Зимние шины – странный предмет: вроде бы, переобуваются все регулярно, каждый год, но тем не менее, каждую осень неизменно возникают вопросы. Кто-то может решить их самостоятельно, а у кого-то достаточного опыта еще нет. Когда по закону надо переобуваться? В какой момент изношенные зимние шины становятся запрещенными к эксплуатации? Какой штраф предусмотрен за езду зимой на летних шинах? Отвечаем на эти и другие вопросы, связанные с сезонной сменой шин.
Это один из самых популярных вопросов, и на него есть сразу два ответа: законодательный и логический. Начнем с первого: сезонная смена шин установлена официально, и устанавливает ее технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», вступивший в силу с 1 января 2015 года. Согласно ему: «в зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств , не укомплектованных зимними шинами . Зимние шины устанавливаются на всех колесах указанных транспортных средств». Таким образом, смена летних шин на зимние обязательна как минимум на период с декабря по февраль. При этом штрафа за нарушение регламента до сих пор не предусмотрено: его необходимость уже давно обсуждают, но принятие решения постоянно откладывается.
Однако на практике руководствоваться в вопросе переобувки стоит не только законом, но и логикой. Пороговая температура, при которой летние шины полностью сохраняют свои сцепные свойства, обычно составляет около 5-7 градусов. То есть, ждать заморозков и тем более первого снега не нужно: когда среднесуточная температура опустится ниже 5-7 градусов, стоит превентивно сменить шины на зимние. Это решит сразу два вопроса: во-первых, вам не придется размышлять о том, как поведут себя летние шины в условиях низкой температуры, а во-вторых, заморозки не застанут вас врасплох – каждый год можно наблюдать очереди на шиномонтаж с участием тех, кто поехал переобуваться по первому снегу.
На этот вопрос тоже помогут ответить и закон, и здравый смысл. Во-первых, требования к зимним шинам установлены в ПДД – они указаны в приложении, содержащем перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Согласно ему, запрещена эксплуатация автомобиля на зимних шинах, у которых остаточная глубина рисунка протектора составляет не более 4 мм. Здесь же указано, что нельзя ездить на шинах, которые имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины. То есть, любая из этих проблем сразу переводит ваши шины в разряд «нелегальных», и понять это легко еще до их установки на автомобиль.
При этом езда на шинах с перечисленными выше проблемами не только запрещена, но и наказуема: за их эксплуатацию можно получить штраф. Часть 1 статьи 12.5 КоАП указывает, что «управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей». Ситуация неоднозначная: за езду зимой на летних шинах штраф получить нельзя, а на изношенных зимних – можно. Но этот пробел наверняка будет устранен уже в ближайшие год-два.
Ну а помимо условий, установленных законодательно, при оценке состояния имеющихся шин стоит прислушаться и к голосу разума. Если в шипованных шинах почти не осталось шипов, это не превращает их в «липучку»: несомненно, их специфика с мягким компаундом, глубоким протектором и большим числом поперечных ламелей в чем-то едина, но фрикционные шины все же имеют более мягкий состав, больше ламелей и в целом разрабатываются с учетом отсутствия шипов.
Ответ на вопрос о выборе между шипованными и неошипованными шинами зависит прежде всего от условий эксплуатации, и еще немного – от личных предпочтений. О том, что такое «липучка», мы рассказывали подробно, но здесь повторим основные тезисы. «Липучка», или фрикционная шина, обеспечивает сцепление с поверхностью за счет более мягкого состава резиновой смеси и большего, чем у шипованных шин, числа тонких поперечных ламелей. Такая шина оптимально работает на рыхлом снегу и в условиях крупных городов, где дороги поливают реагентами или посыпают солью. Мокрый и сухой асфальт, слякоть, жидкая снеговая каша – это те покрытия, где фрикционная шина проявит себя лучше всего за счет хорошего водоотведения и равномерного сцепления. Ну и еще одно очевидное преимущество таких моделей – это более низкий уровень шума.
Шипованные шины имеют свои плюсы: они лучше работают в условиях минимального сцепления с поверхностью, то есть, на льду и укатанном снегу. Рыхлый снег для них – тоже не помеха, но там преимущества шипов уходят на второй план. А вот при переходных околонулевых температурах или при оттепели, когда скользкая дорога покрыта тонким слоем воды, они окажутся значительно эффективнее фрикционных – потеря сцепления будет частично нивелирована шипами.
Резюмируя все эти особенности, можно дать примерные рекомендации. Если вы живете в крупном городе, где дороги чистят и обрабатывают противогололедными реагентами, и при этом почти не ездите по загородным трассам, которые хуже чистятся и зачастую покрыты наледью, то вам больше подойдет «липучка». О ней же можно задуматься, если вы ваш регион отличается очень холодными зимами – надо лишь убедиться, что вы выбрали «скандинавскую липучку», а не «европейскую». Ну а если лед и плотно укатанный снег на дорогах вы встречаете регулярно, а экстремальные морозы – куда реже, то логичнее выбрать шипованные шины. Они же более предпочтительны, если вы регулярно ездите на межгород – обледенелая дорога требует перестраховки в виде металлических шипов, да и перепады температур в дальних поездках возможны.
Вся необходимая информация об условиях эксплуатации, допустимых нагрузках, размерах и других параметрах указана на шине в виде буквенных, цифровых или графических обозначений. Но в целом для автомобилиста важны лишь несколько: индекс скорости, нагрузки, типоразмер и сезонность. Здесь обязательно стоит следовать рекомендациям производителя – все допустимые варианты прописаны в сервисной книге конкретного автомобиля.
Рассмотрим основные обозначения на примере зимних шипуемых шин Viatti Bosco Nordico с асимметричным рисунком протектора типоразмера 215/65R16 98T. Значение 215 – ширина шины в миллиметрах, 65 – высота шины в процентах от ее ширины, R – радиальный тип конструкции, 16 – посадочный диаметр в дюймах. Параметры 98 и T (индекс несущей способности и категория скорости) означают, что шина выдержит нагрузку 750 кг при максимально допустимой скорости в 190 км/ч.
На шинах также должны быть обозначения, подтверждающие их пригодность к эксплуатации в зимний сезон – значок в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также буквы «М+S», «M&S» или «M S». Это же касается моделей с расширенным температурным диапазоном использования или, как их еще называют, «всесезонок». Такие шины могут стать приемлемым решением в регионах с мягкой и теплой зимой – можно будет сэкономить деньги на втором комплекте и шиномонтаже. Но если зимы у вас «настоящие», со снегом, льдом и морозами, а стиль езды – не «монашеский», то лучше купить два комплекта: летние и зимние шины.
Если выбранная модель имеет ассиметричный рисунок протектора, то на боковине протектора есть дополнительная маркировка: метки INSIDE и OUTSIDE означают внешнюю и внутреннюю стороны, соответственно. Такие шины устанавливают согласно этим обозначениям. Это важно, так как стороны обладают разными свойствами, и правильный шиномонтаж гарантирует безопасность и комфорт во время езды. Например, внешняя сторона – более жесткая и способствует обеспечению высоких характеристик устойчивости и управляемости, а центральная и внутренняя – тормозных свойств, отведению воды и снежной каши (в случае зимних шин).
Даже те, кто меняет шины на единственном комплекте дисков, не говоря уже о тех, кто покупает для зимы отдельный комплект, зачастую меньшего диаметра, задаются вопросом: какой размерности зимние шины предпочесть? Вон, в ралли все ездят на узеньких «докатках», да и цена шин с увеличением профиля, как правило, уменьшается – а уж шины меньшего диаметра почти гарантированно оказываются дешевле.
На самом деле, все эти аргументы вполне справедливы. Уменьшение ширины шины действительно идет на пользу сцеплению: растет удельное давление на поверхность, что хорошо и на льду, и на снегу, и в других условиях, причем как для шипованных, так и для фрикционных шин. Толстый слой слякотной каши тоже легче поддастся более узкой шине: она с меньшей вероятностью «всплывет» на нем. Да и экономию никто не отменял: к примеру, даже шины размерностью 185/65 обычно оказываются заметно дешевле таких же, но 185/60 – эти 5% профиля позволяют сэкономить несколько сотен рублей, да к тому же получить почти сантиметр дополнительной высоты шины, который в зимних условиях может быть нелишним. Главное – не увлекаться: лучше всего соблюдать установленные производителем параметры шин для вашего автомобиля, а если и отклоняться от них, то не более чем на одну размерность – к примеру, 175 мм ширины вместо 185 и/или 65 процентов профиля вместо 60. В противном случае могут «уехать» параметры работы подвески, а слишком высокие шины начнут банально задевать за арки и подкрылки.
Осенью отправятся на хранение летние шины, весной придет черед зимних – а условия и для тех, и для тех одинаковы, так что этот пункт актуален круглый год. Рекомендаций по правильному хранению шин и колес в сборе хватает, но есть и официальный документ, который содержит основные правила – это ГОСТ Р54266-2010 «Шины пневматические. Упаковка, транспортирование и хранение». Именно опираясь на него мы писали подробный материал о хранении шин – если вам интересны все тонкости, можно прочитать его целиком. Ну а здесь мы перечислим все ключевые условия.
Читайте также: Какое давление в шинах ситроен джампи
Перед отправкой на хранение шины рекомендуется очистить – подойдет обычная автомобильная мойка с шампунем, да и просто тщательная мойка водой вполне сгодится. Хранить шины допускается при температуре от -30 до +35 градусов – то есть, в гараже или на балконе вполне можно создать приемлемые условия. Правда, на открытом воздухе шины ГОСТ советует хранить не более одного месяца, да и то под навесом или покрывалом. Но тут важнее всего беречь их не столько от воздуха, сколько от ультрафиолета и прямых солнечных лучей – то есть, шины нужно либо тщательно укрыть, либо просто запаковать в специальные мешки. Кроме того, если рядом есть отопительные устройства, между ними и шинами должно быть не менее одного метра. Само собой, шины должны лежать свободно: на них ничего не должно давить и изменять их геометрию. И последнее условие – положение в пространстве: ГОСТ допускает хранить шины шириной до 215 мм штабелями в горизонтальном положении, а свыше – вертикально, поворачивая каждые три месяца. Но не будет ошибкой хранить вертикально и узкие шины, главное – не подвешивать их. А вот колеса в сборе нужно хранить накачанными, и самый удобный допустимый вариант – штабелем, хотя при возможности их можно и подвесить.
Ну и еще один «профильный» вопрос – это услуги по сезонному хранению шин, которые предлагают многие компании. Как мы уже поняли, создать условия для нормального хранения несложно и самому, а всевозможные «шинные отели» не обещают помещений с какими-то особенными условиями – обычно это просто крытые склады или ангары. Поэтому пользование такими услугами – это главным образом вопрос собственного удобства: если у вас нет подходящего места для хранения, или вы готовы доплатить, чтобы избавиться от возни с перетаскиванием шин с балкона на шиномонтаж и обратно, вполне можно сдать их на хранение рядом с любимой шиномонтажной мастерской.
Планируя заграничные путешествия в зимний период, нужно учитывать, что во многих странах Европы шипованные зимние шины полностью запрещены, хотя в некоторых даже нет обязательного перехода на зимние модели. К примеру, на шипованных шинах нельзя въехать в Бельгию, Германию, Хорватию, Чехию, Португалию, Нидерланды и так далее – но при этом немало государств считают заменой шипам цепи противоскольжения, которые нужно надевать в определенных дорожных условиях. С учетом этих сложностей можно сделать два вывода. Во-первых, заранее прокладывать маршрут путешествий и узнавать особенности местного законодательства в части использования зимних шин. Ну а во-вторых, планируя выезды за границу, проще сразу выбрать неошипованные зимние шины – «липучка» точно нигде не запрещена.
В этом вопросе мнения опытных водителей и производителей шин совпадают: обкатка зимним шинам обязательно нужна. Специалисты KAMA TYRES, к которым мы обратились за комментарием, рекомендуют первые 500 километров, а если речь идет о шипуемой модели, то не менее 800 километров (для «укладки» шипов) плавно разгоняться, избегать резкого торможения и аккуратно входить в повороты. Это поможет избежать раннего износа, и шины в таком случае прослужат вам дольше – конечно, при правильных условиях хранения.
И, кстати, к летним моделям правила «обкатки» тоже относятся. Но здесь все немного проще: для того, чтобы шины «притерлись» к дороге, специалисты советуют аккуратно ездить первые 100 километров.
Нет, не нужен. Знак «Шипы» вызвал немало споров и возмущений, но теперь он официально отменен: постановление Правительства № 1414 от 24.11.2018 аннулировало соответствующий абзац 3 пункта 8 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации». Теперь отсутствие знака не входит в перечень условий, при которых запрещена эксплуатация, и за езду без него больше не выпишут штраф.
- Шинная тест-группа ЗР отвечает на вопросы
- 04 R14 zr09_12_новый размер
- Иван Иваныч: Так все-таки шипы или липучка?
- Аноним: Принципиально ли на «Дастер» брать шины SUV? По весу он на уровне легковых иномарок. Интересуют, например, шины Pirelli Winter Carving Edge (значатся как для легкового авто/кроссовера) и Pirelli Ice Zero (значатся как для кроссовера, т.е. SUV).
- Евгений Корчагин: Во всех тестах ни слова о РЕСУРСЕ шин. Вот выбираю среднюю по цене шиповку 215/65/16 на «Кашкай». Тесты хвалят «Нордман» и «Гиславед», но по отзывам обе после двух, максимум трех сезонов лучше выкинуть — проблема с кордом, да и шипы теряют. Для сравнения, «Айс крузер 7000» не блещет в тестах, но свободно выхаживает четыре сезона, у многих вовсе без потерь шипов. Сам покупал «бриджи» на прошлую машину, в целом понравились, но сравнить по опыту не с чем. Вот и получается дилемма: брать шины по тестам, но на два-три сезона, или все-таки задуматься о ресурсе?
- 14-Gislaved-07_новый размер
- 00 R14 zr09_12_новый размер
- Mikhail Kiselev: Расскажите о поведении китайских шин (к примеру, всеми любимый «Триангл»), корейских («Нексен» или «Кумхо») и сравните их с российскими и, по возможности, с японскими б/у (скорее всего, 50% и более протектора), ведь тесты «За рулем» слабо интересны на Дальнем Востоке.
- Татьяна Ржанникова: «Хаккапелиита» в тестах всегда впереди. И по цене тоже лидер. А вот «Нордман» — это «Хакка» прошлых моделей? Или по всем параметрам другая шина, сделанная по упрощенным технологиям?
- Аноним: Добрый день, посоветуйте зимние шины для Ford Mondeo 1,5 тонны, передний привод, 215/55/R17, и какие лучше для моего региона. Живу в Саратове, зимняя температура от —15 до —25, шипованные или липучки? За город не выезжаю зимой, в городе дороги редко бывают нечищенные, чаще мокрый снег.
- 14-Nordman-07_новый размер
- Юрий Рогов: Подскажите, пожалуйста, чем отличаются шины «КонтиАйсКонтакт» с индексами BD и HD?
- Сергей Амосов: Если можно, покажите разницу цифрами между «европейскими» и «скандинавскими» фрикционными шинами (липучки).
- Максим Сысолятин: И все-таки хотелось бы вернуться к ресурсу шипованных шин. Есть ли какие-нибудь критерии (кроме потери шипов), на которые можно опираться и понимать, что пора менять резину? Другой вопрос: вы говорили, что на ваших редакционных машинах стоят разные шины с разным сроком эксплуатации, может, как раз их и проверить — сравнить с такими же новыми. Вот будет интересно!
- 20141013_06–2
- Максим Сысолятин: Сразу несколько вопросов. Почему не «переобуваются» большегрузы и городские автобусы? На развязках МКАД они являются основной причиной заторов! Как узнать дату производства шин и каков срок их хранения? Наконец, правда ли, что на зиму лучше ставить меньшую ширину шин, чем на лето?
- Евгений Арефьев: Подскажите, какую шипованную резину выбрать на «Дастер» в пределах 4000 рублей за колесо? Проживаю в Волгограде, дороги зимой чистят плохо, поэтому определяющими качествами шины должны быть проходимость и управляемость на снегу и на льду. Сам больше склоняюсь к Cordiant Snow Cross или Nokian Nordman 4. Что лучше?
- IMG_8228_новый размер
- Andre M: На моей BMW X3 E83 стоит летняя 17R 235/55, подскажите, какой размер поставить на зимнюю?
- Александр Таубинский: На моей Octavia штатно стоит летняя 16R205/55, решил сэкономить и купить на дисках 15R195/65, что при прочих равных получается дешевле покупки только шин 16R205/55 плюс к этому экономия два раза в год на переобувке. Какие плюсы/минусы есть у понижения радиуса?
- TSHG: Почему в последних двух тестах зимней резины, опубликованных на сайте, шины «КонтиАйсКонтакт» показали разные результаты — 2-е место в легковых размерах и 4-5-е в SUV?
- Olegg: Бывают ли шиповки малошумными?
- прототип
- Артем Пластеев: Почему в тестах шин нигде не встречаются Maxxis? Нормальные шины за вменяемые деньги да еще с пожизненной гарантией, не Китай, а Тайвань все-таки. Зато да, дорогих уйма в тестах…
- Николас К.: У меня проблема: на боковине покрышки вздулась шишка. Можно ли ездить дальше, и если не стоит — то что лучше сделать? Купить новую такой же модели или пару более современных? Состояние покрышек хорошее — установлен Bridgestone «липучка», думаю, может, пару HKPL R2 взять, а второе колесо BR оставить в качестве запаски?
- Андрей Хахулин: Нужен совет. При покупке авто (б/у) имелась зимняя резина, но в таком комплекте: Dunlop SP Winter Ice 01 — две штуки, Toyo Observe G3-Ice — две штуки. Состояние шин одинаковое. Собственно, что посоветуете докупить, Toyo или Dunlop? Не нравится мне, когда на авто установлены различные шины.
- SHINY_1
- ALEX S: Посоветуйте шипованные шины R17 SUV, оптимальные по цене-качеству. Чем больше читаю, тем больше сомневаюсь, что выбрать.
- Andress: Держу в руках два номера журнала: один за сентябрь-2015, другой — за сентябрь-2014. В обоих тесты 14-дюймовых зимних шин с поразительной разницей результатов. Например, торможение на льду 30–5 км/ч в этом году Nokian HKPL 8 тормозят 13,6 м, а в том году аж 18 м! И так со всеми шинами. Чему, спрашивается, верить?
- R14_2
- Андрей Веледеев: Как должна маркироваться резина, на которой можно ездить зимой в соответствии с новым законом? Достаточно снежинки, M+S, или только «снежинка в горе»?
- Ольга Марьясова: Настало время приобретать зимние шины, производитель рекомендует 165/70R14 или 185/60R14. Не понимаю, какой типоразмер выбрать на зиму для авто Шкода Фабия 2008 г.в. с мотором объемом 1,4 л. Так как не считаю себя асом, выбор пал на Nokian Hakkapeliitta 8, однако типоразмер 185/60R14 отсутствует. Консультант предложил 175/65. Можно ли отклоняться от рекомендаций автопроизводителя? R14 обусловлен имеющимися дисками, на которых стоит старая резина.
- Алексей Сергеевич: Некоторые производители предлагают всесезонные шины. Расскажите о них. Насколько они эффективны зимой в городских условиях?
- Виктор А.: Добрый день! Перечитал все возможные тесты зимней шипованной резины и остановил свой выбор на Gislaved Nord Frost 100 SUV. Одна беда — необходимый мне размер 225/60 R17 (по требованию производителя) у Gislaved отсутствует. Близкий — 225/65 R17, но в таком случае диаметр колеса увеличивается на 22 мм (боюсь, будет цеплять за арки при полностью вывернутом руле). Посоветуйте, пожалуйста, достойный аналог для Subaru Forester IV. Эксплуатация — Москва и ближний загород. P.S. Смотрел Continental ContiIceContact, но дороговата. Может, Yokohama посмотреть (штатная всесезонка), например IceGuard Stud IG55? Какое отношение у вас к этой марке? Почему-то ее в ваших тестах нет.
- Ivan Nikolaev: Выбираю зимнюю нешипованную резину на Nissan X-Trail. Взгляд остановился на Michelin X-Ice, но не могу определиться — брать ли новую модель Xi3 или старую Xi2. Как Вы думаете, большая ли разница для поездок по Москве?
- Шахин Тарвердиев: Помогите выбрать зимнюю резину. Друзья советуют Nokian Hakkapeliitta 8 либо Gislaved NordFrost 100. Первая, как я посмотрел, на 1000–1500 руб. дороже. Стоит ли она того? Для меня важны устойчивость и бесшумность, так как на моем Lifan Solano шумоизоляция никакая. На дверце автомобиля указаны рекомендованные размеры 195/60 и 185/60, можно ли 185/65? Как я понял, 195 — для лета, 185 — для зимы. Заранее спасибо.
- 20141013_06–2
- x x: Что скажете про повторную ошиповку колес?
- Юра Баранов: Подскажите — стоят колеса на r14 резина 205–70! вопрос могу ли я на эти диски поставить резину 185–70?
- Снимок экрана 2015-10-17 в 7.53.16
- Archi Thomas: Встал вопрос о выборе зимних шин для вазовской «классики». Выбор пал на Nordman 4 или 5, Yokohama IC35, также рассматриваю Tunga Nordway. Понимаю, что Тунга не вписывается в эту компанию, но в тестах ни разу ее не встречал. Собственно вопрос: что лучше поставить, и что Вы скажете про Тунгу? Размеры стандартные 175/70R13.
- 📹 Видео
Видео:5 ошибок ПРИ ПОКУПКЕ зимней резиныСкачать
Шинная тест-группа ЗР отвечает на вопросы
Видео:Узкая или широкая шина | Выбираем зимнюю резину по размеруСкачать
04 R14 zr09_12_новый размер
Тема сезонной смены шин не теряет своей актуальности — мы видим большой интерес к нашим публикациям на эту тему, и он тем острее, чем ближе очередной переобувочный сезон. Напомним, что у посетителей сайта «За рулем.РФ» есть возможность задать свои вопросы в режиме онлайн и получить ответы профессионалов. На связи с вами Сергей Мишин — руководитель шинной тест-группы. Помогают ему испытатели Евгений Ларин, Валерий Павлов, Андрей Образумов, Дмитрий Тестов, Антон Мишин, Юрий Курочкин и Антон Ананьев.
Предлагаем вам ознакомиться с ответами на самые типичные и самые неожиданные вопросы читателей «За рулем.РФ». Возможно, среди них вы найдете информацию, интересующую вас. Если же вы ее не обнаружили, задайте свой вопрос в комментариях ниже.
Иван Иваныч: Так все-таки шипы или липучка?
Вячеслав Субботин, экс-куратор шинной группы: Липучка, шипы! Мы проводили специальный тест по этой теме. Температурный диапазон, когда липучки и шипы ведут себя одинаково, скажем, демонстрируют одинаковый тормозной путь, — минус 13–15 0 С. При более низких температурах фрикционные шины начинают выигрывать у шипов. Шип не всегда может проколоть твердый лед. А у фрикционных шин благодаря развитым ламелям большая площадь соприкосновения со льдом, особенно шершавым. При более высоких температурах шипованные шины лучше. Но есть нюансы. При минус 20 0 С разница между шиповкой и липучкой будет около 20%. А при минус 2–3 0 С тормозной путь у липучки окажется чуть ли не в два раза большим. Поэтому выбирайте тип шин прежде всего от среднесуточной температуры эксплуатации. Подробности здесь. Классная была работа!
Аноним: Принципиально ли на «Дастер» брать шины SUV? По весу он на уровне легковых иномарок. Интересуют, например, шины Pirelli Winter Carving Edge (значатся как для легкового авто/кроссовера) и Pirelli Ice Zero (значатся как для кроссовера, т.е. SUV).
Вячеслав Субботин: Не принципиально! Отличие шин SUV от покрышек с тем же рисунком протектора, например, для седанов, в основном, в укрепленной боковине. Смеси, конструкция брекера и т.п. одинаковые. Но часто бывает так, что для того или иного кроссовера просто не найти обычные шины без приставки SUV — нет такого размера.
Евгений Корчагин: Во всех тестах ни слова о РЕСУРСЕ шин. Вот выбираю среднюю по цене шиповку 215/65/16 на «Кашкай». Тесты хвалят «Нордман» и «Гиславед», но по отзывам обе после двух, максимум трех сезонов лучше выкинуть — проблема с кордом, да и шипы теряют. Для сравнения, «Айс крузер 7000» не блещет в тестах, но свободно выхаживает четыре сезона, у многих вовсе без потерь шипов. Сам покупал «бриджи» на прошлую машину, в целом понравились, но сравнить по опыту не с чем. Вот и получается дилемма: брать шины по тестам, но на два-три сезона, или все-таки задуматься о ресурсе?
Видео:Какой срок годности у автомобильных шин?Скачать
14-Gislaved-07_новый размер
Вячеслав Субботин: Евгений! Пару раз за всю нашу долгую историю тестирования шин мы проводили ресурсные испытания. Но удовольствие это дорогое. Сколько бензина только сжечь нужно. Последний подобный тест был лет пять-шесть тому назад. После длительного пробега в десяток тысяч км мы проверили ездовые характеристики шин. Выиграл тогда Michelin. По полученным данным его качества оказались ближе всего к изначальным, а вот у других сильно упали.
Однако на некоторых моделях, особенно лидерских, мы ездим достаточно долго. Они стоят на наших редакционных машинах. И как показывает опыт, «Нордман» и «Гиславед» (да и другие модели известных шинных брендов и их же шины второго эшелона) даже после четырех сезонов практически не теряют шипы. О сломанном корде говорить даже не приходится. Чтобы его развалить, нужно сезон отъездить с давлением в одну атмосферу. Вообще, у «Континенталя» самая прочная заделка шипов — они их приклеивают. Мы пробовали выдрать их клещами, спор такой зашел с производителем. Пыхтели, как паровозы, пока тащили. Вырвали… с куском резины. ?
Видео:ТОП-10 ЗИМНИХ ШИН /// в любые деньги 2022/2023Скачать
00 R14 zr09_12_новый размер
Mikhail Kiselev: Расскажите о поведении китайских шин (к примеру, всеми любимый «Триангл»), корейских («Нексен» или «Кумхо») и сравните их с российскими и, по возможности, с японскими б/у (скорее всего, 50% и более протектора), ведь тесты «За рулем» слабо интересны на Дальнем Востоке.
Покрышки «Нексен» или «Кумо» из второго эшелона корейских производителей шин результатами тестов не блещут. Гораздо лучше на их фоне смотрится «Ханкук». Они серьезно подошли к конструированию шин для России, Скандинавии и других зимних стран. К примеру, у них есть мощный исследовательский центр вместе с полигоном в Европе. Поэтому и результаты наших испытаний высокие.
Шины б/у мы не катаем. И считаем, что рискованно покупать такие и ездить на них. Как правило, они сильно изношены и могут быть со скрытыми повреждениями. В 90-е я сам рылся в груде послуживших в Европе покрышек. Тогда вся столица была в таких свалках. Нашел четыре, как мне показалось, отличные шины. Поставил на «Москвич-2141», так его, беднягу, сразу стало вести в сторону. А к концу зимы из двух покрышек полез корд. Деньги выбросил на ветер.
Татьяна Ржанникова: «Хаккапелиита» в тестах всегда впереди. И по цене тоже лидер. А вот «Нордман» — это «Хакка» прошлых моделей? Или по всем параметрам другая шина, сделанная по упрощенным технологиям?
Вячеслав Субботин: «Нордман» действительно «Хакка» предыдущих поколений, и готовят ее на тех же пресс-формах. Технологии ровно такие же, как и у «Хакки». Но материалы используют чуть проще. Скажем, нехитрый цилиндрический шип. Было бы по-другому, и цена возросла бы существенно. Однако это не значит, что «Нордман» плох. Посмотрите результаты тестов, таблицу замеров и экспертных оценок. Порой он задает жару новым моделям передовых компаний.
Аноним: Добрый день, посоветуйте зимние шины для Ford Mondeo 1,5 тонны, передний привод, 215/55/R17, и какие лучше для моего региона. Живу в Саратове, зимняя температура от —15 до —25, шипованные или липучки? За город не выезжаю зимой, в городе дороги редко бывают нечищенные, чаще мокрый снег.
Видео:Размер шин: узкие против широких зимойСкачать
14-Nordman-07_новый размер
Вячеслав Субботин: Коллега, я тоже езжу на «Форд-Мондео»! Уже четвертый год стоят шипованные «Норд-Фрост 5». Для этой машины и разнообразных условий эксплуатации — то, что надо. И в горы на них езжу на лыжах кататься, и по слякотной Москве в пробках давлюсь. Поэтому и Вам рекомендую шипованные шины, причем из топовой линейки. Как ни крути, «Мондео» большой, тяжелый и еще и прыткий автомобиль. Ему нужны предсказуемые реакции. Ведь связь с дорогой у него не ахти — недостаточно информативны руль и тормоза. Хорошие шины сгладят этот недостаток.
Читайте также: Принцип работы скан шины
«Норд-Фрост» выбирал, прежде всего, из ездовых характеристик, но смотрел на соотношение цена/качество. Сейчас износ невелик, вылетели редкие шипы. Присматривался перед этим к «Мишлену X-Ice North 2». Характеристики схожи, но смутила высокая цена. Возможно, в следующем сезоне все же поставлю себе шипованный «Мишлен».
Юрий Рогов: Подскажите, пожалуйста, чем отличаются шины «КонтиАйсКонтакт» с индексами BD и HD?
Сергей Мишин: Эти индексы появились на шинах «КонтиАйсКонтакт» в 2013 году. Индекс BD подсказывает, что перед вами обычные, «старые», с так называемыми бриллиантовыми шипами. Шины с индексом HD — модернизированные, доработанные для выполнения новых скандинавских правил по ограничению износа дорожного покрытия, введенных в действие с 1 июля 2013 года. HD отличаются от обычных (BD) облегченными шипами и измененным составом резиновой смеси протектора. Количество шипов в шинах HD и BD одинаковое. В 2013 году HD поставлялись на скандинавский рынок, BD — только на российский рынок. С 2014 года «Континенталь» обещал производить и поставлять на все рынки только шины HD.
Сергей Амосов: Если можно, покажите разницу цифрами между «европейскими» и «скандинавскими» фрикционными шинами (липучки).
Сергей Мишин: «Скандинавские» фрикционные шины — основные шины для нашего рынка — для суровых зим, имеют более мягкую резину протектора (50–55 единиц по Шору), что обеспечивает наилучшие характеристики на льду и снегу. Минусы — относительно «рыхлое» поведение на асфальте и не самые лучшие тормоза.
«Среднеевропейские» фрикционные шины ориентированы в первую очередь на сырую, теплую зиму. «Заточены» на управляемость и тормоза на мокром асфальте и сыром уплотненном снегу, отличаются более высоким сопротивлением аквапланированию и слэшплэннингу. Минусы — невысокое сцепление на льду.
Делятся на мягкие (твердость 58–60 единиц по Шору) и твердые (60–65 единиц). Можно использовать в теплых регионах России и мегаполисах (Москва, Питер), где лед на дорогах практически не встречается. Чем жестче резина, тем лучше тормоза и поведение на асфальте, но хуже «держак» на льду.
Максим Сысолятин: И все-таки хотелось бы вернуться к ресурсу шипованных шин. Есть ли какие-нибудь критерии (кроме потери шипов), на которые можно опираться и понимать, что пора менять резину? Другой вопрос: вы говорили, что на ваших редакционных машинах стоят разные шины с разным сроком эксплуатации, может, как раз их и проверить — сравнить с такими же новыми. Вот будет интересно!
Сергей Мишин: Основной критерий оценки состояния зимних шин — остаточная глубина протектора. Реально зимней шина перестает быть, когда осталось 4 и менее миллиметра. При этом производители шин допускают эксплуатацию таких изношенных шин в летнее время.
Сравнивать новые шины с изношенными в течение нескольких лет некорректно, поскольку почти все производители ЕЖЕГОДНО модернизируют выпускаемые модели (по составу смеси, материалам и конструкции). Даже новые шины одной модели, но с разными годами выпуска, отличаются характеристиками.
Видео:Ширина шины: какая лучше? Простой способ выбратьСкачать
20141013_06–2
Максим Сысолятин: Сразу несколько вопросов. Почему не «переобуваются» большегрузы и городские автобусы? На развязках МКАД они являются основной причиной заторов! Как узнать дату производства шин и каков срок их хранения? Наконец, правда ли, что на зиму лучше ставить меньшую ширину шин, чем на лето?
Сергей Мишин: Про большегрузы и автобусы. У нас в стране нет законов (как в скандинавских странах) об обязательном применении зимних шин. «Переобувать» грузовики и автобусы очень дорого, сложен вопрос с хранением летних шин. Но по большому счету Вы правы, такой закон давно уже назрел.
Про дату производства шин. На боковине любой шины можно найти «выдавленную» комбинацию из четырех цифр, например 2014. Первая пара означают номер недели изготовления, вторая — две последние цифры года выпуска.
Про срок хранения шин. По российским законам легковая шина обязана служить не менее 5 лет. Далее потребителю рекомендуется самому оценивать состояние шины по наличию или отсутствию мелких трещинок на боковине. Производители шин не рекомендуют использовать шины дольше 7–8 лет, критичный возраст — 10 лет, даже если протектор выглядит как новый. За такой срок резина значительно теряет свои характеристики.
Про зимние/летние шины. Обратите внимание на наши шинные тесты в размере 14 дюймов. Летом мы тестируем шины 185/60R14, зимой на тех же машинах 175/65R14. Более широкая шина летом обеспечивает лучшее сцепление на асфальте. Узкая позволяет добиться более высокого удельного давления в пятне контакта, значит будет лучше цепляться за лед. К тому же узкие шины легче «режут» снежную кашу на дороге и не так легко всплывают в лужах.
Евгений Арефьев: Подскажите, какую шипованную резину выбрать на «Дастер» в пределах 4000 рублей за колесо? Проживаю в Волгограде, дороги зимой чистят плохо, поэтому определяющими качествами шины должны быть проходимость и управляемость на снегу и на льду. Сам больше склоняюсь к Cordiant Snow Cross или Nokian Nordman 4. Что лучше?
Сергей Мишин: Для снега и льда Nordman 4 лучше подойдет. Как-никак, протектор этой шины повторяет рисунок покрышки Nokian Hakkapeliitta 4 — неоднократного победителя многих тестов.
Видео:Перемены на рынке шин. Выбор к зиме 2023-2024Скачать
IMG_8228_новый размер
Andre M: На моей BMW X3 E83 стоит летняя 17R 235/55, подскажите, какой размер поставить на зимнюю?
Сергей Мишин: Компания BMW не предусматривает для вашего автомобиля более узкие шины. Так что на зиму придется оставаться в этом же размере. Рекомендую выбрать шины с направленным рисунком протектора, такие более эффективно очищают дорогу от воды и снега в пятне контакта.
Александр Таубинский: На моей Octavia штатно стоит летняя 16R205/55, решил сэкономить и купить на дисках 15R195/65, что при прочих равных получается дешевле покупки только шин 16R205/55 плюс к этому экономия два раза в год на переобувке. Какие плюсы/минусы есть у понижения радиуса?
Сергей Мишин: Переход на размер 195/65R15 вместо 205/55R16 в зимних условиях — технически очень грамотное решение. Радиус качения у шин этих размеров практически одинаков, так что искажений в показаниях спидометра не будет.
Шины шириной 195 мм всплывают на воде и снежной каше на большей скорости по сравнению с 205 мм, а потому они безопаснее. На снегу и льду у таких шин сцепление будет чуть лучше, так как удельное давление на единицу площади у них чуть выше. К тому же увеличенный профиль делает шину более комфортной, добавляя плавности хода на неровностях, а дорожные кочки и надолбы чаще встречаются на зимних дорогах.
Минусы более узких и более высоких шин — чуть хуже тормоза на асфальте (здесь работают иные законы физики, уменьшена ширина пятна контакта). А еще — менее четкие реакции на том же асфальте, за счет того, что высокая шина больше деформируется под действием боковых сил. Но поскольку моменты, описанные в предыдущем абзаце, зимой наиболее актуальны, то и шины 195/65R15 предпочтительнее.
При этом, как вы отметили, 15-е шины ощутимо дешевле 16-х.
TSHG: Почему в последних двух тестах зимней резины, опубликованных на сайте, шины «КонтиАйсКонтакт» показали разные результаты — 2-е место в легковых размерах и 4-5-е в SUV?
Сергей Мишин: Во-первых, списки конкурентов в этих тестах отличаются — в 1 4-м не было таких сильных соперников, как Goodyear UltraGrip Ice Arctic и Pirelli Ice Zero.Во-вторых, полагаю, что маленькие и большие пирожки, даже сделанные из одного теста, будут отличаться на вкус — потому что по-разному пропекаются. Один из факторов, влияющих на сцепление шин с дорогой и управляемость, — распределение удельного давления в пятне контакта. Вероятно, эти характеристики в шинах Continental ContiIceContact в размерах 175/65R14 и 215/65R16 различаются. Имеет значение и разная масса автомобилей Lada Priora и Renault Duster — они по-разному нагружают шины. Сравните результаты замеров, например тормозного пути на асфальте. В размере 175/65R14 результат Conti на мокром асфальте (20 м) лучше «пиреллиевской» Formula Ice (21,1 м) на метр, а на сухом (34,2 м против 34,6 м) лучше почти на полметра. А в размере 215/65R16, наоборот, Formula Ice (20,0 м) на мокром дорожном покрытии выигрывает у Conti (21,1 м) тот же самый метр. На сухом же их результаты — 33,6 м и 33,7 м — сопоставимы.
Olegg: Бывают ли шиповки малошумными?
Сергей Мишин: Один из основных недостатков шипованных шин — повышенная шумность. Но это не главное зло: шипы еще и увеличивают тормозной путь на асфальте (железо по нему скользит лучше резины даже на машинах с ABS) примерно на 5 процентов относительно фрикционных.
Видео:Что нужно знать о старении зимних шин. Сравниваем 3-х летнюю шину с новой.Скачать
прототип
Сегодня только компании Nokian удалось воплотить в действующем прототипе шину (с протектором HKPL 8), способную при необходимости выпускать и убирать шипы — см. фото. Но при этом специалисты компании признали, что до готового продукта, который можно предложить рынку, этим прототипам еще далеко.
На мой взгляд, есть шипованные шины, которые шумят меньше других, но лишь на городских скоростях — 50–60 км/ч. Это шины, у которых количество шипов уменьшено в соответствии с последними ограничениями в странах Скандинавии. Советую обратить внимание на Gislaved Nord Frost 100 и Michelin X-Ice North 3.
Читайте также: Датчик низкого давления в шинах мазда 6
Артем Пластеев: Почему в тестах шин нигде не встречаются Maxxis? Нормальные шины за вменяемые деньги да еще с пожизненной гарантией, не Китай, а Тайвань все-таки. Зато да, дорогих уйма в тестах…
Сергей Мишин: Не совсем корректный вопрос. Такой можно задавать по любой отсутствующей в тесте модели. В 2010 году мы тестировали зимние шины для вседорожников, где этот бренд встречался. Тогда тестируемая шина заняла пятое место.
Николас К.: У меня проблема: на боковине покрышки вздулась шишка. Можно ли ездить дальше, и если не стоит — то что лучше сделать? Купить новую такой же модели или пару более современных? Состояние покрышек хорошее — установлен Bridgestone «липучка», думаю, может, пару HKPL R2 взять, а второе колесо BR оставить в качестве запаски?
Сергей Мишин: Шишка — это плохо. Она в любой момент может лопнуть, колесо выпустит воздух очень резко, машину в этот момент можно «потерять». Самый верный вариант — купить точно такую же модель покрышки. Другая пара будет отличаться по характеристикам, так что у автомобиля изменится поведение в повороте: поворачиваемость может стать избыточной (появится склонность к заносу) либо недостаточной (может возникнуть ярко выраженный снос).
Андрей Хахулин: Нужен совет. При покупке авто (б/у) имелась зимняя резина, но в таком комплекте: Dunlop SP Winter Ice 01 — две штуки, Toyo Observe G3-Ice — две штуки. Состояние шин одинаковое. Собственно, что посоветуете докупить, Toyo или Dunlop? Не нравится мне, когда на авто установлены различные шины.
Сергей Мишин: Модель Toyo Observe G3-Ice гораздо свежее старого Dunlop SP Winter Ice 01, который сегодня уже сменил Dunlop SP Winter Ice 02. Надеюсь, понятно, какие шины лучше докупить.
Видео:ШИРОКИЕ или УЗКИЕ ШИНЫ ЗИМОЙ?Скачать
SHINY_1
ALEX S: Посоветуйте шипованные шины R17 SUV, оптимальные по цене-качеству. Чем больше читаю, тем больше сомневаюсь, что выбрать.
Сергей Мишин: Почитайте результаты нашего теста шин 235/65R16 SUV. Размеры R16 и R17 — близкие. Я бы для себя выбрал Nordman 5 SUV — вполне хорошие шины, при этом относительно недорогие. На втором месте Gislaved Nord Frost 100 SUV.
Andress: Держу в руках два номера журнала: один за сентябрь-2015, другой — за сентябрь-2014. В обоих тесты 14-дюймовых зимних шин с поразительной разницей результатов. Например, торможение на льду 30–5 км/ч в этом году Nokian HKPL 8 тормозят 13,6 м, а в том году аж 18 м! И так со всеми шинами. Чему, спрашивается, верить?
Сергей Мишин: Абсолютные результаты замеров на льду — это совсем не то, что на асфальте, на котором год от года результаты могут разниться в два-три метра. На льду они гораздо больше, чем на асфальте, зависят от температуры окружающей среды, влажности и многих других погодных параметров. Даже на одном и том же льду в разные дни у одной и той же шины результаты будут разными. Не говоря уже о разнице от года к году. Верить можно разнице между шинами в процентах.
Видео:Можно ли летом ездить на зимней резине? Какой штраф?Скачать
R14_2
Андрей Веледеев: Как должна маркироваться резина, на которой можно ездить зимой в соответствии с новым законом? Достаточно снежинки, M+S, или только «снежинка в горе»?
Сергей Мишин: Технический регламент довольно пространно описывает зимние шины. Дословно: «маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри нее, а также маркированные знаками „M+S“, „M&S“ и „MS“… Но при этом четко ограничена допустимая при эксплуатации остаточная глубина протектора — не менее 4,0 мм.
Ольга Марьясова: Настало время приобретать зимние шины, производитель рекомендует 165/70R14 или 185/60R14. Не понимаю, какой типоразмер выбрать на зиму для авто Шкода Фабия 2008 г.в. с мотором объемом 1,4 л. Так как не считаю себя асом, выбор пал на Nokian Hakkapeliitta 8, однако типоразмер 185/60R14 отсутствует. Консультант предложил 175/65. Можно ли отклоняться от рекомендаций автопроизводителя? R14 обусловлен имеющимися дисками, на которых стоит старая резина.
Сергей Мишин: Отклоняться или нет от рекомендаций производителя автомобиля, такое решение принимать придется только вам. Шины размерности 175/65R14 подойдут для вашего автомобиля, если они соответствуют по индексу грузоподъемности. Радиус качения будет очень близким к шинам размером 165/70R14 или 185/60R14.
Алексей Сергеевич: Некоторые производители предлагают всесезонные шины. Расскажите о них. Насколько они эффективны зимой в городских условиях?
Сергей Мишин: Всесезонка — универсальные шины для круглогодичной эксплуатации в условиях мягких, малоснежных зим и нежаркого лета. Не ждите от них высокого сцепления летом на асфальте, а зимой на льду. В городских условиях летом на таких шинах можно прожить, если не будет жары и не будете ездить агрессивно. Настоящей российской зимой — сложнее. Чувствовать себя уверенно сможете только на асфальте, очищенном от снега и льда. Но во дворах, засыпанных снегом, в обледеневшей колее такие шины беспомощны.
Виктор А.: Добрый день! Перечитал все возможные тесты зимней шипованной резины и остановил свой выбор на Gislaved Nord Frost 100 SUV. Одна беда — необходимый мне размер 225/60 R17 (по требованию производителя) у Gislaved отсутствует. Близкий — 225/65 R17, но в таком случае диаметр колеса увеличивается на 22 мм (боюсь, будет цеплять за арки при полностью вывернутом руле). Посоветуйте, пожалуйста, достойный аналог для Subaru Forester IV. Эксплуатация — Москва и ближний загород. P.S. Смотрел Continental ContiIceContact, но дороговата. Может, Yokohama посмотреть (штатная всесезонка), например IceGuard Stud IG55? Какое отношение у вас к этой марке? Почему-то ее в ваших тестах нет.
Сергей Мишин: Мне кажется, что у вас странное отношение к журналам и к шинам. Во-первых, шины Yokohama IceGuard Stud IG55 дважды представлены в наших тестах этого года: в сентябрьском номере в размерности 175/65R14, а в октябрьском — 205/66R16. Во-вторых, это никак не всесезонка, а настоящая шипованная шина, которая никак не может быть штатной ни на каком автомобиле, даже на Subaru Forester IV. Читайте журнал внимательнее!
Ivan Nikolaev: Выбираю зимнюю нешипованную резину на Nissan X-Trail. Взгляд остановился на Michelin X-Ice, но не могу определиться — брать ли новую модель Xi3 или старую Xi2. Как Вы думаете, большая ли разница для поездок по Москве?
Сергей Мишин: Любые новые модели всегда лучше предыдущих. Вопрос в величине различия между ними. Мне не доводилось сравнивать эти две шины между собой, но я полагаю, в поездках по городу разница будет практически неразличима. Но есть один нюанс. Michelin в любое время может прекратить выпуск старой модели, и она исчезнет с прилавков. Если вы повредите колесо, придется покупать не одно, а целый комплект новых либо другого производителя.
Шахин Тарвердиев: Помогите выбрать зимнюю резину. Друзья советуют Nokian Hakkapeliitta 8 либо Gislaved NordFrost 100. Первая, как я посмотрел, на 1000–1500 руб. дороже. Стоит ли она того? Для меня важны устойчивость и бесшумность, так как на моем Lifan Solano шумоизоляция никакая. На дверце автомобиля указаны рекомендованные размеры 195/60 и 185/60, можно ли 185/65? Как я понял, 195 — для лета, 185 — для зимы. Заранее спасибо.
Сергей Мишин: Типичный русский подход: «Мне бы хорошие шины, но недорого». Бесплатный сыр бывает только в одном месте… Gislaved NordFrost 100, пожалуй, одна из самых тихих «шиповок». Вы правы, шины поуже — для зимы, пошире — для лета. Как правило, контакт колес с аркой возникает в случае с применением более широких шин, а 5% высоты профиля не должны оказаться критическими. Чтобы понять, подойдут ли для вашего автомобиля шины повыше, их следует примерить: достаточно собрать и поставить одно переднее колесо. Прожмите подвеску, покрутите руль до упора влево-вправо, обратите внимание на зазор между шинами и кромкой арки.
Видео:Как понять, когда протектор износился и шины пора менятьСкачать
20141013_06–2
x x: Что скажете про повторную ошиповку колес?
Сергей Мишин: Не доверяю повторной ошиповке.
Во-первых, надо понять, почему шипы выпали из протектора. Если отверстия чуть больше диаметром, чем требуется, то новые шипы опять вывалятся. Если виноваты шипы уменьшенного диаметра — надо найти правильные.
Во-вторых, нужно найти те же самые шипы, которыми шина была ошипована изначально. А это не так просто. Они различаются по размерам, конфигурации (однофланцевые, двухфланцевые, трехфланцевые), по материалам, по форме твердосплавной вставки…
В-третьих, в открытое отверстие уже попала дорожная грязь, песок и т.п., идеально очистить его вряд ли удастся. Те остатки грязи, которые не удалось убрать, будут работать как абразив, интенсивно изнашивая новый шип и резину вокруг него, что приведет к повторной потере шипов.
Юра Баранов: Подскажите — стоят колеса на r14 резина 205–70! вопрос могу ли я на эти диски поставить резину 185–70?
Сергей Мишин: В Вашем случае надо уточнить ширину обода имеющихся дисков. Найдите на поверхности обода (под покрышкой) выбитую маркировку его ширины. Она представляет собой цифру, означающую ширину обода в дюймах, за которой следует буква J.
Соотношение ширины покрышки и обода диска приведено в таблице.
Видео:ТОП—10. 🚍Лучшая зимняя резина для автомобиля. Рейтинг 2023 года!Скачать
Снимок экрана 2015-10-17 в 7.53.16
Archi Thomas: Встал вопрос о выборе зимних шин для вазовской «классики». Выбор пал на Nordman 4 или 5, Yokohama IC35, также рассматриваю Tunga Nordway. Понимаю, что Тунга не вписывается в эту компанию, но в тестах ни разу ее не встречал. Собственно вопрос: что лучше поставить, и что Вы скажете про Тунгу? Размеры стандартные 175/70R13.
Сергей Мишин: Советую присмотреться к шинам Нордман. Приличные «шиповки» с честной ценой. 4-я модель позволит чувствовать себя чуть увереннее (относительно 5-й) на снежном бездорожье. 5-я модель из-за сдвоенных шашек ведет себя более собрано (по сравнению с 4-й) на асфальте, вполне подойдет для городских условий.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
📹 Видео
НОВЫЙ ШТРАФ ЗА НЕСЕЗОННЫЕ ШИНЫ УЖЕ РАБОТАЕТ. ВСЕ ПОДРОБНОСТИСкачать
Как выбрать зимнюю резину? Какую?Скачать
Всесезонная резина - кому она подойдет и сколько денег сэкономит?Скачать
ТОП 5 ЗИМНИХ ШИН КОТОРЫЕ ТОЧНО ПОКУПАТЬ НЕ СТОИТ!Скачать
Как определить , можно ли ездить на этой б\у резине или пора менять?Скачать
Зимние шины ТОП в ограниченный бюджетСкачать
Какие шины выбрать узкие или широкие?!Откуда вообще этот вопрос ?!Скачать
Зимние шины и летние. ЗАЧЕМ и КОГДА менять шины?Скачать