одновременно для нескольких цилиндров. Регулировка проводится в следующей последовательности. Установить поршень первого цилиндра в в. м. т. (такт сжатия) по методу, указанному ранее, и отрегулировать зазоры: впускного и выпускного клапанов первого цилиндра, выпускного клапана второго цилиндра, впускного клапана третьего цилиндра, выпускного клапана четвертого цилиндра, выпускного клапана пятого цилиндра, впускного клапана седьмого цилиндра, впускного клапана восьмого цилиндра. Зазоры у остальных клапанов следует регулировать после поворота коленчатого вала на 360° (полный оборот). После окончания регулировки зазоров в клапанах надо поставить крышки клапанов с прокладкой на место и закрепить их ганками с плоскими шайбами. Пустить двигатель и прослушать его работу. Прогретый двигатель должен работать без стуков клапанов, «чиханий» в карбюраторе и «выстрелов» в глушителе.
Для предотвращения перетирания пружин шариков необходимо при любой разборке двигателя, прошедшего 70 000 км пробега, разбирать механизм вращения выпускного клапана и перевертывать дисковые пружины шариков выработанной стороной вниз.
Видео:ЗИЛ -130 регулировка зазоров контактов зажигания, настройка ХХ, уозСкачать
Особенности регулировки клапанов ЗИЛ-130
Со временем части ГРМ изнашиваются и это приводит к увеличению температурного зазора. Чтобы избежать серьезных проблем с ДВС, периодически требуется регулировка клапанов ЗИЛ-130.
Следующие действия производятся на остывшем моторе:
- подняв капот, выкручивают гайки крепления крышек;
- у 1-го цилиндра выводят поршень в ВМТ;
- вывернув в зажигании свечу и сняв крышку распределительную, проверяют тактовое сжатие;
- контролируют щупом зазор у коромыслового носка с клапанным стержнем цилиндра.
Регулировка:
- удерживая винт регулировочный, ослабляют контргайку;
- поместив в зазор щуп, поворачивают винт до нужного размера;
- закрепляют контргайкой.
Следующие 7 цилиндров регулируют поворотом коленчатого вала, выдерживая очередность: 1=5=4=2=6=3=7=8. Своевременная регулировка клапанов ЗИЛ-130 поможет избежать многих неприятностей в работе ДВС.
Видео:Регулировка клапанов двигателя ЗИЛСкачать
Регулировку вторым способом производят в следующем порядке:
Устанавливают поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия, при помощи установочного зубчатого указателя (рис. 1)
Для этого поворачиваем коленчатый вал до совмещения метки на шкиве вала с меткой ВМТ на указателе.
В этом случае оба клапана, впускной и выпускной, первого цилиндра будут закрыты, а между стержнем клапана и нажимным концом коромысла образуется самый наибольший зазор, который замеряем щупом и, если нужно регулируем.
Для регулировки зазора, придерживая отверткой регулировочный винт, ослабляем ключом контргайку, после чего вкладываем щуп между стержнем клапана и нажимным концом коромысла и вращаем отверткой регулировочный винт, устанавливая необходимый зазор. Затем, оставив щуп в зазоре, закрепляем регулировочный винт контргайкой при помощи ключа и отвертки.
Видео:Зил Ассенизатор. Регулировка клапанов.Скачать
Крышка шестерен ГРМ ЗИЛ-130
Устройство ГРМ двигателя ЗИЛ-130
Распределительные шестерни в ГРМ закрыты крышкой, параллельно являющейся опорой для мотора ЗИЛ-130. Основное требование здесь – отсутствие сколов. В противном случае крышку меняют, в то время как небольшие трещины заваривают, делая ровный шов высотой 0,5-1 мм, без вкрапления шлака и наличия раковин.
Если трещины обнаружены в местах, где нет существенной нагрузки, достаточно заделать швы эпоксидкой. Стертые сальниковые отверстия наплавляют после предварительной расточки на станке.
Читайте также: Клапан бензина газель 405
Обнаружив износ фланца крышки, делают наплавления, увеличивая у бобышек высоту до параметра в 1,4 см. Проводят контроль толщины, выдерживая параметр в 0,63 см. Выполнив все необходимые действия, между плитой контрольной и крышкой распределительных шестерен проверяют зазор щупом в 0,02 мм.
Видео по теме: Регулировка клапанов — ремонт двигателя Зил 130
Регулировка клапанов двигателя ЯМЗ 238
Особенности регулировки клапанов ГАЗ-53
Выполнение регулировки клапанов УМЗ 4216
Видео:Отчего на Зил 130 застучали клапанаСкачать
Механизмы газораспределения
Проявляются в снижении мощности двигателя, неравномерности его работы, повышенном расходе топлива, стуке клапанов.
Двигатель не развивает полной мощности при нарушении регулировки тепловых зазоров в механизме газораспределения, неплотном прилегании клапанов к их седлам.
Увеличение зазоров в приводе клапанов вызывает увеличение ударных нагрузок на сопряжение седло — клапан. Уменьшение зазоров в результате нарушения регулировок или отложения нагара приводит к неполной посадке клапанов в седло и нарушению герметичности цилиндров, что проявляется в повышенном стуке клапанов.
При значительной негерметичности цилиндров сильно снижается давление в конце такта сжатия и при такте расширения, что увеличивает расход топлива, снижает мощность двигателя, затрудняет его пуск и приводит к неравномерной работе. Неравномерность работы двигателя также может произойти из-за потерь упругости или поломки пружин механизма газораспределения, заедания клапанов в направляющих втулках, износа шестерен распределительного вала, толкателей, направляющих втулок и осей коромысел. В двигателях ЗИЛ-130 и ЗИЛ-645 возможно заедание шариков и пружин механизма поворота клапанов.
В процессе эксплуатации легковых автомобилей вследствие износа и вытягивания ремня, износа шарнирных соединений звеньев цепи и других деталей привода распределительного вала происходит удлинение ремня или цепи, что вызывает вибрацию, значительный шум и снижение мощности двигателя.
Механизмы газораспределения Техническое обслуживание
Ежедневно после прогрева двигателя необходимо на слух убедиться в отсутствии стуков при различной частоте вращения коленчатого вала.
При ТО-1 прослушивают работу клапанного механизма и при необходимости регулируют зазоры между клапанами и коромыслами. При ТО-2 проверяют и при необходимости подтягивают крепление крышки распределительных шестерен.
На двигателях ВАЗ после первых 2000 км пробега, а в дальнейшем через 30 000 км необходимо подтягивать гайки крепления корпусов подшипников распределительного вала. На двигателях легковых автомобилей после 15000 км пробега нужно проверять состояние и степень натяжения ремня или цепи привода распределительного вала и осуществлять их натяжение.
При наличии складок, трещин, расслоения и разлохмачивания приводного ремня возникает опасность разрыва при работе двигателя, поэтому он должен быть заменен ранее установленного срока (60000 км пробега). В случае замасливания ремень тщательно протирают ветошью, смоченной бензином.
На автомобиле «Москвич-2140» для предупреждения преждевременного износа и снижения шума цепного привода распределительного вала необходимо первые его две подтяжки проводить через 5000 км пробега, а последующие — через каждые 10 000 км пробега.
Проверяют и регулируют тепловые зазоры клапанов после каждых 30 000 км пробега, а при необходимости и в более короткие сроки.
Способы выявления и устранения неисправностей
Техническое состояние механизма газораспределения оценивают по наличию и характеру стуков, герметичности клапанов, упругости клапанных пружин и изменению давления во впускном и выпускном трубопроводах.
Если на холостом ходу при малой частоте вращения коленчатого вала прослушивается стук в местах расположения втулок клапанов, это указывает на обеднение горючей смеси и заедание впускных клапанов. Частые стуки, сливающиеся в общий шум, характерны при большом износе распределительных шестерен и возможной поломке их зубьев.
Увеличивая частоту вращения коленчатого вала, прослушивают двигатель в местах расположения подшипников распределительного вала. Ровный стук среднего тона, по характеру схожий со стуком шатунных подшипников коленчатого вала, свидетельствует об усиленном износе подшипников и шеек распределительного вала.
Резкий стук на всех режимах работы двигателя в зоне крышек коромысел при одновременном падении мощности двигателя и его работе с перебоями указывает на увеличение зазоров между бойками коромысел и торцами стержней клапанов.
Герметичность клапанов определяют одновременно с замерами герметичности цилиндров компрессометрами, прибором К-69М, газовым расходомером. Негерметичность клапанов может быть одной из причин снижения компрессии.
Для проверки упругости клапанных пружин без разборки клапанного механизма служит прибор КИ-723 (рис. 21). Сняв крышки клапанного механизма, устанавливают ножки 5 прибора
Измерение упругости клапанных пружин прибором КИ-723:
1 — рукоятка, 2 — шток, 3 — кольцо, 4 — корпус, 5 — ножки прибора.
На тарелку пружины, перемещают кольцо 3 в крайнее верхнее положение и нажимают на рукоятку 1 с таким усилием, чтобы пружина осела на 0,5—1 мм. Сняв прибор, определяют по его показаниям усилие сжатия и повторяют измерение. Если усилие меньше предельного, необходимо заменить пружину или подложить под нее прокладку.
🔍 Видео
Троит двигатель ЗИЛСкачать
Двигатель ЗМЗ .Проверка и регулировка тепловых зазоров в ГРМСкачать
Как правильно регулировать клапана и Затягивать ГБЦ. ЗИЛ-130Скачать
Регулировка клапанов двигателя газ 53, без метокСкачать
Регулировка зазора в свечи ЗиЛ-130Скачать
ЗИЛ 130 V8 некоторые особенностиСкачать
Тепловые зазоры на горячем двигателеСкачать
Регулировка клапанов - КАК узнайть КАКОЙ ЗАЗОР? ПОДЖАТЫЕ КЛАПАНА и т.д.Скачать
Почему тепловые зазоры клапанов всегда только уменьшаютсяСкачать
Регулировка клапанов за 2 минуты. Быстро, просто и надежно!!Скачать
Эксперимент: как зависят зазоры клапанов от температуры двигателя и при работе его.Скачать