На автомобиле ЗИЛ-5301 установлен силовой агрегат, состоящий из четырехтактного дизеля с линейным расположением цилиндров и пятиступенчатой коробки передач.
Механизмы двигателя ММЗ Д-245.12
С правой стороны двигателя крепятся: фильтр центробежной очистки масла, генератор, указатель уровня масла в поддоне, насос рулевого усилителя, маслоналивная горловина; с левой — топливный насос высокого давления (ТНВД), компрессор, стартер, фильтр тонкой очистки топлива.
Проверка крепления головки блока цилиндров. В сроки, указанные в карте технического обслуживания автомобиля надо проверить затяжку головки цилиндров. Для этого надо демонтировать с помощью специального ключа колпак и крышку головки цилиндров, снять ось коромысел с коромыслами и стойками. Затем динамометрическим ключом надо проверить затяжку всех болтов крепления головки цилиндров в последовательности,
показанной на рис. 14. Болты крепления головок к блоку цилиндров надо затягивать на прогретом двигателе моментом 190. 210 Н.м. После проверки затяжки болтов надо установить на место ось коромысел и отрегулировать зазор между клапанами и коромыслами.
Газораспределительный механизм. Регулировать зазоры между коромыслами и клапанами следует на холодном двигателе или не ранее чем через 30 мин после его останова, при этом подача топлива должна быть выключена.
Рис. 14. Схема затяжки болтов головки цилиндров
Регулировать зазоры следует после проверки затяжки болтов крепления головки цилиндров и крепления стоек
оси коромысел. Зазоры для впускного клапана должны быть равны 0,25. 0,30 мм, а для выпускного клапана 0,40..0,45 мм
Для регулировки зазоров надо отпустить контргайку 1 (рис. 15) винта 2 на коромысле регулируемого клапана и, поворачивая винт, установить необходимый зазор по щупу между коромыслом и торцом стержня клапана. После установки зазора необходимо завернуть контргайку.
Последовательность операций при регулировке зазоров следующая.
1. Снять крышку головки цилиндров.
2. Проверить динамометрическим ключом момент затяжки болтов крепления головок цилиндров и гаек крепления стоек коромысел.
3. Повернуть коленчатый вал до момента перекрытия клапанов в первом цилиндре (впускной клапан первого цилиндра начинает открываться, а выпускной заканчивает закрываться).
4. Отрегулировать зазоры в четвертом, шестом, седьмом и восьмом клапанах (считая от вентилятора).
5. Повернуть коленчатый вал на один оборот, установив перекрытие в четвертом цилиндре, и отрегулировать зазоры в первом, втором, третьем и пятом клапанах.
Рис. 15. Регулировка зазора в клапанах:
1 — контргайка; 2 — винт
6. Поставить на место крышку головки цилиндров.
7. Пустить двигатель, проверить его работу на слух.
Видео:Нумерация цилиндров, как определить где какой номер цилиндра?/how to determine cylinder number?Скачать
ЗИЛ-5301. Конструкция дизеля Д-245
Дизель Д-245 и его модификации представляют собой 4-х тактный поршневой четырехцилиндровый двигатель внутреннего сгорания с рядным вертикальным расположением цилиндров, непосредственным впрыском дизельного топлива и воспламенением от сжатия.
Основными сборочными единицами дизеля являются: блок цилиндров, головка цилиндров, поршни, шатуны, коленчатый вал и маховик. Для обеспечения высоких технико-экономических показателей дизеля в системе впуска применен турбонаддув с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Использование в устройстве наддува турбокомпрессора с регулируемым давлением наддува позволяет иметь на дизеле улучшенную приемистость, обеспеченную повышенными значениями крутящего момента при низких значениях частоты вращения коленчатого вала.
Видео:ЗИЛ-БЫЧОК 5301. Где находятся тавотницы? Шприцую автомобиль!Скачать
Техническая характеристика дизеля Д-245.12
Удельный расход топлива по — внешней скоростной характеристике г/квт-ч:
Часовой расход топлива при минимальной
давление масла в главной масляной магистрали
Блок цилиндров является основной корпусной деталью дизеля и представляет собой жесткую чугунную отливку. В вертикальных расточках блока установлены четыре съемные гильзы, изготовленные из специального чугуна.
Гильза устанавливается в блок цилиндров по двум центрирующим поясам: верхнему и нижнему. В верхнем поясе гильза закрепляется буртом, в нижнем — уплотняется двумя резиновыми кольцами, размещенными в канавках блока цилиндров.
Между стенками блока цилиндров и гильзами циркулирует охлаждающая жидкость.
Торцовые стенки и поперечные перегородки блока цилиндров в нижней части имеют приливы, предназначенные для образования опор коленчатого вала. На эти приливы установлены крышки. Приливы вместе с крышками образуют постели для коренных подшипников. Постели под вкладыши коренных подшипников расточены с одной установки в сборе с крышками коренных подшипников, поэтому менять крышки местами нельзя.
Блок цилиндров имеет продольный масляный канал, от которого по поперечным каналам масло поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и подшипникам распределительного вала.
Конструкцией блока цилиндров дизелей предусмотрены пять подшипников распределительного вала.
В верхней части второй и четвертой опор коленчатого вала установлены форсунки, которые служат для охлаждения поршней струей масла.
На наружных поверхностях блока цилиндров имеются обработанные привалочные плоскости для крепления масляного фильтра, водяного насоса, фильтров грубой и тонкой очистки топлива, щита распределения и листа заднего.
Головка цилиндров представляет собой чугунную отливку, во внутренних полостях которой имеются впускные и выпускные каналы, закрываемые клапанами. Впускные каналы — с винтовым профилем. Для обеспечения отвода тепла головка цилиндров имеет внутренние полости, в которых циркулирует охлаждающая жидкость.
Читайте также: Для чего заглушка в блоке цилиндров ваз 2110
Головка цилиндров имеет вставные седла клапанов, изготовленные из жаропрочного и износостойкого сплава. На головке цилиндров сверху устанавливаются стойки, ось коромысел с коромыслами, крышка головки, впускной коллектор и колпак крышки, закрывающий клапанный механизм. С левой стороны (со стороны топливного насоса) в головке установлены четыре форсунки, а с правой стороны к головке крепится выпускной коллектор. Для уплотнения разъема между головкой и блоком цилиндров установлена прокладка из безасбестового полотна, армированного перфорированным стальным листом. Отверстия в прокладке для гильз цилиндров окантованы листовой сталью. При сборке дизеля на заводе цилиндровые отверстия прокладки дополнительно окантовываются фторопластовыми разрезными кольцами.
Основными деталями кривошипно-шатунного механизма являются: коленчатый вал, поршни с поршневыми кольцами и пальцами, шатуны, коренные и шатунные подшипники, маховик.
Коленчатый вал — стальной, имеет пять коренных и четыре шатунные шейки.
Осевое усилие коленчатого вала воспринимается четырьмя биметаллическими полукольцами или полукольцами из алюминиевого сплава, установленными в расточках блока цилиндров и крышки пятого коренного подшипника. Для уменьшения нагрузок на коренные подшипники от сил инерции на первой, четвертой, пятой и восьмой щеках коленчатого вала устанавливаются противовесы. Спереди и сзади коленчатый вал уплотняется манжетами. На передний конец вала устанавливаются шестерня привода газораспределения (шестерня коленчатого вала), шестерня привода масляного насоса, шкив привода водяного насоса и генератора. На задний фланец вала крепится маховик.
Поршень изготавливается из алюминиевого сплава. В днище поршня выполнена камера сгорания. Камера сгорания смещена относительно оси поршня. В верхней части поршень имеет три канавки — в первые две устанавливаются компрессионные кольца, в третью — маслосъемное кольцо. Под канавку верхнего компрессионного кольца залита вставка из специального чугуна. В бобышках поршня расточены отверстия под поршневой палец.
Поршневые кольца изготовлены из чугуна. Верхнее компрессионное кольцо выполнено из высокопрочного чугуна, в сечении имеет форму равнобокой трапеции. Второе компрессионное кольцо — конусное. На торцовой поверхности у замка компрессионные кольца имеют маркировку «Верх» («ТОР»). Маслосъемное кольцо коробчатого типа с пружинным расширителем.
Поршневой палец — полый, изготовлен из хромоникелевой стали. Осевое перемещение пальца в бобышках поршня ограничивается стопорными кольцами.
Шатун — стальной, двутаврового сечения. В верхнюю головку его запрессована втулка. Для смазки поршневого пальца в верхней головке шатуна и втулке имеются отверстия.
Расточка постели в нижней головке шатуна под вкладыши производится в сборе с крышкой. Поэтому менять крышки шатунов не допускается. Шатун и крышка имеют одинаковые номера, набитые на их поверхностях. Кроме того, шатуны имеют весовые группы по массе верхней и нижней головок. Обозначение группы по массе наносится на торцовой поверхности верхней головки шатуна. На дизеле должны быть установлены шатуны одной группы.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала – из биметаллической полосы. На дизелях используются вкладыши коренных и шатунных подшипников двух размеров в соответствии с номиналом шеек коленчатого вала. Для ремонта дизеля предусмотрены также четыре ремонтных размера вкладышей.
Маховик изготовлен из чугуна, крепится к фланцу коленчатого вала болтами. На маховик напрессован стальной зубчатый венец.
Распределительный механизм состоит из распределительного вала, впускных и выпускных клапанов, а также деталей их установки и привода: толкателей, штанг, коромысел, регулировочных винтов с гайками, тарелок с сухариками, пружин, стоек и оси коромысел.
Распределительный вал – пятиопорный, приводится в действие от коленчатого вала через шестерни распределения. Подшипниками распределительного вала служат пять втулок, запрессованных в расточки блока. Передняя втулка (со стороны вентилятора) из алюминиевого сплава имеет упорный бурт, удерживающий распределительный вал от осевого перемещения, остальные втулки из специального чугуна.
Толкатели – стальные. Рабочая поверхность тарелки толкателя наплавлена отбеленным чугуном и имеет сферическую поверхность большого радиуса(750 мм). В результате того, что кулачки распределительного вала изготовлены с небольшим наклоном, толкатели в процессе работы совершают вращательное движение.
Штанги толкателей изготовлены из стального прутка. Сферическая часть, входящая внутрь толкателя, и чашка штанги закалены.
Коромысла клапанов — стальные, качаются на оси, установленной на четырех стойках. Крайние стойки — повышенной жесткости. Ось коромысел полая, имеет восемь радиальных отверстий для подвода масла к коромыслам. Перемещение коромысел вдоль оси ограничивается распорными пружинами.
Впускные и выпускные клапаны изготовлены из жаропрочной стали. Они перемещаются в направляющих втулках, запрессованных в головку цилиндров. Каждый клапан закрывается под действием двух пружин: наружной и внутренней, которые воздействуют на клапан через тарелку и сухарики.
Уплотнительные манжеты, установленные на направляющие втулки клапанов, исключают попадание масла в цилиндры дизеля и выпускной коллектор через зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками.
Видео:Установка проводов высокого напряжения на двигатель ЗМЗ-53. Зарубин С.Ю. #ДОТиПОВКОСкачать
ЗИЛ 5301 Бычок технические характеристики
ЗИЛ 5301 – отечественный грузовой автомобиль малого класса, выпускаемый Заводом имени Лихачева. Прототип серии был представлен в 1991 году, но ее производство открылось лишь спустя 4 года. За 10 лет модель обзавелась множеством версий и прочно заняла свою нишу на российском рынке. Основными преимуществами автомобиля стали доступность и простота конструкции.
ЗИЛ 5301 получил прозвище «Бычок». Возникло оно как ответ на появление семейства «Газель» от Горьковского автозавода, которое достаточно успешно вышло на рынок несколькими годами ранее. Отдельные источники связывают название с бывшим мэром Москвы (Юрием Лужковым), поддерживающим Завод имени Лихачева.
Примечательно, что индекс ЗИЛ 5301 серия получила по ошибке. Согласно принятому на тот момент в отрасли стандарту первая цифра серии должна быть «3». Изначально на неточность не обратили внимания, а потом менять название было поздно, поскольку оно значилось в технологической документации. В итоге 3-тонное семейство получило индекс, относящий его к тяжелому грузовому классу.
Читайте также: Блок цилиндра двигателя 4d56
Видео:Притирка клапанов на ЗИЛ 5301 "Бычек".Мотор д245.Скачать
НАЗНАЧЕНИЕ
В техническом плане ЗИЛ 5301 оказался удачным и не уступал даже иностранным конкурентам. Создавалась модель для перевозок в границах области или города. Однако присутствовали специальные версии, оборудованные спальными местами, для выполнения дальних поездок.
ЗИЛ 5301 относится к сегменту малотоннажных грузовиков. В сравнении с аналогами модель смотрится достаточно компактно, что позволяет комфортно чувствовать себя в стесненных городских условиях. При этом модель с грузоподъемностью в 3 тонны уверенно справляется со своими прямыми обязанностями – перевозкой больших объемов груза.
Видео:Зил 5301. Главный тормозной с газелиСкачать
ИСТОРИЯ
В начале 1990-х годов российская экономика переживала серьезный кризис. Многие предприятия в тот период потеряли рынки сбыта и оказались на грани краха. Завод имени Лихачева столкнулся со схожими проблемами. Бензиновые грузовики среднего тоннажа, выпускаемые предприятием, популярностью у потребителей не пользовались. Предпринимателям требовались небольшие машины для перевозки в пределах города. «Прожорливые» и устаревшие автомобили не способствовали росту продаж. После сокращения государственных и военных заказов производство практически остановилось.
Горьковский автозавод сориентировался довольно быстро и представил компактный грузовик «Газель». На заводе имени Лихачева решили пойти тем же путем и в срочном порядке открыли проект по разработке принципиально нового развозного автомобиля с грузоподъемностью 3 тонны. В качестве приоритетов рассматривалась максимальная унификация с существующими тяжелыми грузовиками. Прототипом для создания продукта послужил Mercedes-Benz Vario. На серию решили устанавливать проверенные элементы с других моделей: коробку типа 130 и кабину ЗИЛ 4331.
В серию ЗИЛ 5301 был запущен в 1994 году. Главной проблемой стало отсутствие мотора, подходящего для нового продукта. Предполагалось создать несколько платформ и на их базе собирать грузовики под определенные заказы. Флагманом серии должен был стать классический «Бычок». Для скорейшего открытия производства в качестве временного решения проблемы начали использовать автомобильную версию двигателя Д-245. Агрегат в результате стал основным для серии. Первые опытные образцы представили в конце 1994 года, спустя год выпустили опытно-промышленную партию из 219 грузовиков. В 1996 году началось массовое производство ЗИЛ 5301.
В 1996-1997 годах появилась модульная платформа цельнометаллического кузова для выпуска 2-, 3- и 4-секционных фургонов с вместимостью от 10,5 до 20,5 кубометров. Компактность и низкая высота погрузки позволили разработать на базе ЗИЛ 5301 грузопассажирские модификации с 6-местной кабиной и уменьшенным грузовым отсеком. В 1998 году на рынок вышла серия небольших автобусов ЗИЛ 3250 (15- и 19-местные версии).
«Бычки» активно «пристраивали» в качестве госзаказов в различных областях, что позволяло заводу имени Лихачева справляться с трудностями. К 2000 году объемы производства семейства достигли 12300 единиц. Серия показала неплохие продажи на старте, но постепенно интерес к автомобилю стал снижаться. ЗИЛ 5301 проигрывал основному конкуренту ГАЗ 3310 «Валдай» и китайским дизельным грузовикам.
В середине 2000-х годов для открытия экспорта «Бычков» на восточноевропейский рынок было решено открыть производственную площадку в латвийской Елгаве. Машину предполагалось оснащать дизелем Cummins, современными дисковыми тормозами, трансмиссией ZF и переделанной кабиной. Экспортный вариант имел грузоподъемность 4,5 тонны. Однако реализовать проект не удалось, а продажи серии продолжили падать.
Изначально ЗИЛ 5301 оснащался дизельными двигателями ММЗ Д-245.10, ММЗ Д-245.9 и ММЗ Д-245.12С (экологический класс – Евро-0). С 2005 года моторная гамма поменялась: все версии стали комплектоваться агрегатом ММЗ Д-245.9 Е2 (Евро-2). Еще через 3 года мотор поменяли на ММЗ Д-245.9 Е3 (Евро-3).
К 2008 году объемы производства сократились до 527 единиц. Отсутствие современного дизельного мотора и плохое качество сборки негативно сказывалось на популярности модели.
В конце 2011 года производство ЗИЛ 5301 перенесли с головного завода в город Петровск (Саратовская область) на Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ. Однако линия сборки просуществовала всего 3 года, после чего выпуск модели был завершен. Устаревшая конструкция, низкое качество сборки и появление более конкурентоспособных преемников стало причиной резкого падения спроса на ЗИЛ 5301. Несмотря на завершение производства, «Бычок» и сегодня можно встретить на дорогах страны.
Видео:ЗИЛ 5301 БЫЧОК – последний выдох великого завода | Автомобили 90-х | Иван Зенкевич Про АвтомобилиСкачать
МОДИФИКАЦИИ
- ЗИЛ 5301 – базовая серийная версия на платформе Mercedes-Benz, выпущенная партией из 219 автомобилей;
- ЗИЛ 5301АО – бортовая машина с колесной базой 3650 мм (1996-2001 года выпуска);
- ЗИЛ 530104 – шасси для пожарных расчетов с 2-рядной кабиной;
- ЗИЛ 530120 – реанимобиль;
- ЗИЛ 5301А1 (ЗИЛ 5301А2/ЗИЛ 5301А3) – грузопассажирский фургон;
- ЗИЛ 5301БО – шасси для фургонов с колесной базой 3650 мм (1996-2001 года выпуска);
- ЗИЛ 5301ВЕ – бортовая версия;
- ЗИЛ 5301В2 (ЗИЛ 5301В3/ ЗИЛ 5301В4) – шасси;
- ЗИЛ 5301ВА – шасси для фургонов с базой 4250 мм и 2 спальными местами;
- ЗИЛ 5301ГО – шасси для изотермических фургонов с базой 3650 мм;
- ЗИЛ 5301ГА – шасси для специальных надстроек с колесной базой 4250 мм и 2-рядной кабиной;
- ЗИЛ 5301ДО – удлиненное шасси для фургонов с базой 4250 мм;
- ЗИЛ 5301ЕО – шасси с колесной базой 4250 мм для специальных кузовов;
- ЗИЛ 5301ЕЕ – бортовая модификация;
- ЗИЛ 5301Е2 (ЗИЛ 5301Е3/ЗИЛ 5301Е4) – шасси;
- ЗИЛ 5301ЕС – цельнометаллический фургон с базой 4505 мм;
- ЗИЛ 5301ИО – удлиненное шасси для изотермических фургонов с базой 4250 мм;
- ЗИЛ 5301 – бортовая машина с колесной базой 4250 мм и двигателем мощностью 130 л.с.;
- ЗИЛ 5301К2 (ЗИЛ 5301К4) – шасси;
- ЗИЛ 5301МЕ – бортовой автомобиль;
- ЗИЛ 5301М2 – шасси;
- ЗИЛ 5301ПО – шасси для изотермических фургонов с колесной базой 3650 мм;
- ЗИЛ 5301РО – шасси для фургонов с базой 4250 мм;
- ЗИЛ 5301НС – фургон с базой 3245 мм;
- ЗИЛ 5301Р1 – цельнометаллический фургон со 130-сильным мотором и базой 3650 мм;
- ЗИЛ 5301СС – цельнометаллический фургон со 108-сильным агрегатом и базой 3650 мм;
- ЗИЛ 5301ТО – бортовой грузовик с 2-рядной кабиной, базой для которого послужило шасси ЗИЛ 5301ДО;
- ЗИЛ 5301ЧА – автомобиль-эвакуатор;
- ЗИЛ 5301ЯО – бортовая версия с базой 4250 мм и 2 спальными зонами;
- ЗИЛ 5301ЮО – удлиненное шасси для фургонов с колесной базой 4250 мм и кабиной, оборудованной 2 спальными местами.
🎬 Видео
Как прокачать сцепление на зил бычок. Зил 5301.Скачать
Ремонт Главного Тормозного Цилиндра ЗИЛ БЫЧЕКСкачать
ЗИЛ-БЫЧОК 5301 | Электропроводка! Устранил перетёртости, обрывы!Скачать
Зил5301(бычок) снимаю ГБЦСкачать
Почему ЗИЛ 5301 Бычок оказался нeкoнкypeнтocпocoбныйСкачать
Тормоза ЗИЛ БычокСкачать
ЗИЛ-БЫЧОК 5301 l Потёк задний тормозной цилиндр.Скачать
Двс 245.9е2 от ЗИЛ 5301Скачать
Прокачка передних тормозов ЗИЛ БычокСкачать
Сдвижная эвакуаторная платформа на базе ЗИЛ 5301 «БЫЧЕК»Скачать
ЗИЛ БЫЧОК 5301I Мелкая причина! Из-за которой может кончится выжимной подшипник!Скачать
ЗИЛ 5301 Система Зарядки и ПодключениеСкачать
Зил «Бычок» 2004 г. номер рамы, кузова и кабины. Ставим на учёт в 2022Скачать
ЗИЛ бычок нюансы тормозовСкачать