Идеальные зимние шины многим представляются так: во время движения по льду шипы есть, а при выезде на асфальт шипы убираются внутрь протектора этой самой шины. В результате таких метаморфоз автомобиль приобретает дополнительную устойчивость, снижается сопротивление качению, повышается рабочий ресурс шин невзирая на вид покрытия зимней дороги.
Попытки сделать такие шины проводились, но пока безуспешно. Экспериментальную партию такой зимней «резины» выпустил всемирно известный концерн Continental. Шипы в таких шинах были сделаны из стального стержня окантованного специальным полимером на мягком резиновом основании. Такой сложный конструкторский ход обеспечивал вдавливание шипа при движении по открытому дорожному покрытию, а при выезде на лед шип выходил из шины.
К сожалению, работа таких шипов на всех видах дорог оказалась невозможной. Не удалось подобрать рецепт мягкой резины удовлетворяющей требованиям безотказной работы, а полимерный цилиндр, в котором двигался шип, быстро забивался песком и грязью, и происходило заклинивание шипа.
Эффект от рекламы ноу-хау оказал воздействие как на сам Continental, так и на многих других производителей автомобильных шин. Под бренд «плавающего» шипа попало много разработок, которые не соответствовали своему названию. Сам Continental довольно долго поддерживал миф о разработанных им шипах в оболочке из пластмассы как о «плавающих». Конструкторы Nokian рекламировали свои разработки на основе мягкой резиновой подложки, которая, по их словам, регулировала высоту выступа шипа над поверхностью шины. Между прочим, технологию ошиповки на мягком резиновом основании кроме Nokian используют многие производители зимних шин.
На данный момент времени, не известно ни о каких независимых экспертных оценках эффективности и полезности вышеприведенных технологий. Утверждать можно лишь, что технология, разработанная Nokian и Continental, позволяет шипам увеличить «плавающие» свойства при правильной ошиповке, но это никоим образом не влияет на самоподстраиваемость шин под условия дорожного покрытия.
Вывод напрашивается сам. Важнейшим критерием шипования является ошиповка «правильными» шипами по рекомендуемой изготовителем технологии. Остальное – маркетинг.
- Зачем вырывать шипы, если можно купить фрикционные шины?
- Спецтест: величина выступания шипов
- Шипованные шины
- Выступание шипов
- Как испортить шиповку?
- Шипы на шинах
- Проверка на льду
- Шипы разной величины, проверка на льду
- Теперь о версии с «поджатыми» когтями.
- Чем плохи выпущенные когти?
- Замеры шипов
- Наши рекомендации
- Таблица 1.
- Результаты замеров испытаний в процентах
- Таблица 2.
- Удельное изменение характеристик шин в процентах на каждую десятую мм отклонения выступания шипов
- Шиповки, которые тише фрикционок? Есть такие шины!
- Плюсы ContiFlexStud
- Третий контакт
Видео:В мишлен советские шипыСкачать
Зачем вырывать шипы, если можно купить фрикционные шины?
Споры о том, какие шины лучше, шипованные или фрикционные, неизбежно вспыхивают с наступлением зимнего сезона. А вот вам еще загадка: что лучше, обычная «фрикционка» или шины, лишенные шипов? А зачем вообще вырывать шипы? О, это отдельная история! С нее и начнем.
Это письмо мы получили на прошлой неделе: «Хочу задать вопрос про шипованную резину. Имеется два новых шипованных колеса, надо докупить еще два. Но наличие шипов считаю не совсем уместным при преимущественно городской эксплуатации в наших условиях. Поэтому не могу определиться, какие колеса купить, такие же шипованные либо нешипованные. Но известно, что шипы только на одной оси — это небезопасно. Отсюда вопрос: можно ли удалить шипы из шипованных шин? Как при этом поведет себя шина, которая изначально предназначена быть с шипами?»
Начнем со вступительной части вопроса — о том, какие шины докупать. Мы согласны с тем, что для преимущественно городской эксплуатации достаточно и фрикционных, но вполне готовы разделить и мнение тех, кто полагает, что даже однажды спасшие от аварии при гололеде шипы себя оправдывают. Да и в принципе шипованные шины вполне себе уместны в наших климатических условиях, даже если вы ездите преимущественно по очищенным городским улицам.
Впрочем, дело даже в другом. Если уже есть пара шипованных покрышек, к тому же новых, то логично докупать в комплект пару аналогичных шин, в идеале той же марки и модели. А вот докупать «фрикционки», а затем вырывать шипы из новых шин — это уже какой-то нонсенс! Хотите получить на выходе четыре фрикционные шины — продайте имеющуюся пару «шиповки» и купите четыре одинаковые покрышки. Да, чуть более сложная комбинация, но хотя бы логичная и правильная с технической точки зрения!
Теперь по поводу того, можно ли удалять шипы, как после этого поведут себя шины. Расшиповать покрышки, конечно, можно, технически это не представляет сложности, резина при этом не пострадает. А вот что касается поведения шины, лишившейся шипов, то, скорее всего, на скользких покрытиях она будет работать хуже, чем чисто фрикционные модели, особенно если они «скандинавского» типа.
У «липучек» более мягкий состав резины и множество мелких ламелей в рисунке протектора, что и позволяет им обеспечивать сцепление со снегом и льдом. Шипованные шины разрабатываются с учетом того, что часть работы выполняют шипы, к тому же их необходимо надежно удерживать, дабы не растерять, поэтому блоки протектора, предназначенные для установки шипов, могут быть выполнены из более жесткого состава резиновой смеси, а также имеют меньшее число ламелей. Для работы на асфальте это даже плюс, а на льду — минус, но на нем дополнительное сцепление обеспечивают шипы, и этот момент не так важен. Убираете шипы — меняете качества шины.
Читайте также: Набор для ремонта бескамерных шин код окпд 2
— Фрикционные шины будут более эффективными, чем шины, предназначенные для ошиповки, но без шипов, — согласен с нами Алексей Заякин, руководитель группы по продвижению торговой марки и внутренним коммуникациям ООО «Нокиан Тайерс». — Состав резиновой смеси шипованных и фрикционных шин очень разный, он по-разному реагирует на перепады температуры. Не стоит ожидать от неошипованных шин, конструкция которых предусматривает наличие шипов противоскольжения, такого же поведения, как от фрикционных. Поэтому лучше либо докупить шипованные шины, либо сменить весь комплект целиком.
— Измеряете ли вы среднюю скорость потери шипов на своих ошипованных моделях? Понятное дело, что в случае с простыми водителями все очень условно и относительно, но есть ли какие-то рамки?
— Таких замеров нет. Но, условно говоря, если шина будет двигаться линейно с одинаковой умеренной скоростью и без остановок, то выпадения шипов может не случиться до момента износа протектора до минимальной остаточной глубины.
— Сколько должно остаться шипов в шине, чтобы протектор еще продолжал работать как минимум удовлетворительно?
— Хорошая зимняя шина, потерявшая даже все шипы, вполне может демонстрировать удовлетворительные поведенческие характеристики, однако манера вождения должна быть значительно более сдержанной, так как шина не способна демонстрировать 100 процентов своих возможностей.
«Зимняя шипованная шина разрабатывается как комплексный продукт, в котором абсолютно все элементы имеют значение. Важно помнить о своей безопасности: при удалении шипов противоскольжения зимняя шина теряет в сцеплении на льду около 30 процентов. Компания «Мишлен» настоятельно рекомендует устанавливать шины одинакового типа на обеих осях, то есть или только шипы, или только не шипы», — сообщили нам в отделе по связям с общественностью «Мишлен в России & EUO».
Как видите, и мы, и представители шинных компаний едины во мнении, что шипованная покрышка должна оставаться с шипами, в противном случае ее качества меняются не в лучшую сторону. Так что вывод очевиден: или докупается пара шипованных шин, или берется полный комплект фрикционных.
Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY
У вас есть вопросы? У нас еcть ответы. Интересующие вас темы квалифицированно прокомментируют либо специалисты, либо наши авторы — результат вы увидите на сайте abw.by. Оставляйте вопросы на форуме или воспользуйтесь кнопкой «Написать в редакцию»
Более 4200 предложений о продаже зимних шин в нашей базе объявлений
Видео:5 ошибок о РЕМОНТНЫХ ШИПАХСкачать
Спецтест: величина выступания шипов
Видео:Зимние шины: шипы или не шипы?Скачать
Шипованные шины
Большинство шинников считает оптимальным выступание шипов над резиной 1,2–1,3 мм. Не будем ставить под сомнение эти цифры. Тем не менее, в магазинах можно встретить «шиповки» некоторых компаний, ошипованных по разному: иногда шипы практически прячутся в резине, а где-то торчат, возвышаясь над ней до двух миллиметров.
Видео:Китайская шина в морозСкачать
Выступание шипов
Мы решили проверить, на что и как влияют отклонения величины выступания шипов в ту или иную сторону. Помочь нам в этом исследовании взялась компания Continental AG. По нашей просьбе ее специалисты подготовили три версии покрышек Barum Norpolaris с разным выступанием шипов — 1,3 («норма»), 0,8 («уменьшенный») и 1,8 («увеличенный») миллиметров.
Мы остановили свой выбор именно на этих шинах, поскольку в них применяются обычные круглые шипы. «Бриллиантовые», используемые в шинах Continental и Gislaved, квадратные (Nokian) и треугольные (Kumho) нас не особо интересовали, поскольку могут иметь другие зависимости. А круглые шипы встречаются в большинстве зимних шин.
Видео:С шипами или без? Объясняю какие Вам нужны!Скачать
Как испортить шиповку?
Первые нюансы выяснились в процессе шипования. Заглубить или недопосадить «гвозди» оказалось делом отнюдь не простым. Поскольку в шинах Barum Norpolris, как и практически во всех современных, «гнезда» под шипы «отливают» в процессе «выпекания» покрышек, — для этого в пресс-форме сделаны соответствующие штырьки-выступы. Потому для заглубления шипов пришлось прилагать повышенные усилия при их монтаже. Но в процессе обкатки и испытаний они стремятся занять правильное положение, поскольку снизу их подталкивает сжатая резина.
«Выпустить» шипы тоже не просто — любые недожатые при обкатке займут свое законное место на нужной глубине. Для гарантии повышенного выступания континенталевцам пришлось подкладывать под каждый шип резиновые пыжи, нарубленные из полумиллиметровой резины.
Другое дело, когда под шипы сверлятся отверстия в готовой шине (старая технология, отживающая свой век) — здесь отклонения в глубине отверстий приведут к тому, что шип либо провалится, либо будет излишне торчать.
Видео:Правила обкатки зимних шинСкачать
Шипы на шинах
Все вышесказанное относится к шипам с правильным «вылетом» твердосплавной вставки над его корпусом.
Второй вариант возможных отклонений возможен из-за применения несоответствующих по высоте шипов либо некондиционных, в которых вставка выступает над корпусом не так как требуется.
Читайте также: Шины в рязани кредит
Видео:ТОП 5 зимних шипованных шин 2021 - 2022 (ПРЕМИУМ)Скачать
Проверка на льду
Для тестов мы использовали, в основном, VW Golf V, который гоняли в двух вариантах — с электроникой (ESP и ABS) и без. В качестве базовых шин использовали более дорогие ContiWInterViking 2. Результаты замеров приведены в таблице 1, удельные изменения — в таблице 2.
Более когтистые покрышки лучше цепляются за лед — здесь мы никакого открытия не сделали. Но выяснили, насколько именно. В принятых нами рамках (+ 0,5 мм) — каждая дополнительная десятая часть миллиметра выступа улучшает продольное сцепление примерно на 3 %. Наименьшему влиянию подвержен режим торможения с ABS — 2,4 %. Обратите внимание — в торможении юзом наиболее когтистые Barum Norpolaris смогли обыграть более породистого ContiWinterViking 2.
Видео:Шины Nokian с выдвижными шипамиСкачать
Шипы разной величины, проверка на льду
На поперечное сцепление величина выпускания когтей влияет меньше — 0,9–1,4 % на каждую «десятку». Причем при включенной электронике влияние больше. Самое примечательное — и здесь более когтистый Barum Norpolaris вновь обыгрывает Conti, причем и с электроникой, и без. Думаю, причины понятны — у последних покрышек шипы ориентированы (поперек) так, чтобы в первую очередь улучшить продольные сцепные свойства.
Единственный минус на льду, который мы смогли найти у излишне торчащих шипов когтей — осложнение управляемости за счет запаздывания реакций автомобиля на повороты руля и неприятно резких срывов в скольжение. Потому оценка управляемости снижена до 6 баллов.
Видео:Лучше БЕЗ ШИПОВ? Шины Для Городского Кроссовера ЗИМА 2022.Скачать
Теперь о версии с «поджатыми» когтями.
В тех же пределах (половина миллиметра) налицо снижение сцепления — 2,1–3,3 % на каждые 0,1 мм — в разгоне и торможении с электронными помощниками. Причем, в случаях с ABS и ESP от уменьшения выступа шипов сцепные свойства теряют от 3,0 до 3,3 % на каждую десятую долю миллиметра. А вот потери для машины без электронных «ограничителей» чуть меньше — 2,1–2,4 % на каждую «десятку» миллиметра. Поперечные свойства тоже ухудшаются, но не так заметно — 0,5–1,3 % на каждые 0,1 мм. Поведение автомобиля на льду «размазанное», отличается вялыми реакциями. Чувствуется, что больше работает резина, чем шипы. Оценка управляемости — тоже 6 баллов.
Видео:ТОП 5 ЛУЧШИХ ЗИМНИХ ШИПОВАННЫХ ШИН НА 2023-2024 ГОД/КАКИЕ ШИНЫ ВЫБРАТЬ?!/ОБЗОР/СРАВНЕНИЕ/ЗАМЕРЫСкачать
Чем плохи выпущенные когти?
Получается, что на льду, как ни крути, выгоднее выпускать когти побольше. А если придется тормозить на мокром асфальте?
Здесь увеличенные шипы при наличии ABS слегка удлиняют тормозной путь, без электроники практически настолько же снижают его.
Уменьшение выступа слегка укорачивают тормозной путь только при ABS,
а на эффективность торможения с заблокированными колесами никак не влияет.
Так что же, можно выпускать когти?
Видео:Зимние шины | Шиповать или не шиповать | Преимущества и недостаткиСкачать
Замеры шипов
Не стоит торопиться с выводами — самое неприятное кроется в последних строчках таблицы 1 — суммарное число выпавших шипов или потерявших твердосплавную вставку на всем комплекте после всех испытаний. В случае «стандартного» и «уменьшенного» выступа количество потерь после проведенных тестов одинаково — 10 шипов на все четыре колеса. А при «увеличенном» выступе потери …удваиваются! Причем, за счет передних колес. Таким образом, что при увеличении выступа на каждые 0,1 мм потери шипов составляют 20 %.
Да, увеличение выступа шипов улучшает сцепные свойства на льду, но несколько осложняет управляемость. Но главная беда — быстрое выпадение или повреждение шипов в передних колесах, что в итоге приводит к ухудшению сцепных свойств.
Видео:Зимние шины: шипы или липучки?Скачать
Наши рекомендации
Покупая «шиповки», обращайтесь в авторизированные шинные центры. А уж если жизнь заставляет покупать покрышки в сомнительном месте, обратите внимание на величину выступания шипов. Мы не призываем носить с собой специальный мерительный инструмент и мерить выступание «гвоздиков» из резины. Чтобы понять, насколько качественно ошипованы покрышки, достаточно внимательно их осмотреть. Особенно, если вы вооружены знаниями, полученными при прочтении этой статьи.
Видео:Самое наглядное сравнение «шиповок» и фрикционных шин Toyo: Observe Ice-Freezer и Observe Garit GizСкачать
Таблица 1.
Результаты замеров испытаний в процентах:
Видео:Шипы или липучка - очень просто. Плюсы и минусы - ответ в истории создания зимних шин.Скачать
Результаты замеров испытаний в процентах
Видео:Зимние шины с шипами и без. Тест, которому можно и нужно доверять. Полигон и реальные зимние дорогиСкачать
Таблица 2.
Удельное изменение характеристик шин в процентах на каждую десятую мм отклонения выступания шипов:
Видео:Ремонтные шипы Теком после сезона эксплуотацииСкачать
Удельное изменение характеристик шин в процентах на каждую десятую мм отклонения выступания шипов
Редакция журнала выражает признательность компании Continental AG за помощь в подготовке материала.
Видео:Самые дешевые зимние шины с шипами Кама и TungaСкачать
Шиповки, которые тише фрикционок? Есть такие шины!
Девиз Continental IceContact 3 — «зимняя революция». Будь я континенталевским маркетологом, я бы усилил эффект и использовал словосочетание «белая революция», означающее ненасильственную смену власти.
Главная «фишка» новой модели шин, отличающая ее от предшественниц, — обрезиненные металлические шипы ContiFlexStud. В прошлом году германские шинники выпустили в продажу первую модель с такими шипами — IceContact 2, только в одном типоразмере — 235/45 R18 (для Сitroen DS4/5, Ford Mondeo, Kia Optima, Opel Insignia, Skoda Superb, Tesla Model 3, Toyota Camry, Volvo V60, VW Passat) и в ограниченном количестве.
Читайте также: Частота внешней шины процессора
IceContact 3 продают сейчас в России в 22 типоразмерах. 15 из них (начиная с 17 дюймов) — с шипами ContiFlexStud. Очевидно, эксперимент удался.
Не удивлюсь, если через несколько лет обычные шипы исчезнут вовсе, останутся только обрезиненные. Ведь если верить представителям марки, они практически лишены недостатков привычных шипов.
Видео:Зимние ШИПОВАННЫЕ ШИНЫ - все что Нужно знать при покупке зимней резиныСкачать
Плюсы ContiFlexStud
Один из главных минусов «шиповок» — их шумность. Премиальные шины (такие, как Continental) заметно тише «бюджетных», и стоят они обычно на автомобилях с хорошей шумоизоляцией. Уменьшение уровня шума — одно из главных направлений работы германских шинников, но все же шипованные шины принято считать шумными.
По статистике, 70% покупателей зимних шин в России предпочитают шипованные шины. Шумные? Зато цепкие!
Благодаря применению ContiFlexStud уровень шума новых шин, проникающий в салон, по сравнению с предыдущими, того же типоразмера, но с обычными шипами, удалось уменьшить чуть ли не вдвое. Шины с новыми шипами испытывали в России на машинах такси с декабря 2017-го по апрель 2018 года, и пробег каждого автомобиля составил больше 40 000 км. Еще раньше их тестировали шведские таксисты. По их словам, шины с новыми шипами были великолепны даже в критических ситуациях. При этом мало кто из пассажиров мог поверить, что едет на шипах. Некоторые, выйдя из машины, недоверчиво рассматривали колеса.
По субъективным ощущениям, меняется не только громкость звука, но и его частота, становясь приятнее для слуха. И, конечно, эффект становится заметнее с ростом скорости.
«Железобетонный» аргумент противников шиповок — от них сильнее изнашивается дорожное покрытие. Недаром шипованные шины запрещены в ряде европейских стран. ContiFlexStud уменьшают износ дорожного покрытия на 20%. Внешняя резиновая оболочка смягчает воздействие металлической сердцевины шипа.
Металлические шипы стачиваются и вылетают из гнезд. Изнашиваются и шипы ContiFlexStud. Но резиновая оболочка стачивается вместе с протектором, и эффективность металлического штифта сохраняется весь срок службы. Из-за той же резиновой оболочки гнездо шипа практически не разбивается, и он остается на своем месте до критического износа самой шины. Continental не просто устанавливает шипы в гнезда, а вулканизирует их в шину, дополнительно закрепляя специальным клеем. И держатся они в 4 раза лучше обычных.
«Обычные шипы не способны полностью проникнуть в лед на дороге, потому что им мешает жесткое алюминиевое тело, — объясняет Марко Джеллингс (Marco Gellings), глава отдела разработки зимних шин компании Continental. — Наши обрезиненные шипы ContiFlexStuds позволяют твердосплавным наконечникам глубже вонзаться в лед. В результате каждый из этих новых шипов обеспечивает примерно на 7% большее сцепление со льдом, а это означает серьезный прорыв в сфере активной безопасности».
Видео:Какие шины лучше работают на морозе? Шипы и фрикционки ("липучки") — на льду и асфальтеСкачать
Третий контакт
Диапазон актуальных розничных цен на Continental IceContact 3 — от 4600 до 17 500 рублей за штуку. Напомню, что сейчас у нас продают 22 типоразмера шин этой модели, от 175/70 R14 до 265/50 R20, как для легковых автомобилей, так и для кроссоверов и мощных внедорожников. В большинстве из них применяется технология TwinStud: шипы ContiFlexStud чередуются с обычными, алюминиевыми шипами. Их расстановка определяется компьютерной программой. Одни работают на разгон и торможение, другие — на управляемость. Первых вдвое больше, чем вторых. У шипов «для управляемости» асимметричный дизайн наконечника, и они располагаются под углами +10/-10 градусов в направлении качения (для левых и правых поворотов соответственно). Длинный управляющий край наконечника всегда «смотрит» наружу в направлении движения, создавая максимальное боковое сцепление, необходимое для хорошей управляемости на льду. По словам представителей марки, технология TwinStud улучшает характеристики на льду уже не на 7. а на 10%.
Шины до 17 дюймов идут только с алюминиевыми шипами (правда, премиум-класса, их выпускает та же финская компания Tikka, что и шипы ContiFlexStud). Они очень хороши, как и положено премиальным шинам: у них великолепные сцепные свойства и на сухой, и на заснеженной дороге, и на льду, рапсовое масло в составе резиновой смеси обеспечивает гибкость протектора при низких температурах, оптимальную адаптацию к поверхности дороги. По сравнению с Continental IceContact 2 характеристики IceContact 3 улучшились практически по всем показателям. Торможение на сухом и мокром покрытии стало лучше на 1%, управляемость на сухом покрытии (важно) — на 9%, стойкость к аквапланированию (тоже важно, при оттепелях) — на 7%. Характеристики на снегу остались на прежнем уровне.
Но, конечно, чтобы раскрыть весь потенциал Continental IceContact 3, нужно покупать шины с шипами ContiFlexStud. Или ждать, когда такие шипы станут общедоступными.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле