Попытки разработать грузовик высокой проходимости для народного хозяйства, в СССР предпринимались еще с начала 1960-х. Во многих районах страны, уборочные и посевные работы проводились в очень сложных дорожных условиях, где эффективность стандартных грузовиков была крайне мала. Другими словами, агропрому требовался грузовик повышенный проходимости. Так началась история опытного ЗИЛ-132 РС.
- Предпосылки создания
- ЗИЛ-132 РС, армейский грузовик для народного хозяйства
- Испытания и перспективы
- ЗИЛ 132 – там, где заканчивается дорога
- Технические характеристики ЗИЛ 132
- Особенности ЗИЛ 132
- Испытаний не прошли: советские экспериментальные вездеходы ЗИЛ, КрАЗ и НАМИ
- Ставка на трехосники
- Семейство ЗИЛ-132 (1960–1976 гг.)
- Турбина вместо дизеля
- Спасительные пневматики
- НАМИ С-3/С-3МУ (1962–1974 гг.)
- ЗИЛ-132С (1964 г.)
- НАМИ ЭТ-8 (1961–1963 гг.)
- Читайте также:
- 💥 Видео
Видео:ГДЕ ПРЕДЕЛ? ЗИЛ 6х6 на АРОЧНЫХ колёсах, ГАЗ 66, ЗИЛ 131+ Краз, Додж Bigfoot, УАЗ. Легенды СССРСкачать
Предпосылки создания
Наглядно необходимость в полноприводных транспортных машинах, показала уборочная кампания в Винницкой области, прошедшая осенью 1974 года. В результате сильных дождей, вывоз сахарной свеклы с полей был сильно затруднен. К примеру, серийные грузовики ЗИЛ-130, ГАЗ-53 и др. попросту не могли добраться до места загрузки без помощи тракторов. На выручку колхозникам, Московский автозавод отправил свои опытные амфибии ЗИЛ-49042. Подобным образом, завод решил не только помочь в уборке, но и оценить проходимость машин в реальных условиях.
Между тем, амфибии зарекомендовали себя очень хорошо. Машины уверенно преодолевали осеннюю распутицу, там где грузовики и сельхозтехника уже теряли подвижность. К примеру, ЗИЛ-49042 был способен передвигаться в колее глубиной до 400мм со скоростью до 18 км/ч. Более того, амфибия отлично справлялась с буксировкой груженых грузовиков и прицепов.
Оценив эффективность ЗИЛ-49042 в уборочной компании, с одобрения министерства автомобильной промышленности, специалисты ЗИЛ начинают работу над сельхоз грузовиком с колесной формулой 6х6.
Видео:ГАЗ-66 на арочных колесах VS ЗИЛ-157 на V8 7.4 литра!Скачать
ЗИЛ-132 РС, армейский грузовик для народного хозяйства
В 1975 году, работы над машиной начались. Для удешевления разработки, специалисты приняли решение строить грузовик на основе экспериментального армейского ЗИЛ-132Р. Однако в отличие от него, предусматривалась широкая номенклатура модификаций, от самосвала до седельного тягача.
ЗИЛ-132РС представлял собой трехосный полноприводный грузовик с равноудаленными мостами. Вкупе с управляемыми задними колесами, такая компоновка обеспечивала отличную проходимость и маневренность.
В передней части машины находилась трехместная стеклопластиковая кабина. Сразу за ней, бензиновый V8 ЗИЛ-375 мощностью 180 л.с. Он был сблокирован с 5-ступенчатой МКПП и 2-ступенчатой раздаточной коробкой. Трансмиссия собрана по традиционной для таких машин бортовой схеме с межбортовым блокируемым дифференциалом.
Видео:Чем ЗИЛ-130 отличался от ЗИЛ-136?Скачать
Испытания и перспективы
ЗИЛ-132РС проходил испытания с ноября 1975 года. На первом этапе грузовик с прицепом работал в карьере, где перевозил песок. Без каких либо проблем, автопоезд массой 12 тонн поднялся по крутому подъему карьера и разгрузился.
Также ЗИЛ перевозил различные грузы по асфальтовым дорогам. В ходе общего пробега длиной более 5 тыс. км, выяснилось, что средний расход топлива составлял 78 л/100 км, а с прицепом 101 л/100 км. К примеру, Урал-375Д в аналогичной ситуации показывал 79 и 108 л на 100 километров.
Как и упоминалось выше, на экспериментальный ЗИЛ имелась возможность установить различные кузова и сельхоз оборудование. Кроме того, готовилась версия ЗИЛ-132РМ с дизельным мотором, мощностью 185 л.с. Но планам было не суждено осуществится.
Примерно в то же время в НАМИ готовился свой полноприводный сельскохозяйственный грузовик под индексом 0215 (будущий КАЗ-4540). Кроме того, у Московского завода не имелось свободных мощностей для производства ЗИЛ-132. В конечном итоге, в 1978 году проект был закрыт.
Видео:Нашли самый странный вездеход СССР: забытый ЗИЛ 3906 Аэролл с гусеницами из колес #ДорогоБогатоСкачать
ЗИЛ 132 – там, где заканчивается дорога
Еще 50-60 лет назад в СССР не было техники, способной быстро перевозить грузы по бездорожью на большие расстояния. Поэтому советские инженеры взялись за создание грузовика, который смог бы работать там, где нет дорог, а есть только направления.
Мало было сделать машину проходимой. Нужно еще было позаботиться о том, чтобы буксующие колёса тяжелой техники не разрушали плодородный слой почвы. Поэтому требовалось придумать, как распределить нагрузку, чтобы машина не проваливалась в грунт. Конструкторы ЗИЛа решили так – если разделить вес между тремя равноудаленными осями и обуть широкие покрышки, то тяжелый автомобиль не будет вредить полям.
Видео:Опытный автомобиль ЗиЛ 132-Р Часть 1Скачать
Технические характеристики ЗИЛ 132
• Мощность – 180 л.с.
• Скорость – 67км.ч.
• Расх. Топлави – 55/100
• Грузоподъемность – 4,5 т.
• Максимальная скорость – 70 км/ч.
• Снаряженная масса – 6480 кг.
• Глубина брода – 1,5 м.
• Глубина преодолеваемого снежного покрова – 1 м.
• Глубина преодолеваемых траншей – 2,0 м.
Видео:Самый дорогой ЗИЛ: монстр 6x6 из России! #ДорогоБогато №96 Менеджер Антон, забирай!Скачать
Особенности ЗИЛ 132
Руководить работой по созданию прототипа назначили конструктора Ю. И. Соболева, под руководством которого выходит первый образец 23 февраля 1960 года. Для автомобиля разработали собственную раму, которую укрепили поперечными балками из 4-х миллиметровой стали. Днище сделали гладким, колеса зафиксировали непосредственно на раме, а кабину поставили от 131-го ЗИЛа.
Читайте также: Давление в шинах рено меган 3 хэтчбек акпп
Главная особенность нового грузовика – три равноудаленные оси, которые расположены на расстоянии 2,6 м друг от друга. Поворотными сделали передние и задние колеса, для чего их оборудовали гидроусилителями. Так как подвеска отсутствовала, нужно было обеспечить мягкость хода – этого добились с помощью объемных покрышек, в которых поддерживали давление от 1 до 2,5 кг/см2.
Бензиновый мотор V8 позаимствовали у 375-го ЗИЛа. Трансмиссия состояла из 5-ступенчатой КП с ручным переключением, двухступенчатой раздатки от ЗИЛа-157 и дифференциала с удаленным управлением. Внушительный запас хода гарантировала пара объемных баков по 170 л.
В таком виде автомобиль просуществовал до 62-го года., а в 1961 году на грузовик поставили коробку-автомат от ЗИЛ-135Е. Тогда же добавили новый мультипликатор и оборудовали фургоном для перевозки оборудования. К сожалению, серийное производство так и не наладили. Единственный прототип сгорел на пожаре, который произошел в сентябре 1962 года.
Видео:ЭТОТ ЗиЛ НАГНУЛ бы ГАЗ 66 И ЗИЛ 131 «Калам 1» – армейский грузовикСкачать
Испытаний не прошли: советские экспериментальные вездеходы ЗИЛ, КрАЗ и НАМИ
Фото из архива СКБ ЗИЛ Мы продолжаем серию публикаций о редких единичных и мелкосерийных советских вездеходах послевоенного периода. Напомним, в прошлых частях мы уже рассказали о машинах Горьковского автозавода, затем об Уралах и, наконец, об украинских экспериментальных КрАЗах. В этой публикации мы главным образом затронем проекты Завода имени Лихачева, однако им не ограничимся и изучим самые причудливые технические решения, не нашедшие серийного применения.
Если гражданскую советскую автомобильную промышленность можно считать достаточно консервативной, то в деле строительства армейских вездеходов СССР был, можно сказать, на острие прогресса. В разные годы конструкторы испытывали не имевшие мировых аналогов машины с тремя и четырьмя ведущими мостами, пневмокатками и пневматическими гусеницами, автоматическими коробками передач, газовыми турбинами и авиационными турбореактивными моторами. Мы расскажем о самых ярких опытных разработках, так и оставшихся смелыми идеями.
В условиях «железного занавеса» заводские СКБ часто работали вслепую, используя научно-популярные журналы да блеклые фотографии заграничных новинок. Когда же с этих разработок был снят гриф секретности, стала вырисовываться реальная картина изнурительно трудного и подчас самодеятельного интуитивно-научного поиска технических решений, неумелого копирования и опрометчивой реализации ошибочных идей. Главным продуктом той сумасшедшей деятельности, на которую уходили десятилетия отчаянного труда и тратились гигантские народные деньги, были машины-неудачники, оставшиеся забавными игрушками своих создателей и бесполезным балластом с точки зрения обороны страны.
Ставка на трехосники
Заднемоторный автомобиль на шасси прототипа ЗИС-157. 1956 год
Легкий экспериментальный вездеход ЗИС-Э134 Макет № 3. 1956 год
Испытания заднемоторной тележки на полигоне НИИАП в Бронницах
Опытный грузовик ЗИЛ-157Р с равнорасположенными мостами. 1957 год
Бортовой 2,5-тонный автомобиль ЗИЛ-157Р на шести арочных шинах
Экспериментальный плавающий вездеход ЗИЛ-136. 1957 год (из архива 21 НИИЦ)
Машина ЗИЛ-136 с несущим безрамным корпусом и арочными шинами
Оригинальный БТР-Э152В с 14-местным бронекорпусом (из архива 21 НИИЦ)
Семейство ЗИЛ-132 (1960–1976 гг.)
Трехосный 2,5-тонный грузовик ЗИЛ-132 с кабиной от ЗИЛ-131. 1960 год
Вариант трехосного автомобиля-вездехода ЗИЛ-132 на арочных шинах
ЗИЛ-132 с автоматической коробкой и 24-дюймовыми шинами. 1961 год
Опытный четырехтонный плавающий автомобиль ЗИЛ-132П. 1969 год
Вид сзади на водоизмещающий корпус и алюминиевый кузов
Непривычный вид амфибии ЗИЛ-132П со снятым тентом (из архива автора)
Испытания 180-сильного автомобиля-амфибии ЗИЛ-132П на Москве-реке
Первое применение вспомогательного газотурбинного силового агрегата
Прототип пятитонного бескапотного грузовика-тягача ЗИЛ-132Р. 1974 год
Разворот автомобиля ЗИЛ-132Р с крайними управляемыми колесами
Испытания бортового грузовика ЗИЛ-132Р на пересеченной местности
Опытный многоцелевой трехосный седельный тягач ЗИЛ-132РВ. 1976 год
Пятиосный автопоезд с габаритно-весовым макетом транспортной машины
Турбина вместо дизеля
Фотографии из архива В. Левского
Одну из страниц истории советской военной автотехники писали уникальные сверхмощные грузовики с газотурбинными двигателями (ГТД), относившиеся к модной и перспективной тогда тенденции. Впервые такую машину в 1968 году собрал Брянский автозавод. Это было четырехосное спецшасси Э135Г под ракетные системы с газовой турбиной мощностью 395 л. с. Затем под руководством Владимира Владимировича Таболина проектированием такой техники занималось СКБ-2 Кременчугского автозавода с использованием шасси армейского грузовика КрАЗ-260. Первым в 1974-м появился опытный образец КрАЗ-Э260Е с двухступенчатым 350-сильным ГТД ГАЗ-99Д, обладавшим меньшей токсичностью, повышенной экономичностью и вдвое меньшей массой, чем обычный дизель ЯМЗ-238. Вместе с тем, в рабочем режиме силовой агрегат раскручивался до 33 тыс. оборотов в минуту. Для их снижения в трансмиссию пришлось установить особые сцепление, коробку передач и тяжелый редуктор, снижавшие оборотность до 2 000–2 500 об/мин. Внешне этот автомобиль выделялся широким радиатором и удлиненным прямоугольным капотом. Как показали испытания, слабым звеном автомобиля оказалась именно сложная трансмиссионная цепочка, которая не выдерживала нагрузок.
Читайте также: Что обозначает в шинах suv
Под широким капотом грузовика КрАЗ-Э260Е помещалась газовая турбина
Двухступенчатая газотурбинная установка ГАЗ-99Д мощностью 350 л. с.
Испытания опытного газотурбинного грузовика КрАЗ-Э260Е. 1974 год
Второй вариант КрАЗ-2Э260 с 360-сильной газовой турбиной. 1976 год
Спасительные пневматики
НАМИ С-3/С-3МУ (1962–1974 гг.)
Фотографии из архивов НАМИ и А. Карасева
В начале 1960-х годов институт увлекся оптимистичной темой пневмогусеничных движителей или пневматических гусениц, за разработками которых постоянно наблюдали военные представители. В 1962-м на первом полугусеничном прототипе С-3 вместо задних колес джипа Москвич-415 были смонтированы так называемые однополостные движители с двумя резиновыми пневматическими камерными лентами, двумя балансирными тележками и тремя двойными катками с ведущими звездочками.
Вездеход С-3 на шасси Москвич-415 с пневматическими гусеницами
Полугусеничная машина С-3 форсирует водную преграду. 1962 год
Вездеход НАМИ С-3МУ с пневматическими гусеницами от модели С-3М
Вариант С-3МУ на базе ГАЗ-69М с траковыми пневмогусеницами. 1968 год
Революционный движитель с многочисленными пневматическими траками
Вездеход С-3МУ с двумя бесшарнирными пневмотраковыми гусеницами
Легкий тягач НАМИ-044Э на четырех пневмокатках. 1959 год (из архива автора)
ЗИЛ-132С (1964 г.)
Фотографии из архива СКБ ЗИЛ
Эпопея с высокоэластичными движителями не обошла стороной и СКБ ЗИЛа. Зимой 1964-го оно представило компактный вездеход-тягач ЗИЛ-132С на четырех пневматических катках. Он базировался на укороченном шасси ЗИЛ-157К и снабжался кабиной от грузовика ЗИЛ-164, короткой бортовой платформой и карданно-шестеренчатым приводом обоих мостов.
Макетный вездеход ЗИЛ-132С на четырех пневматических катках. 1964 год
Машина ЗИЛ-132С на укороченном шасси ЗИЛ-157К с кабиной ЗИЛ-164
Трудный путь неказистой и неустойчивой машины по бездорожью
НАМИ ЭТ-8 (1961–1963 гг.)
Фотографии из архива НАМИ
В начале 1960-х годов экспериментальный транспортер ЭТ-8 двойного назначения с полезной нагрузкой 8,6 т на пневматических катках считался олицетворением высокого полета отечественной научно-технической мысли и образцом для подражания при создании машин высокой проходимости. Не будем осуждать конструкторов того времени: слишком много советских автомобилей имели зарубежные корни, как и этот восьмиколесный великан, списанный с прародителя образца 1956 года американской компании Four Wheel Drive (FWD). Официально макетный образец ЭТ-8 был разработан в НАМИ под руководством конструктора Николая Коротоношко, построен на опытном заводе института и, в отличие от заокеанской копии, снабжался 180-сильным двигателем ЗИЛ-375. На каждой из двух ведущих тележек с встроенными тормозами крепили четыре резинокордные оболочки-катки диаметром и шириной по 1,2 м с пониженным внутренним давлением, что позволило обойтись без подвески. Для их привода служила сложная и тяжелая система шестеренчатых приводов, именовавшихся гитарами. Управление машиной обеспечивали гидроцилиндры, отклонявшие переднюю тележку в нужную сторону.
Опытный бортовой восьмикатковый транспортер НАМИ ЭТ-8. 1961 год
Испытания транспортера ЭТ-8 – первое публичное появление машины в журнале «За рулем»
Модернизированный вездеход НАМИ-094 для народного хозяйства. 1963 год
Читайте также:
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Исправьте ошибку в заголовке Завода имели Лихачева, за что ж они так его бедного! )
Очевидные ЗИЛовские корни автора статьи не позволяют ему показать весь ряд достижений отечественных конструкторов полноприводной техники, и, соответственно, дать верную оценку этим достижениям. Николай Иванович Коротоношко, создавший ещё до войны первый полноприводный (4Х4) бронеавтомобиль в мире, начале 50-х создал первый в мире полноприводный трактор — НАМИ-044. Трактор не пошёл в серийное производство из-за гражданской позиции его автора: испытания показали, что применение колёсного движителеля, при любых шинах, включая арочные и широкопрофильные, приводит к эррозии почвы. Именно поэтому Н. И. в дальнейшем боролся против производства и применения пресловутых тракторов «Кировец» (просто другие колёсные трактора менее вредны). На основе собственной открытия, Н. И. Коротоношко создал неревзойдённый никем вездеход «Урал» 6Х6 — внимание — на УЗКОПРОФИЛЬНЫХ шинах, — которые впоследствие оказались самыми универсальными. Колёсная формула 1+2 позволила машине проходить бездорожье гораздо лучше грачёвских (ЗИЛовских) машин с формулой 1-1-1. Несмотря на то, что отечественная промышленность не давала тогда хорошего дизельного двигателя мощностью от 180 л.с., проходимость Урала была настолько хороша, что лебёдка была размещена сзади — для вытаскивания армейских орудий. Сравнительные испытания в тундре, проведённые в 1974 г. в Лабытнанги привели к тому, что специальному снегоболотоходу на гусеничном ходу было отказано в постановке на производство — «Урал», пусть и хуже своего «соперника», но проходил все болота, все специально выбранные для испытаний места. Впоследствие Н. И. Коротоношко создал на базе «Урала» и ГАЗ-66 автомобиль для сельской местности — НАМИ-072. Н. И. Коротоношко всё жизнь резко критиковал Грачёва, и всегда оказывался прав. За это ЗИЛ вставлял ему палки в колёса, отказывая в разработках нужных стране двигателей. Чтобы доказать необходимость расширения ряда двигателей, Коротоношко применял в своих опытных разработках наиболее подходящие двигатели западного производства — по 2-3 двигателя. Его противники стояли насмерть, чтобы только не производить новые модели двигателей.
Читайте также: Шины низкого давления росава 1250х600
Очевидные ЗИЛовские корни автора статьи не позволяют ему показать весь ряд достижений отечественных конструкторов полноприводной техники, и, соответственно, дать верную оценку этим достижениям. Николай Иванович Коротоношко, создавший ещё до войны первый полноприводный (4Х4) бронеавтомобиль в мире, начале 50-х создал первый в мире полноприводный трактор — НАМИ-044. Трактор не пошёл в серийное производство из-за гражданской позиции его автора: испытания показали, что применение колёсного движителеля, при любых шинах, включая арочные и широкопрофильные, приводит к эррозии почвы. Именно поэтому Н. И. в дальнейшем боролся против производства и применения пресловутых тракторов «Кировец» (просто другие колёсные трактора менее вредны). На основе собственной открытия, Н. И. Коротоношко создал неревзойдённый никем вездеход «Урал» 6Х6 — внимание — на УЗКОПРОФИЛЬНЫХ шинах, — которые впоследствие оказались самыми универсальными. Колёсная формула 1+2 позволила машине проходить бездорожье гораздо лучше грачёвских (ЗИЛовских) машин с формулой 1-1-1. Несмотря на то, что отечественная промышленность не давала тогда хорошего дизельного двигателя мощностью от 180 л.с., проходимость Урала была настолько хороша, что лебёдка была размещена сзади — для вытаскивания армейских орудий. Сравнительные испытания в тундре, проведённые в 1974 г. в Лабытнанги привели к тому, что специальному снегоболотоходу на гусеничном ходу было отказано в постановке на производство — «Урал», пусть и хуже своего «соперника», но проходил все болота, все специально выбранные для испытаний места. Впоследствие Н. И. Коротоношко создал на базе «Урала» и ГАЗ-66 автомобиль для сельской местности — НАМИ-072. Н. И. Коротоношко всё жизнь резко критиковал Грачёва, и всегда оказывался прав. За это ЗИЛ вставлял ему палки в колёса, отказывая в разработках нужных стране двигателей. Чтобы доказать необходимость расширения ряда двигателей, Коротоношко применял в своих опытных разработках наиболее подходящие двигатели западного производства — по 2-3 двигателя. Его противники стояли насмерть, чтобы только не производить новые модели двигателей.
Спасибо за статью ! Хорош и комментарий . О Грачеве знают все , кто считают себя автомобилистами профессионалами . К своему стыду о Коротоношко узнал только сейчас . Возможно раньше он был засекречен . Во время службы в Советской армии В 1972 — 1974 годах мы молодые водители , конечно под руководством офицеров , занимались повышением боевой готовности техники . которая заключалась в переводе почти новых УРАЛ 375 с бензина А-76 на бензин АИ 93 . Слить топливо , залить другое . поменять свечи на другую марку , выставить более раннее зажигание . Даже мы тогда понимали , что УРАЛу нужен дизель а не прожорливый двигатель ЗИЛ 375 . О противостоянии школ Грачева и Коротоношо . В науке это благо , это конкуренция , в споре рождается истина . Если применяются честные методы борьбы . В авиации Яковлев ЯК , пользуясь близостью к телу всячески охаивал , чернил , вставлял пали в колеса разработкам Туполева ТУ и Ильюшина ИЛ . Время расставило все по своим местам . 60 — 80 годы показали , что самолеты ТУ и ИЛ на порядок лучше самолетов ЯК .
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
💥 Видео
ЗИЛ-4972: Вездеход, в котором необычно всё #ЧУДОТЕХНИКИ №91Скачать
Не для легких дорог... Фильм 1, 1963Скачать
Он был лучше ЗИЛ-131, но... Забытый ЗИЛ "Калам-1" - последний ЗИЛ для армииСкачать
7 ЗАСЕКРЕЧЕННЫХ ВЕЗДЕХОДОВ ЗИЛ.Скачать
Новая схема трехосного автомобиляСкачать
Арочные шиныСкачать
Нашли ЗИЛ 167: забытый, секретный монстр СССР! Один в мире, Академег такой не построит #ДорогоБогатоСкачать
СУПЕРВЕЗДЕХОД ЗИЛ- 132 РСкачать
Рекламный фильм: Арочные шины в СССРСкачать
ЗИЛ 131✅на АРОЧНОЙ резине 🔥 бездорожье!Скачать
ГРУЗОВИК🚛🔥ЗиЛ-132Р🔥🚚Скачать
резина (шины) на ЗИЛ 131Скачать
ЗИЛ 131 на ЛЮТОМ бездорожье! ... RC OFFroad 6x6Скачать