С регулировкой клапанов на двигателе ЯМЗ-238, встречается основная масса водителей МАЗов. Только те, кто обслуживает свой автомобиль исключительно на станциях технического обслуживания, избегают этой операции.
По регулировке клапанов, написано довольно много рекомендаций и наставлений: от самых простых и незамысловатых до музыкальных. Профессиональные мотористы, регулируют клапана на слух по стуку, который происходит при выборе свободного зазора. Есть также люди, которые регулируют клапана на глаз.
Справедливости ради, стоит отметить, что такие варианты регулировки, если применяет их настоящий специалист, дают хорошие результаты при выставлении зазоров. Однако, описывать подобные методы я не буду, т.к. такими способностями не обладаю, а потому пользуюсь щупом.
- 1. Инструмент требующийся для регулировки клапанов
- 2. Причины регулировки клапанов
- 3. Регулировка клапанов двигателя ЯМЗ-238
- 4. Альтернативный метод регулировки клапанов
- Наладка клапанного механизма ЯМЗ 238
- Немного об устройстве ГРМ ЯМЗ 238
- Необходимость в проведении регулировки клапанного механизма и суть подготовки
- Проверка действительных величин «тепловых компенсаторов»
- Как производится регулировка клапанов на моторе ЯМЗ 238: основные приемы
- Резюме
- Какой зазор на клапанах двигатель ямз 238
- Для чего нужно регулировать клапанный механизма и подготовка к регулировке
- Схема двигателя «ЯМЗ-238»
- Надо проверить действительные величины «тепловых компенсаторов»
- Причины настройки люфта клапанов коленчатого механизма
- Измерение зазоров тепловых компенсаторов
- Регулировка клапанов ЯМЗ 238
- Руководство по регулированию поршней на ЯМЗ 238
- Подытожим
- Резюме
- 📺 Видео
Видео:Быстрый способ регулировки клапанов на двигателе ЯМЗ 238ДЕ2 | Цифровая инструкция 📒Скачать
1. Инструмент требующийся для регулировки клапанов
Видео:Регулировка клапанов ЯМЗ 238 старым шоферским методомСкачать
2. Причины регулировки клапанов
Когда же следует регулировать клапана? Сразу приходит на ум стук в механизме газораспределения. Понятно, что с такими симптомами в первую очередь проверяют тепловые зазоры и регулируют их.
Стоит также произвести регулировку, если после ремонта пройдена первая тысяча километров или если осуществлялась протяжка головки блока.
Нужно следить за пробегом автомобиля и состоянием всего механизма газораспределения. В случае необходимости, регулировать зазоры клапанов через 10-20 тыс. км и всегда помнить, что увеличенные тепловые зазоры ведут к увеличению расхода топлива.
Видео:Регулировка клапанов ЯМЗ 238, 7511, 6581 и т.д за 2 оборота #ямз #ямз238 #мазСкачать
3. Регулировка клапанов двигателя ЯМЗ-238
Теперь, опишу сам порядок регулировки, который у меня выработался. Первым делом, ставим машину на ровное чистое место и достаем инструмент. Поднимаем кабину и откручиваем клапанные крышки клапанов.
Бывает, некоторые болты с барашками не хотят откручиваться от руки, тогда берем газовый ключ или большой рожковый ключ. Мне при такой проблеме, хорошо помогал ступичный трубчатый ключ на 55, который шел в комплекте инструмента на автомобиль.
Далее, берем накидной ключ на 30 с усилителем и залазим под переднюю часть автомобиля. Если клапана на машине регулируются в первый раз, то берем с собой еще и трехгранный напильник.
Ищем метку впрыска 1-го цилиндра на шкиве коленчатого вала и на передней части шкива обращенной к радиатору, запиливаем риску напротив метки 1-го цилиндра.
Затем, делаем еще одну метку диаметрально напротив первой, а также под 90 градусов к первым двум меткам, ставим еще две метки. Таким образом, мы делим шкив на четыре части под углом 90 градусов.
Теперь, приступаем к выставлению первой заводской метки под 18 градусов и это место на передней плите, следует отчеркнуть хотя бы мелом, т.к. оно еще пригодится.
Вылазим из под машины и проверяем не зажаты ли клапана 1-го цилиндра. Также, убедиться в этом можно по метке топливного насоса, тогда станет понятно, точно ли мы прокрутили двигатель и впрыск находится на 1-ом цилиндре.
Сначала, я тоже так делал и если оказывалось, что впрыск на 6-ом цилиндре, то опять залазил под машину, прокручивал двигатель еще на один оборот и начинал регулировку с 1-го цилиндра в порядке работы двигателя 1-5-4-2-6-3-7-8.
Отрегулировав оба клапана на 1-ом цилиндре, залазим под машину и прокручиваем коленвал так, чтобы вторая риска на шкиве оказалась напротив метки впрыска 1-го цилиндра на блоке. Таким образом, мы повернули коленвал ровно на 90 градусов и можно переходить на левый ряд цилиндров и регулировать следующий по порядку 5-ый цилиндр.
Затем, опять лезем под двигатель, крутим коленвал еще на 90 градусов до совпадения меток и регулируем клапана 4-го цилиндра на правой стороне двигателя. Далее, просто повторяем процесс для всех оставшихся цилиндров в соответствии с порядком работы мотора.
Видео:Регулировка клапанов МАЗ 5440 , ЯМЗ-658(ямз-238)Скачать
4. Альтернативный метод регулировки клапанов
Парочку раз отрегулировав клапана на двигателе ЯМЗ-238 подобным образом, меня посетила простая мысль и я сократил прокручивание коленвала до точки впрыска 1-го цилиндра.
С этого момента, для меня стало важно просто выставить заводскую метку на шкиве в момент впрыска, после чего, я проверял клапана 1-го цилиндра и если они не были зажаты, то регулировал их, а дальше шел по порядку 1-5-4-2-6-3-7-8. Если же клапана 1-го цилиндра были зажаты, то я начинал регулировку клапанов с 6-го цилиндра, а дальше придерживался порядка 6-3-7-8-1-5-4-2.
Такая мелочь, позволяла лишний раз не залазить под машину и не смотреть на привод топливного насоса, а облегчить процесс регулировки клапанов и немного сократить требующееся на это время.
Кто-то привык регулировать клапана по закрытию одного из них, кто-то регулирует сразу два цилиндра вместе. Спорить о том, какой способ лучше, я не буду. Лично мне, понравился именно порядок регулировки приведенный выше, поэтому им и пользовался.
Видео:Регулировка клапанов ЯМЗ 236Скачать
Наладка клапанного механизма ЯМЗ 238
Видео:Как наиболее точно выставить угол опережения зажигания, на двигателях ямз-236 -238 автомобилей МАЗ.Скачать
Немного об устройстве ГРМ ЯМЗ 238
Перед осуществлением регулировки клапанов на турбодизеле ЯМЗ 238 стоит ознакомиться с верхнеклапанной компоновкой ГРМ. Схема предполагает:
- нижнее размещение распредвала в развале блока;
- косвенную связь между клапаном и распредвалом через систему роликовый толкатель-штанга-коромысло;
- наличие подналадочного устройства передающего рычага.
Видео:Регулировка клапанов ямз 238 способ 1Скачать
Необходимость в проведении регулировки клапанного механизма и суть подготовки
Детали мотора ЯМЗ 238, как и узлы любых других двигателей, подвергаются нагреву и, как следствие, упругому расширению. Операция производится с целью обеспечить в разогретом рабочем состоянии плотное прилегание клапана к седлу.
Читайте также: Падают обороты после сброса газа ваз 2110 8 клапанов карбюратор
В процессе эксплуатации стоит принимать внимание, что:
- увеличенный тепловой зазор приводит к ухудшению работы камеры сгорания, сокращая ресурс исполнительных органов ГРМ;
- малый зазор не обеспечивает герметичного соединения между клапаном и седлом ГБЦ, что ведет не только к ухудшению показателей мотора, но и приводит к прогару.
Первоначальная задача подготовительного процесса – выключение подачи топлива. Обесточить ТНВД можно поворотом скобы кулисы, расположенной в корпусе регулятора частоты вращения, вниз.
В ранг мероприятий подготовительного плана также включены:
- охлаждение двигателя до температуры 20-30 градусов;
- демонтаж клапанной крышки;
- проверка усилия затяжки осей коромысел ГРМ (заводом-изготовителем предписан диапазон 120-150 Нм).
Видео:Как можно отрегулировать клапана, на двигателе ямз-238 236, без определения верхней мёртвой точкиСкачать
Проверка действительных величин «тепловых компенсаторов»
Производитель турбодизеля оговаривает, для ЯМЗ 238 регулировка клапанов необходима лишь в случае вылета измеренного значения за установленные пределы: 0,25-0,30 мм. Точный замер зазоров обоих клапанов одного цилиндра можно осуществить только лишь в такте сжатия:
- сфокусировать внимание на первом цилиндре;
- провернуть коленвал по часовой стрелке (взгляд на вентилятор, со стороны передка автомобиля) до момента закрытия впускного клапана (завершение такта всасывания) – его торец, контактирующий с носком коромысла, должен подняться в верхнюю максимальную точку;
- вращать коленвал еще на 1/3 оборота (120 градусов), соблюдая прежнее направление поворота.
Идентифицирование номера цилиндра производится так:
- ориентировать взгляд на вентилятор мотора (на передок автомобиля);
- левый ближний цилиндр – первый;
- правый ближний цилиндр – пятый;
- дальнейшая нумерация ведется последовательно (крайний левый – четвертый, крайний правый – восьмой).
Проворачивать коленвал можно двумя способами:
- спереди: за крепление шкива подходящим накидным ключом;
- сзади: специальным воротком – за маховик.
Определение величины зазора производится по толщине щупа, помещаемого между торцом клапана и приливом коромысла. Не подлежат коррекции клапана в случае, если щуп 0,25 проходит свободно, а 0,30 – с ощутимым натягом.
При осмотре и регулировке клапанов на двигателе ЯМЗ 238 передающие рычаги (коромысла) рекомендуется прижать:
- на правой ГБЦ (1-4 цилиндры) рычаги выпускных элементов – к торцу оси; впускных деталей – к упорной шайбе;
- на левой ГБЦ (5-8 цилиндры) – наоборот.
Видео:зажигание ЯМЗСкачать
Как производится регулировка клапанов на моторе ЯМЗ 238: основные приемы
При получении некорректного значения исследуемой величины следует выполнить следующие действия:
- ослабить гайку регулировочного винта, расположенную на противоположном конце коромысла;
- вставить щуп подходящей толщины между торцом «запорного элемента» камеры сгорания и рычагом;
- вращать винт отверткой до момента установления приемлемого значения «теплового компенсатора»;
- предотвращая поворот винта, зажать гайку;
- удостоверится в номинальном значении зазора, при необходимости повторить спектр мероприятий.
К сведению. При проверке расстояний после вращения коленвала уже отрегулированного двигателя допускается колебание в границах 0,20-0,35 мм, вызванное неточностями деталей ГРМ.
На окончательном этапе необходимо:
- пустить мотор и диагностировать характер его работы на предмет отсутствия стуков;
- проверить состояние прокладок;
- поставить крышки ГБЦ.
Звонкие стуки в процессе работы мотора – повод еще раз проверить и настроить ГРМ.
Видео:Коромысла клапанов и форсунки | Переборка двигателя ЯМЗ 238ДЕ2 на тягаче МАЗ 🚚 Часть 4Скачать
Резюме
Перекрыв подачу топлива, демонтировав клапанную крышку и проверив затяжку осей коромысел ГРМ, приступают к регулировке выпускного и впускного клапанов ЯМЗ 238 согласно установленного диапазона (0,25-0,3 мм):
- вращая коленвал за шкив или маховик, выставить клапаны исследуемого цилиндра в такт сжатия;
- проверить зазор, вставив щуп между качающимся рычагом и торцом клапана;
- ослабить гайку подналадочного винта;
- снова смонтировать щуп;
- вращением винта добиться рекомендуемой величины тепловой компенсации;
- зажать гайку;
- вновь проверить регулируемую величину щупом, при необходимости – повторить;
- произвести дальнейшую наладку в порядке 5-4-2-6-3-7-8;
- провернуть коленвал и вновь идентифицировать расстояние (допускается 0,20…0,35 мм);
- пустить двигатель и удостоверится в отсутствии стуков;
- установить крышки ГБЦ.
Видео:Регулировка клапанов ямз238Скачать
Какой зазор на клапанах двигатель ямз 238
Еще в старые добрые 60-е годы начали выпускать на Ярославском заводе 8-ми цилиндровые V-е моторы, которые известны по серии ЯМЗ 238. Конструкция этих моторов довольно простая, поэтому моторы надежные и служат долго без особых проблем. Работают на солярке, их устанавливали в такие грузовики, как МАЗ, КамАЗ, КрАЗ и Урал. Кстати, буксировка грузовика – не такой простой процесс, поэтому лучше не доводить до поломок во время движения. Сегодня речь пойдет про такой важный момент, как регулировка клапанов ЯМЗ 238.
Видео:Регулировка клапанов ЯМЗ 236 и установка угла опережения впрыскаСкачать
Для чего нужно регулировать клапанный механизма и подготовка к регулировке
Так как детали двигателя ЯМЗ 238 во время работы нагреваются, то они подвержены упругому расширению. Поэтому периодическая регулировка клапанов нужна для того, чтобы клапана максимально плотно прилегали к седлу в нагретом состоянии. Кроме этого, надо помнить, что во время работы мотора появляются и такие особенности:
- тепловой зазор, у которого увеличились размеры ухудшит работу камеры сгорания, также детали ГРМ быстрее износятся;
- если зазор будет слишком мал, то не будет плотного соединения между седлом головки блока цилиндров и клапаном, это приведет к ухудшению характеристик двигателя, также увеличится риск прогара клапанов.
Для начала надо выключить подачу горючего, отключить ТНВД можно, повернув скобу кулисы вниз, она установлена в корпусе регулятора частоты вращения.
Подготовка к регулировке клапанов:
- дать мотору остыть до 30 градусов;
- снять клапанную крышку;
- проверить насколько хорошо затянуты оси коромысел ГРМ, изначально это усилие находится в пределах 120-150 Нм.
Видео:Стук под крышкой клапанов, на двигателе ЯМЗ. И на что ещё нужно обратить внимание..Скачать
Схема двигателя «ЯМЗ-238»
1-пробка; 2-блок цилиндров; 3-гильза цилиндра; 4-шатун; 5-маслянный поддон; 6-насос масляный; 7-крышка переднего подшипника; 8-шестерня привода масляного насоса; 9-шестерня промежуточная масляного насоса; 10-шестерня коленчатого вала; 11-коленчатый вал; 12-шкив коленчатого вала; 13-болт; 14-ведущая шестерня привода топливного насоса; 15-шестерня распределительного вала; 16-вал распределительный; 17-корпус привода вентилятора; 18-вентилятор; 19-шестерня привода вентилятора; 20-ведомая шестерня привода топливного насоса; 21-вал привода топливного насоса; 22-муфта соединительная; 23-муфта опережения впрыскивания топлива; 24-топливный насос; 25-впускной коллектор; 26-крышка цилиндров; 27-выпускной коллектор; 28-маховик; 29-трубка вентиляции картера; 30-шкив компрессора; 31-шкив генератора; 32-ремень привода генератора; 33-ремень привода насоса гидроусилителя руля; 34-шкив насоса гидроусилителя руля; 35-ремень привода водяного насоса; 36,42-шкив натяжного приспособления; 37 картер маховика; 38-указатель; 39-шкив водяного насоса; 40-шкив вентилятора; 41-ремень привода компрессора;
Читайте также: Клапан рециркуляции отработанных газов газель 406 артикул
Видео:Ямз-238 Регулировка клапанов По 1 или по 2 цилиндра?Скачать
Надо проверить действительные величины «тепловых компенсаторов»
Как утверждает производитель этого мотора – регулировка клапанов нужна в том случае, если величины тепловых компенсаторов вышли за пределы 0,25-0,30 мм. Чтобы точно замерить зазоры 2-х клапанов каждого цилиндра, надо дождаться, когда настанет такт сжатия, а далее надо:
- сфокусироваться на первом цилиндре;
- по часовой стрелке (если смотреть на радиатор со стороны передней части авто) провернуть коленвал;
- также по часовой стрелке с той же стороны, до того момента, пока не закрылся впускной клапан (пока не завершился такт всасывания), то есть торец, который контактирует с носком коромысла, должен подняться в самую верхнюю точку;
- продолжать крутить коленвал еще на 1/3 оборота или 120 градусов в том же направлении.
Определить номер цилиндра можно так:
- смотреть на вентилятор со стороны передка авто;
- самый ближний цилиндр слева – это первый;
- ближний цилиндр справа – пятый;
- самый левый – 4-й цилиндр, а самый правый – 8-й.
Также будет интересно: Замена ремня ГРМ: жизненноважный процесс во время обслуживания авто
Прокручивать коленвал можно так:
- спереди прокручивать коленвал накидным ключом за крепление шкива;
- сзади за маховик крутить специальным воротком.
Размер зазора можно определить по толщине щупа, который помещается между торцом клапана и приливом коромысла. Клапана не получится откорректировать, если щуп с толщиной 0,25 свободно входит, а уже щуп с толщиной 0,30 входит с натягом. Примерно все тоже самое надо делать и во время тюнинга Москвича, если в нем требуется регулировка клапанов.
Перед регулировкой клапанов на моторе ЯМЗ 238 надо прижать передающие рычаги коромысла:
- цилиндры 1-4, которые с правой стороны, их выпускные элементы прижать к торцу оси, а впускные детали – к упорной шайбе;
- с цилиндрами 5-8, которые находятся на левой части головки блока – надо наоборот прижимать.
Видео:Клапана головки и гильзы цилиндров | Переборка двигателя ЯМЗ 238ДЕ2 на тягаче МАЗ 🚚 Часть 1Скачать
Причины настройки люфта клапанов коленчатого механизма
Все элементы силового агрегата ЯМЗ 238 подвергаются нагреванию, а значит, и расширению. Процедура регулирования выполняется именно в этот момент для обеспечения плотного прилегания клапана к седлу.
Во время проведения работ следует учесть два главных момента:
- большой зазор клапанов на ЯМЗ становится причиной неисправной работы камер сгорания, за счет этого активнее изнашиваются основные элементы ГРМ;
- слишком маленький проем не может обеспечить полную герметичность соединений, это становится причиной ухудшения параметров силового агрегата и возникновения прогара.
Измерение зазоров тепловых компенсаторов
Как говорилось ранее, зазоры на ЯМЗ варьируются в рамках 0.25 – 0.30 мм. Если эти значения расходятся с нормой, то потребуется провести настройку.
Однако изначально определяется величина зазора. А максимально точное определение данного размера проводится исключительно в момент сжатия:
- заострить внимание на цилиндре №1 и слева направо крутить коленвал до полного закрытия впускного клапана;
- затем повернуть коленвал еще на 1/3 оборота.
Справка! Определить номер цилиндра можно так:
- смотрите на вентилятор двигателя;
- ближний с левой стороны – первый, а с правой – пятый;
- последующая нумерация идет последовательно: крайний слева – четвертый, а справа – восьмой.
Вращать коленчатый вал можно несколькими способами. Простой – спереди. Используя накидной ключ вращать за фиксатор шкива.
Если проводить манипуляции сзади, то применяя вороток, выполнять действие за маховик.
Видео:Регулировка клапанов 2способСкачать
Регулировка клапанов ЯМЗ 238
Если величина зазора получилась некорректная, то надо сделать такие действия:
- на регулировочном винте ослабить гайку, она находится на другом конце коромысла;
- далее надо между торцом «запорного элемента» в камере сгорания и рычагом вставить щуп с необходимой толщиной;
- затем надо крутить винт при помощи отвертки до того момента, когда появится необходимая величина теплового компенсатора;
- чтобы винт дальше не крутился, надо гайку зажать;
- еще раз проверить величину зазора и если она не подходит, то надо будет снова проделать действия выше.
Далее настраивать клапанный механизм надо в порядке 5-4-2-6-3-7-8, в положении, когда закрыт впускной канал цилиндра + 120 градусов по часовой стрелке. В конце надо заново проверить зазоры на каждом клапане. Здесь уже допускается колебание в пределах 0,20-0,35 мм., благодаря неточностям деталей ГРМ.
- запустить мотор и послушать нет ли стуков;
- посмотреть в каком состоянии прокладки и при необходимости поменять их;
- установить на свое место крышки ГБЦ.
Если слышны характерные звонкие стуки в время работы двигателя – это значит, что придется все еще раз перепроверить, каждый клапан и другие узлы ГРМ.
Видео:Установка момента впрыска ямз-238Скачать
Руководство по регулированию поршней на ЯМЗ 238
Прежде чем проводить регулировку, следует подготовить двигатель. Для этого необходимо остудить мотор до 30 °C, и прекратить подачу горючего.
Кроме того, следует зажать передающие рычаги коромысла:
- выпускные элементы цилиндров с первого по четвертый справа зафиксировать к торцу оси, а впускные – к упорной шайбе;
- остальные прижимаются наоборот.
Дальнейшая самостоятельная работа заключается в следующем:
- Отсоединить фиксаторы, и извлечь клапанные крышки ЯМЗ 238.
- Оценить степень затяжки болтов, норма – 120 – 150 Нм.
- Вращая коленвал слева направо нужно поймать момент полного поднимания впускного поршня цилиндра.
- Используя стержень, оценить люфт между торцом клапана и носком коромысла у впускного и выпускного поршня первого цилиндра.
- Для настройки люфтов открутить гайку регулировочного винта, вмонтировать стержень и, поворачивая шуруп отверткой, подобрать люфт в рамках 0.25 – 0.30 мм.
- Затянуть гайку и оценить размеры люфта. Если все выполнено грамотно, то стержень толщиной 0,25 мм должен спокойно входить, а с размерами в 0,30 мм – с усилием.
Справка! Для настройки люфтов системы поршней остальных цилиндров вращать коленвал следует в том же направлении до окончательного закрытия впускного поршня, а затем еще на треть оборота. Настройку проводить так же, как указано ранее, но последовательность следующая: 5-4-2-6-3-7-8.
Читайте также: Как связать клапан для сумки крючком из полиэфирного шнура
Кроме того, строго придерживаться установленных значений не нужно. Допустимый разброс возможен в рамках 0.20 – 0.35 мм.
Как только настройка люфта будет завершена, следует активировать мотор и проанализировать его работу. Стуки в системе клапанов должны отсутствовать.
Если посторонние звуки присутствуют, то необходимо остановить работу мотора, а настройку люфтов повторить. В конце стоит оценить поврежденность прокладок клапанных крышек ЯМЗ 238 и вернуть все на свои места.
Видео:Регулировка угла опережения впрыска топлива («зажигание») ЯМЗ-6582. «Зажигание»МАЗ 5440Скачать
Подытожим
Перекрываем подачу горючего, снимаем клапанную крышку, проверяем затяжку осей коромысел ГРМ. Затем регулируются впускной и выпускной клапаны мотора в таком диапазоне: 0,25 — 0,3 мм. и такой должен быть порядок регулировки клапанов ЯМЗ 238:
- надо вращать коленвал за маховик или за шкив, в такт сжатия выставить клапана каждого цилиндра;
- для проверки зазора надо вставить щуп между торцом клапана и рычагом, который качается;
- отпустить гайку подналадочного винта;
- затем поставить щуп;
- надо крутить винт, что позволит добиться необходимого показателя тепловой компенсации;
- закрутить гайку;
- снова с помощью щупа проверить величину зазоров, и если надо, то процедуру повторить;
- продолжить наладку в таком порядке: 5-4-2-6-3-7-8;
- прокрутить коленвал и заново проверить величину зазоров, может быть в пределах 0,20 – 0,35 мм.;
- включить мотор и послушать, нет ли стуков;
- поставить на место крышку ГБЦ.
Также будет интересно: Плюсы и минусы приобретения авто в лизинг
А далее видео про регулировку клапанов ЯМЗ 238:
Видео:зажигание ямз238д, 16 градусовСкачать
Резюме
Перекрыв подачу топлива, демонтировав клапанную крышку и проверив затяжку осей коромысел ГРМ, приступают к регулировке выпускного и впускного клапанов ЯМЗ 238 согласно установленного диапазона (0,25-0,3 мм):
- вращая коленвал за шкив или маховик, выставить клапаны исследуемого цилиндра в такт сжатия;
- проверить зазор, вставив щуп между качающимся рычагом и торцом клапана;
- ослабить гайку подналадочного винта;
- снова смонтировать щуп;
- вращением винта добиться рекомендуемой величины тепловой компенсации;
- зажать гайку;
- вновь проверить регулируемую величину щупом, при необходимости – повторить;
- произвести дальнейшую наладку в порядке 5-4-2-6-3-7-8;
- провернуть коленвал и вновь идентифицировать расстояние (допускается 0,20…0,35 мм);
- пустить двигатель и удостоверится в отсутствии стуков;
- установить крышки ГБЦ.
Проверить и подрегулировать тепловые зазоры клапанного механизма перед началом и по окончании обкатки, но не ранее чем через 15 минут после остановки двигателя ЯМЗ-238 Д, ДЕ, АК, М2, Б, НД.
Перед регулировкой зазоров клапанного механизма включить подачу топлива скобой регулятора, снять крышки головок цилиндров, проверить затяжку гаек крепления осей коромысел динамометрическим ключом с Мкр 118–147 Нм (от 12 до 15 кг/см).
Технические требования к затяжке по ОСТ 37.001.031-72.
При регулировке зазоров клапанов и повторной проверке их, коромысла прижать:
— на головке правого ряда цилиндров: выпускных клапанов – к торцу оси; впускных клапанов – к стопорному кольцу.
— на головке левого ряда цилиндров: выпускных клапанов – к стопорному кольцу; впускных клапанов – к торцу оси.
Выпускные клапана правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров – наоборот.
Для регулировки зазора ослабить контргайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой, установить зазор в пределах 0,25-0,30 мм.
Придерживая винт отверткой, затянуть контргайку и проверить величину зазора. Щуп толщиной 0,25 мм должен входить свободно, а толщиной 0,3 мм – с усилием.
При прокручивании коленчатого вала после регулировки клапанов, из-за возможного биения сопрягаемых деталей газораспределительного механизма, допускается тепловой зазор в пределах 0,2-0,4 мм.
Вращая коленчатый вал по часовой стрелке (со стороны вентилятора) специальным ключом за болт крепления ступицы шкива и наблюдая за движением впускного клапана первого цилиндра, установить момент, когда он полностью поднимается (т. е. полностью закроется), после чего провернуть вал еще на 1/3 оборота.
В это время в первом цилиндре происходит такт сжатия и оба клапана этого цилиндра закрыты.
Для регулировки зазоров клапанного механизма следующего цилиндра провернуть коленчатый вал в направления вращения до момента полного закрытия клапанов регулируемого цилиндра и дополнительно провернуть еще на 1/3 оборота.
Регулировку зазоров в каждом цилиндре произведите, как указано выше.
Регулировка топливной аппаратуры на двигателе ЯМЗ-238 Д, ДЕ, АК, М2, Б, НД:
— Проверить и при необходимости отрегулировать угол опережения впрыска топлива.
— Прогреть двигатель до нормального теплового режима.
Рис.14 – Схема регулятора частоты вращения
1 — винт регулировки мощности; 2 — корпус буферной пружины; 3 — гайка колпачковая 4 — болт ограничения максимальной частоты вращения 5 — болт ограничения минимальной частоты вращения
После регулировки мощности колпачковую гайку навернуть на винт регулировки мощности до упора.
В контрольной карте на двигатель ЯМЗ-238ДЕ2, 238Б, 238ДЕ должна фиксироваться фактическая величина атмосферных условий, температуры и плотности топлива.
Часовой расход топлива определять весовым способом двухкратным замером времени расхода 500 грамм дизельного топлива, при этом результаты определяются как среднее арифметическое значение двух измерений, которые не должны отличаться одно от другого более чем на 2%.
Для поддержания постоянной температуры топлива в момент замера расхода, уровень в бачке не должен снижаться ниже 2/3 высоты бачка.
Вокруг погруженных в мерный бачок сливных трубопроводов допускается незначительное выделение мелких пузырьков.
Отрегулировать минимальную частоту вращения холостого хода. Регулировку производить болтом, на упоре, в котором должен находиться рычаг управления регулятором.
При ввертывании болта частота вращения увеличивается, при вывертывании – уменьшается.
Двигатель ЯМЗ-238ДЕ2, 238НД5, 238АК должен устойчиво работать на режиме холостого хода с колебаниями не более ±15 мин-1.
Проверить максимальную частоту вращения холостого хода, которая должна быть не более 2175 мин-1.
Проверку производить при упоре рычага управления регулятором в болт.
Ограничение мощности двигателей не производить.
После регулировки и предъявительских испытаний опломбировать колпачковую гайку на винте регулировки мощности.
📺 Видео
Головка блока цилиндров | Переборка двигателя ЯМЗ 238ДЕ2 на тягаче МАЗ 🚛 Часть 3Скачать