Видео:ВАЗ 21045 (ВАЗ 341) заводим ДизельСкачать
Видео:Ваз дизель. Сборка головки на 341 дизель.Скачать
Видео:Проект "проХлада". 38 Серия. Регулировка клапанов и выставление перекрытия. Часть 1.Скачать
Видео:ВАЗ 21045 с двигателем ВАЗ 341 ДИЗЕЛЬ. Разработан в 1980, а начал производиться в 2000 году...Скачать
Видео:Успехи по сборке ВАЗ ДИЗЕЛЬ 341Скачать
Видео:Регулировка клапанов - КАК узнайть КАКОЙ ЗАЗОР? ПОДЖАТЫЕ КЛАПАНА и т.д.Скачать
Видео:Демонстрация дизельного 341 двигателя.Скачать
Видео:ПРАВИЛЬНАЯ регулировка ЗАЗОРОВ КЛАПАННОГО механизма ВАЗ классика (LADA 2101-07)Скачать
Видео:Дизель-ваз 341Скачать
Видео:Супер ПОДРОБНАЯ регулировка КЛАПАНОВ и ЗАЖИГАНИЯ, даже ребёнок поймёт.ВАЗ УАЗ ЗМЗ 402Скачать
Видео:Регулировка клапанов ВАЗ 2106 1990г. [© Игорь Шурар 2018]Скачать
Дизельный двигатель.Проверка и регулировка зазоров клапанов
Последовательность регулировки зазоров клапанов при установки поршня
первого цилиндра в положение ВМТ
Е – распределительный вал впускных
клапанов
А – распределительный вал выпускных
клапанов
Последовательность регулировки зазоров клапанов при установки поршня
четвертого цилиндра в положение ВМТ
Е – распределительный вал впускных
клапанов
А – распределительный вал выпускных
клапанов
Использование специального инструмента для прижатия толкателей в их
отверстия
Для изъятия регулировочных шаюб
используются отвертка и магнит.
На дизельных двигателях зазоры клапанов проверяются и регулируются на холодном
двигателе.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снимите крышку головки цилиндров.
2. Проверните двигатель до установки поршня первого цилиндра в положение ВМТ. При
этом метка на шкиве должна совпасть со штифтом на корпусе масляного насоса.
3. Проверьте, что толкатели клапанов первого цилиндра имеют небольшой люфт, а
толкатели клапанов четвертого цилиндра сидят плотно. Если это не так, проверните
двигатель еще на один оборот.
4. Измерьте в соответствии с рис. Последовательность регулировки зазоров клапанов
при установки поршня первого цилиндра в положение ВМТ с помощью щупов,
вставляемых между толкателем и поверхностью кулачка, зазоры клапанов. Зазоры
впускных (Е) и выпускных (А) клапанов не на всех двигателях одинаковы и приводятся
в таблицах размеров и регулировок.
5. Проверните двигатель на один полный оборот и замерьте зазоры, указанные на рис.
Последовательность регулировки зазоров клапанов при установки поршня четвертого
цилиндра в положение ВМТ. Признаком правильной регулировки является то, когда
конец щупа вводится, а затем под легким нажатием щуп прогибается и входит внутрь.
6. Для регулировки зазоров клапанов следует заменить регулировочные шайбы с
верхней стороны толкателей, но для снятия и установки регулировочных шайб
требуется специальный инструмент. Для этого проверните коленчатый вал до
установки соответствующего кулачка острием вверх и с помощью специального
инструмента, показанного на рис. Использование специального инструмента для
прижатия толкателей в их отверстия, или иным образом прижмите толкатель внутрь,
чтобы можно было взять и вытащить маленькой отверткой и магнитом
регулировочную шайбу.
7. Прежде чем прижимать толкатель, его следует повернуть так, чтобы насечка с
верхней стороны была обращена к свечам. Оба толкателя прижимаются одновременно,
то есть необходимо следить за тем, чтобы оба толкателя прижимались ножкой
приспособления.
8. Измерьте снятую шайбу микрометром и запишите результат.
9. Вычислите толщину новой шайбы для обеспечения требуемого зазора клапана. При
этом используется следующая формула:
Впускные клапаны: N = Т + (А – 0,25 мм);
Выпускные клапаны: N = Т + (А – 0,30 мм), где «Т» – толщина снятой шайбы. «А» –
измеренный зазор клапана и «N» – толщина новой, подлежащей установке шайбы.
10. Выберите шайбу, которая по толщине наиболее близка к требуемому зазору.
Имеется ряд из 25 размеров шайб толщиной от 2,2 мм до 3,4 мм через 0,05 мм.
11. Для установки регулировочной шайбы снова прижмите толкатель внутрь и
вставьте шайбу.
12. Измерьте зазор клапана, как было описано выше.
13. Отрегулируйте зазоры остальных клапанов.
Предупреждение
Регулировочная шайба ни в коем случае не должна упасть в двигатель. Во
избежание этого используйте маленькую отвертку и магнит, как это показано на рис.
Использование специального инструмента для прижатия толкателей в их отверстия .
Шайба может быть после этого выдвинута в сторону и «схвачена» магнитом.
Видео:Почему тепловые зазоры клапанов всегда только уменьшаютсяСкачать
Ну вот, исчезла дрожь в руках
Пробег на момент отчета: 125 тыс. км
Предыдущие публикации в журнале:
Это был первый легковой дизель нашего автопарка. Как всякий первенец, он доставил немало хлопот. Но сегодня, готовя финальный отчет об эксплуатации VAZ 21045, мы испытываем легкую грусть — под окнами редакции больше не тарахтит баклажановый универсал, оповещая коллег: «Сачков домой поехал!». Первенец — это ведь не только заботы, но и радости.
В сентябре ему «стукнуло» 120 тысяч: до ресурса, заявленного производителем, оставалось всего 5000 км. Значит, пора собираться в Барнаул, на родину мотора ВАЗ-341, чтобы подвергнуть его полной ревизии. Дорогой как раз наберем недостающий пробег.
Четыре дня — и вот мы за четыре тысячи километров от дома. Дорога в Алтайский край «четверке» знакома. Еще в юности она первой из редакционных машин проложила путь на восток.
Читайте также: Регулировка клапанов мотоцикла хонда
Благоразумно не соревнуясь с торопливыми «десятками», одолели европейскую часть, подкоптили уральское небо (на затяжных подъемах мотор без полной подачи топлива скисал), а на сибирских просторах вышли в лидеры (наших 100–110 км/ч достаточно — здесь как-то не принято лихачить).
Правда, на сей раз путь оказался чуть длиннее — лишняя сотня километров в объезд ремонтируемой тольяттинской плотины через Волгу.
Бежать по проторенной дорожке дизелю было проще — общая средняя скорость без учета обеденных пауз составила 85,9 км/ч, что почти на 5 км/ч выше результата трехлетней давности. И это при почти неизменном аппетите — расход топлива от Москвы до Барнаула составил 7,2 л/100 км. Выходит, за сто с лишним тысяч мотор не растерял сил. Впрочем, это субъективная оценка, а объективные характеристики получим на заводе.
На этом самом стенде «гоняли» только что собранный двигатель в начале 2000 года — тогда «Барнаултрансмаш» выпустил первую тысячу дизелей ВАЗ-341. На заводе хранят данные питомцев: поднимаем дело № 897, это номер нашего двигателя. Мощность, которую он показал «во младенчестве», — 36,5 кВт. А сегодня?
Ресурсный пробег, разумеется, не прошел даром — мотор выдал 34,3 кВт. Впрочем, это всего на 6% меньше начальной величины — совсем недурно!
Результаты измерений приведены в таблице, а нам пора приступать к операции, которую и инженеры, и медики именуют одинаково. Несколько часов — и двигатель разложен по косточкам.
Осмотр с пристрастием начали с главной детали — блока цилиндров. Напомним, что блок, поршни и кольца отходили не весь срок. На 35-й тысяче кольцо разбило канавку в поршне и натерло ямку в цилиндре (о причине — ниже); вышедшие из строя детали меняли по гарантии. Второму блоку повезло больше — на стенках цилиндров прекрасно видны следы хона. Учитывая, что глубина хонингования в среднем 5 мкм, а блок отправляют в ремонт при износе 0,15 мм (75 мкм по радиусу), этой детали суждена еще очень долгая жизнь. Если, конечно, с поршнями все будет нормально.
Дизельный поршень испытывает куда большие нагрузки, чем бензиновый. Область вокруг канавки первого компрессионного кольца нуждается в упрочнении. На поршнях ВАЗ-341 ее переплавляют: электронным лучом вносят добавки, которые усиливают стойкость к нагрузкам. Первый комплект поршней оказался бракованным, канавка и зона переплава не совпали — вот и причина капремонта на 35-й тысяче. Увы, не нас одних постигла эта неудача.
Тогда завод выполнил гарантийный ремонт мотора. Новые поршни, прослужив 90 тысяч, остались в неплохом состоянии, хотя на одном канавка несколько износилась — зазор между стенкой и кольцом 0,35 мм при допустимом 0,3 мм. Специалисты предположили, что поршня хватило бы еще тысяч на 50, то есть заявленный ресурс поршневая группа отработает. Импортные кольца «Шоттле» прошли ревизию без замечаний.
Кстати, после того случая завод усовершенствовал технологию изготовления поршня, увеличив глубину проплава. А сегодня в Барнауле испытывают совсем новые поршни: в зоне первого кольца у них упрочняющая вставка, которая сводит риск брака к минимуму. Кроме того, есть наработки по иной форме поршня: конструкторы обещают снизить расход масла до уровня бензиновых двигателей.
Наш дизель просил примерно 0,3 л моторного масла на 1000 км; ВАЗ допускает 0,6 л, хотя на практике этот расход выглядит чрезмерным. Проявление дизельного аппетита — выброс масла в воздушный фильтр через шланг вентиляции картера: у нас при «допустимом» расходе бумажный элемент через 5 тысяч уже принимал масляные ванны.
Рады сообщить, что и эту детскую болезнь дизеля завод вылечил — шланг вывели за фильтр. Расход этим, конечно, не уменьшить, но, по крайней мере, элемент не страдает, а владельца не пугает лужа масла в «кастрюле».
Коленчатый вал, вкладыши, упорные полукольца честно прослужили все 125 тысяч. Более того — размеры деталей и сегодня укладываются в чертежные допуски, так что их смело можно отправлять на участок сборки новых двигателей. То же самое относится к распредвалу и толкателям.
Увы, столь приятную картину подпортила головка блока цилиндров (ГБЦ): направляющие втулки оказались изношены, зазоры между ними и клапанами составляли в нижней части до 0,2 мм. Руководство по ремонту разрешает «терпеть» до 0,3 мм, так что запас у нас еще был — вопрос, какой?
Читайте также: Плохо включается первая передача приора 16 клапанов причины
Возможно, в неважном состоянии втулок есть и наша вина: мы приехали в Барнаул с «никакими» тепловыми зазорами, клапаны были «пережаты». Привыкнув, что дизель с его непосредственным приводом клапанов а-ля «Самара» лишь изредка требует регулировки, мы провели ее в начале эксплуатации, потом на 35-й и 70-й тысяче и. расслабились, тем более что больше одной-двух шайб менять не приходилось.
Еще одним слабым местом в дизеле оказалась прокладка между головкой и блоком. Незадолго до разборки двигатель стал перегреваться, а в расширительном бачке появились пузырьки. Негерметичность газового стыка диагностировали верно — после замены прокладки все вернулось в норму. Отметим, что ее пробой — не единичный случай, а еще одна детская болезнь ВАЗ-341. Дело в том, что дизелю необходимы собственные болты ГБЦ, с большим усилием затяжки. До некоторого времени они были унифицированы с бензиновыми моторами переднеприводных моделей: иногда усилия не хватало и прокладки начинали пропускать. На нынешних моторах блок и головку стягивают специальные дизельные болты — их можно отличить по особой головке.
Масляный насос, исправно отработавший полный ресурс, нетрудно перепутать с новым. А в подшипнике насоса системы охлаждения появился небольшой люфт — лучше заменить, дабы не испытывать судьбу. Правда, не всякая «жигулевская» помпа (узел для дизеля отличается только большим диаметром крыльчатки) выхаживает положенный ресурс.
Топливная аппаратура «Бош» вопреки уверениям скептиков («нежную плунжерную пару погубит российская „соляра“, деликатные регулировки падут под пятой русского сервиса») отработала 125 тысяч на «отлично». Ревизия на 100-й тысяче, выполненная мастерами фирменного сервиса, это подтвердила. Они лишь профилактически заменили ролики ТНВД (топливного насоса высокого давления).
К форсункам и ТНВД лучше всего применять принцип: не мешай машине работать! Судите сами: в одном очень именитом институте нам предлагали заплатить 250 долларов за замену распылителей всех форсунок и регулировку ТНВД — дескать, «оно уже подстукивает». Было это сто тысяч километров тому назад, а аппаратура все работает. Однажды нам попытались отрегулировать дымность на стенде — в результате мотор перестал тянуть. Еще бы — все его силы уходили, чтобы пропихнуть через глушитель чудовищные порции сажи. В Барнаул мы приехали с неверно отрегулированным углом опережения впрыска топлива и перетянутыми форсунками — еще один результат некорректной работы сервисменов.
Конечно, иногда подкрутить гаечки и винтики ТНВД полезно — нам, например, приходилось увеличивать обороты холостого хода в жаркую погоду, иначе мотор останавливался при резком сбросе газа. Как подрегулировать дымность «строго на глаз», мы рассказывали. Как заменить форсунку — тоже, работа не из сложных. Но в целом единожды отрегулированная аппаратура в вашем вмешательстве не нуждается. Даже легкое постукивание форсунки не повод для беспокойства — само пройдет, когда вы угостите машину хорошим топливом.
Насчет «плохой соляры»: за три с половиной года мы всего дважды нарвались на откровенно плохое топливо, когда мотор переставал тянуть и неважно пускался. Ценой одного отравления стала форсунка — прямо на челябинской улице мы ее заменили, а снятую впоследствии перебрали (пардон, прямо в подвале редакции) и с тех пор возили с собой как запчасть.
О навесном оборудовании говорить особо нечего — генератор тот же, что на бензиновой «классике», и вел себя предсказуемо. Оригинальный узел — вакуумный насос — отработал весь срок без замечаний.
Дизельная модификация любого автомобиля дороже бензиновой. Но благодаря меньшему расходу топлива разницу удается окупить. Как быстро? Мы постоянно следили за ценами бензина и дизтоплива, считали средний расход — наш и аналогов, VAZ 21043 из редакционного автохозяйства. Дизельная «четверка» вышла в ноль при пробеге 76 тыс. км. К 125-й тысяче она принесла, так сказать, чистой прибыли больше 16 тысяч рублей. Пусть невелика выгода, но это абсолютно реальные деньги, которые остались в кармане! Кстати, сегодня, когда разница в цене бензина и дизтоплива выросла до 2 рублей, «сорок пятая» окупается вдвое быстрее!
Вы же не учли, скажет дотошный читатель, лишние литры недешевого масла, поглощенные дизелем. В ответ можно напомнить про меньшую трудоемкость ТО (долой регулировку зажигания, зазоров в свечах, даже клапанов каждые 10 тысяч). Впрочем, есть точные данные — вот график расходов на эксплуатацию VAZ 21045 (см. рис.). Без учета дизтоплива каждый километр обошелся нам в 41 копейку — совсем неплохо для любых «жигулей» при таком пробеге!
Читайте также: Клапан расширительного бачка ваз 2106
В общем, дизель в самом деле оказался «малобюджетным», подтвердив свою репутацию. За это дизельные моторы и ценят во всем мире; надеемся, распробуют и у нас.
Дизель сделал свое дело, дизель может уходить: автомобиль отработал ресурс и списан из автопарка ЗР. Результаты на этом длительном тесте он показал не выдающиеся, не прекрасные — в целом просто неплохие. Но почему-то жалко, что 125 тысяч и три с половиной года уже позади.
ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ-341 ПОСЛЕ ПРОБЕГА 125 ТЫС. КМ:
1 — блок цилиндров; 2 — головка блока; 3 — распредвал и детали привода клапанов; 4 — насос системы охлаждения; 5 — ТНВД; 6 — клапаны; 7 — прокладка ГБЦ (газового стыка); 8 — форсунки; 9 — поршневые кольца; 10 — масляный насос; 11 — поршни; 12 — шатуны и шатунные подшипники; 13 — коленвал и коренные подшипники; 14 — вакуумный насос. Зеленый цвет: узел прошел 125 тыс. км без замечаний и готов к дальнейшей службе (3, 5, 8, 10, 12, 13, 14). Желтый — ресурс пройден, но перед дальнейшим использованием требуется ремонт (2, 4, 6). Красный — деталь пришлось заменять в процессе эксплуатации (1, 7, 9, 11).
ЗА И ПРОТИВ ДИЗЕЛЬНОЙ «ЧЕТВЕРКИ»
Главное достоинство — экономичность, но расплачиваться приходится худшей, чем у бензинового автомобиля, динамикой. С другой стороны, мотор во многом «удобнее» на ходу, особенно если изучить его характер. Например, ровнее тяга, не нужен «подсос». Кстати, благодаря выгодной характеристике крутящего момента на дизельной «четверке» проще и безопаснее ездить по зимним дорогам (отмечено экспертами ЗР). Увы, зимой же вас могут подстерегать проблемы с пуском — ниже минус 20 автомобиль заводился неохотно. Дизель больше шумит на холостом ходу, но на скорости вы едва ли отличите его гул от бензинового собрата. Еще один аргумент «за» не столь ценится в России: дизельная «четверка» выполнила нормы Евро II.
Мотор не слишком надежен? Увы, это было, но изготовитель вылечил детские болезни, модернизирует конструкцию. К сожалению, сервис совершенно не готов обслуживать и ремонтировать дизель — утешением может служить простота и ремонтопригодность конструкции, надежность импортной топливной аппаратуры.
Дизельные «четверки» теперь в дефиците. Их будет выпускать «Ижмаш» — намечена программа до 5 тысяч машин в год. Впрочем, этот недостаток VAZ 21045 — малый тираж — сегодня легко исправить самим потребителям, создав спрос.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ РЕДАКЦИОННОГО
ДИЗЕЛЯ НА ЗАВОДСКОМ СТЕНДЕ
Мощность при 4500 об/мин, кВт 36,5 34,3
Момент при 2500 об/мин, Н.м 88 83,5
ТАК ЛЕЧИЛИ ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ ДИЗЕЛЯ ВАЗ-341:
а — на некоторых первых моторах быстро изнашивались упорные полукольца. Коленвал получал «свободу» в продольном направлении. Проблему помогла снять конструкция с четырьмя полукольцами;
б — темный участок вокруг канавки первого кольца — упрочняющий переплав. Здесь его участок мал, канавка будет разбита. На нынешних поршнях зона переплава увеличена — показана пунктиром;
в — специальные «дизельные» болты крепления ГБЦ (справа) с большим пределом текучести повысили надежность газового стыка. Они «крепче» притягивают головку к блоку. Возможно, на будущих моторах будет изменена и прокладка;
г — через шланг вентиляции в воздушный фильтр попадало масло. После модернизации оно минует «кастрюлю», поступая сразу во впускной трубопровод.
В конце 2000-го «четверка» вместе с дизельной «Волгой» наведалась в гости к родителям в Тольятти и Н. Новгород (ЗР, 2001, № 1).
При восстановлении двигателя головка потребует ремонта: придется заменить направляющие втулки клапанов. Фаски клапанов и седла нуждаются в шлифовке.
Топливная аппаратура «Бош» готова отработать еще один ресурс.
Ранней весной 2001 года после капремонта мы обкатали машину в качестве такси (ЗР, 2001, № 4).
Затраты на обслуживание и ремонт VAZ 21045 без учета расходов на топливо. Самые большие «ступеньки» появились в результате покупки шин, но не ремонта мотора!
В отпускной сезон-2001 два дизеля — «четверка» и «Волга» — махнули на юг (ЗР, 2001, № 9). Это лишь несколько страниц редакционной биографии VAZ 21045.
. Которая закончилась там же, где и началась — в Барнауле, на родине дизельного двигателя ВАЗ-341.
🌟 Видео
УСтановка ваз-341 в ниву часть 3. Капитальный ремонт ГБЦ.Скачать
НЕ ПРАВИЛЬНАЯ регулировка зазоров КЛАПАНОВ - так по-любому будут стучать рокера и клапана!Скачать
Зачем и нужно ли - РЕГУЛИРОВАТЬ КЛАПАНА? Знать ОБЯЗАТЕЛЬНО!Скачать
Первые испытания дизельного двигателя ваз-341 на ниве.Скачать
Привод клапанов и зазор в механизме ГРМ (какой зазор нужен и почему?)Скачать
Регулировка клапанов ЗМЗ 402 (24д, УМЗ)Скачать
Установка ГРМ на ваз дизель 341.Скачать
Влияние неправильной регулировки клапанов на работу двигателяСкачать