Впервые про звуковые карты на шине PCI я узнал, когда в октябре копался в группах новостей, пытаясь выяснить, как обстоят дела с драйверами для моей любимой звуковой карты Advanced Gravis Ultrasound MAX. Суть проблемы состояла в том, что фирма Advanced Gravis так и не выпустила драйвера для этой карты, нормально поддерживающие стандарт MS DirectX, используемый практически всеми современными играми. Оказалось, что энтузиастов не нашлось и драйверов таки нет.
Вы спросите: какое это имеет отношение к PCI звуковым картам? Дело в том, что многие владельцы GUS MAX решили не мучаться с поиском драйверов, а купить себе новую карту. И выбрали Ensoniq AudioPCI.
Я заинтересовался, сходил на www.audiopci.ensoniq.com и остался весьма доволен увиденным — судите сами — был шанс приобрести всего за $44 OEM версию карты, которая по характеристикам не уступает некотороым продуктам дороже $200! Причём OEM вариант включал CD-диск с программным обеспечением и печатное руководство, отличаясь, судя по всему, от Retail только отсутствием красивой коробочки.
Проблема оказалась в том, что в Москве этой картой никто не торговал, что меня неприятно удивило. А доставка из Штатов стоила около $75!
К счастью, подвернулся счастливый случай и в начале ноября друзья привезли мне эту карту, что обошлось в $54. Сейчас положение немного изменилось к лучшему — PCI звуковые карты потихоньку появляются в московских фирмах — Mega Pro Et Contra по запросу «PCI» в разделе «звуковые карты» дает около десятка ссылок.
А зачем вообще они нужны? Есть ли какие-нибудь преимущества по сравнению с обычными ISA картами? И совместимы ли эти карты с DOS играми? Вот на эти вопросы я и постараюсь ответить.
Рассматриваются только непрофессиональные карты и чипсеты для них, которые удовлетворили бы потребности обычного пользователя в играх и мультимедиа-приложениях. Мне удалось найти информацию о следующих чипсетах и картах:
- Ensoniq S1370 (карта Ensoniq AudioPCI S5016) www.audiopci.ensoniq.com
- S3 SonicVibes (возможно, используется картой TurtleBeach DaytonaPCI — я не нашёл точной информации) www.s3.com/products/products.htm#sonvibes
- Crystal Semiconductor CS4610 SoundFusion PCI Audio Accelerator www.cirrus.com/products/categories/pcmultimedia.html
- Creative Labs AWE64D (Digital) на процессоре EMU-8008 (по официальным данным в продаже должна появиться в 1 квартале 1998 г.) www2.cle.creaf.com/wwwnew/hub/press/1997/p970409.htmlwww2.cle.creaf.com/wwwnew/hub/press/1997/p971202.html
- карта Diamond MonsterSound
- карта Hanmesoft SoundTrack 97 PCI st97.cyso.net/97pci.htm
- ESS Technology Maestro-1, Maestro-2, AGOGO-XP www.esstech.com/product/PCIAudio/pciaudio.htm
- появилась карта ASUSTeK PCI-AXP201 на чипе ESS Maestro-1 (Agogo)
Говорят, что в недрах Yamaha тоже зреет аналогичный продукт, но они его тщательно скрывают.
Основная идея всех PCI звуковых карт состоит в использовании более производительной шины PCI вместо старой медленной ISA, что позволяет держать патчи, используемые при wavetable MIDI синтезе, в оперативной памяти компьютера. За счёт этого можно существенно снизить стоимость карты.
Кроме того, появляется возможность освободить процессор от участия в пересылке данных на карту (bus-mastering), что повышает общую производительность системы на мультимедиа-приложениях. Сразу скажу, что выигрыш этот незаметен и основным преимуществом является хорошее качество при относительно низкой цене.
Ещё PCI звуковые карты требуют меньшего количества ресурсов — AudioPCI обходится всего одним IRQ, тогда как ISA картам обычно требуется 1-2 IRQ и DMA канал.
Кроме всего прочего, в стандарте PC’98 вообще нет места ISA-шине. Конечно, это не значит, что Windows 98 откажется работать на машине с ISA картами, но всё же приятно.
Однако, бесплатных пирожных, как известно не бывает. Все DirectX приложения с PCI звуковыми картами работают отлично, а вот для DOS игр приходится эмулировать одну из известных им карт — обычно SoundBlaster Pro. Ensoniq AudioPCI дополнительно умеет эмулировать Ensoniq SoundScape, а EMU-8008 — SoundBlaster 16. Поскольку тестировал я только Ensoniq AudioPCI, могу сказать только, как работает эмулятор на этой карте.
Во-первых, для работы эмулятора SB Pro или Ensoniq SoundScape необходим драйвер EMM386.EXE, если игра не терпит присутствия этого драйвера, то звука в ней Вы не получите. (Пользователям GUS вспомнится эмулятор MEGA-EM, который тоже требует EMM386.EXE). Во-вторых, в DOS Mode добиться нормальной работы мне не удалось — во всех играх, кроме Quake (я всегда восхищался качеством реализации игр iD Software) и Transport Tycoon Deluxe звук заикался. Однако, все игры, не враждующие с EMM386.EXE мне удалось запустить в Windows 95 DOS Box и качество звука было отличное. Даже Privateer II, игра интересная, но на редкость криво написанная, сначала не желал работать под Windows 95, мотивируя тем, что разрабатывался под DOS. Только указав, чтобы Windows скрывала своё присутствие от этой программы, мне удалось запустить и эту игру. Звук, в основном, был нормальный.
Читайте также: Шины для кроссовера в челнах
На неофициальной домашней странице AudioPCI есть длинный список игр, протестированных на совместимость с этой картой. Среди 150 игр только 10 не работают.
PCI карты не умеют эмулировать стандарты ISA карт (наиболее распространённый — SB Pro, а все SB16-совместимые карты производятся только Creative Labs) на уровне аппаратуры, так как DMA не поддерживается PCI шиной.
Есть два способа обойти эту проблему:
- Distributed DMA (DDMA), при котором DMA-контроллер даёт возможность PCI картам иcпользовать DMA каналы. Этот метод используется S3 SonicVibes.
- PC/PCI расширения PCI протокола, предлагаемые Intel.
Чипы от ESS Technology поддерживают оба способа и ещё Transparent DMA — наверное, что-то похожее.
Но пока, судя по всему, Ensoniq AudioPCI остаётся единственной картой, не требующей специальной материнской платы для совместимости с DOS приложениями — эмуляция исключительно программная.
Написано, что EMU-8008 совместим с SB 16, но каким образом — непонятно.
Общее впечатление от Ensoniq AudioPCI у меня очень хорошее — даже на больших колонках, которые я использую, шума не слышно (в отличие от двадцатидолларовых карт на ESS1868), wavetable MIDI-синтез, на мой взгляд, несколько хуже, чем на GUS MAX, но не идёт ни в какое сравнение с FM-синтезом ESS и SB16.
В заключение приведу основные характеристики PCI звуковых карт:
Digital Audio:
- 16-bit A/D D/A CODEC
AudioPCI OEM — 18-bit D/A CODEC
SoundTrack — 20-bit DAC/ADC
ESS Maestro-2 — 20-bit DAC/ADC - up to 48kHz mono/stereo Record/Playback
- Full duplex
Signal/Noise:
Frequency Responce:
Midi music:
Digital Effects:
patchsets:
Последняя версия драйверов AudioPCI поддерживает 3D Sound на четыре колонки — две спереди, две сзади.
Результаты тестирования некоторых PCI звуковых карт можно найти по адресу: www.rockpark.com/soundcards/.
ZDNet обзор PCI звуковых карт может стать дополнительным источником информации, хотя имеет некоторые неточности.
Видео:Обзор звуковой карты PCI-E CREATIVE Audigy RX, 7.1Скачать
Основные шины компьютера
Компьютер состоит из множества различных компонентов, это центральный процессор, память, жесткий диск, а также огромное количество дополнительных и внешних устройств, таких как экран, мышка клавиатура, подключаемые флешки и так далее. Всем этим должен управлять процессор, передавать и получать данные, отправлять сигналы, изменять состояние.
Для реализации этого взаимодействия все устройства компьютера связаны между собой и с процессором через шины. Шина — это общий путь, по которому информация передается от одного компонента к другому. В этой статье мы рассмотрим основные шины компьютера, их типы, а также для соединения каких устройств они используются и зачем это нужно.
Видео:Внешняя звуковая карта: кому и зачем нужна? В чём разница между игровыми и звуковыми для записи?Скачать
Что такое шина компьютера
Как я уже сказал — шина — это устройство, которое позволяет связать между собой несколько компонентов компьютера. Но к одной шине могут быть подключены несколько устройств и у каждой шины есть свой набор слотов для подключения кабелей или карт.
Фактически, шина — это набор электрических проводов, собранных в пучок, среди них есть провода питания, а также сигнальные провода для передачи данных. Шины также могут быть сделаны не в виде внешних проводов, а вмонтированы в схему материнской платы.
По способу передачи данных шины делятся на последовательные и параллельные. Последовательные шины передают данные по одному проводнику, один бит за один раз, в параллельных шинах передача данных разделена между несколькими проводниками и поэтому можно передать большее количество данных.
Видео:ТОП—7. Лучшие внешние звуковые карты [для игр и музыки]. Рейтинг 2023 года!Скачать
Виды системных шин
Все шины компьютера можно разделить за их предназначением на несколько типов. Вот они:
- Шины данных — все шины, которые используются для передачи данных между процессором компьютера и периферией. Для передачи могут использоваться как последовательный, так и параллельный методы, можно передавать от одного до восьми бит за один раз. По размеру данных, которые можно передать за один раз такие шины делятся на 8, 16, 32 и даже 64 битные;
- Адресные шины — связаны с определенными участками процессора и позволяют записывать и читать данные из оперативной памяти;
- Шины питания — эти шины питают электричеством различные, подключенные к ним устройства;
- Шина таймера — эта шина передает системный тактовый сигнал для синхронизации периферийных устройств, подключенных к компьютеру;
- Шина расширений — позволяет подключать дополнительные компоненты, такие как звуковые или ТВ карты;
Читайте также: Насос для автомобильных шин мустанг
В то же время, все шины можно разделить на два типа. Это системные шины или внутренние шины компьютера, с помощью которых процессор соединяется с основными компонентами компьютера на материнской плате, такими как память. Второй вид — это шины ввода/вывода, которые предназначены для подключения различных периферийных устройств. Эти шины подключаются к системной шине через мост, который реализован в виде микросхем процессора.
Также к шинам ввода/вывода подключается шина расширений. Именно к этим шинам подключаются такие компоненты компьютера, как сетевая карта, видеокарта, звуковая карта, жесткий диск и другие и их мы более подробно рассмотрим в этой статье.
Вот наиболее распространенные типы шин в компьютере для расширений:
- ISA — Industry Standard Architecture;
- EISA — Extended Industry Standard Architecture;
- MCA — Micro Channel Architecture;
- VESA — Video Electronics Standards Association;
- PCI — Peripheral Component Interconnect;
- PCI-E — Peripheral Component Interconnect Express;
- PCMCIA — Personal Computer Memory Card Industry Association (также известна как PC bus);
- AGP — Accelerated Graphics Port;
- SCSI — Small Computer Systems Interface.
А теперь давайте более подробно разберем все эти шины персональных компьютеров.
Шина ISA
Раньше это был наиболее распространенный тип шины расширения. Он был разработан компанией IBM для использования в компьютере IBM PC-XT. Эта шина имела разрядность 8 бит. Это значит что можно было передавать 8 бит или один байт за один раз. Шина работала с тактовой частотой 4,77 МГц.
Для процессора 80286 на базе IBM PC-AT была сделана модификация конструкции шины, и теперь она могла передавать 16 бит данных за раз. Иногда 16 битную версию шины ISA называют AT.
Из других усовершенствований этой шины можно отметить использование 24 адресных линий, что позволяло адресовать 16 мегабайт памяти. Эта шина имела обратную совместимость с 8 битным вариантом, поэтому здесь можно было использовать все старые карты. Первая версия шины работала на частоте процессора — 4,77 МГц, во второй реализации частота была увеличена до 8 МГц.
Шина MCA
Компания IBM разработала эту шину в качестве замены для ISA, для компьютера PS/2, который вышел в 1987 году. Шина получила еще больше усовершенствований по сравнению с ISA. Например, была увеличена частота до 10 МГц, а это привело к увеличению скорости, а также шина могла передавать 16 или 32 бит данных за раз.
Также была добавлена технология Bus Mastering. На плате каждого расширения помещался мини-процессор, эти процессоры контролировали большую часть процессов передачи данных освобождая ресурсы основного процессора.
Одним из преимуществ этой шины было то, что подключаемые устройства имели свое программное обеспечение, а это значит что требовалось минимальное вмешательство пользователя для настройки. Шина MCA уже не поддерживала карты ISA и IBM решила брать деньги от других производителей за использование этой технологии, это сделало ее непопулярной с сейчас она нигде не используется.
Шина EISA
Эта шина была разработана группой производителей в качестве альтернативы для MCA. Шина была приспособлена для передачи данных по 32 битному каналу с возможностью доступа к 4 Гб памяти. Подобно MCA для каждой карты использовался микропроцессор, и была возможность установить драйвера с помощью диска. Но шина все еще работала на частоте 8 МГц для поддержки карт ISA.
Слоты EISA в два раза глубже чем ISA, если вставляется карта ISA, то она использует только верхний ряд разъемов, а EISA использует все разъемы. Карты EISA были дорогими и использовались обычно на серверах.
Шина VESA
Шина VESA была разработана для стандартизации способов передачи видеосигнала и решить проблему попыток каждого производителя придумать свою шину.
Шина VESA имеет 32 битный канал передачи данных и может работать на частоте 25 и 33 МГц. Она работала на той же тактовой частоте, что и центральный процессор. Но это стало проблемой, частота процессора увеличивается и должна была расти скорость видеокарт, а чем быстрее периферийные устройства, тем они дороже. Из-за этой проблемы шина VESA со временем была заменена на PCI.
Читайте также: Чтобы увеличить дорожный просвет шины
Слоты VESA имели дополнительные наборы разъемов, а поэтому сами карты были крупными. Тем не менее сохранялась совместимость с ISA.
Шина PCI
Peripheral Component Interconnect (PCI) — это самая новая разработка в области шин расширений. Она является текущем стандартом для карт расширений персональных компьютеров. Intel разработала эту технологию в 1993 году для процессора Pentium. С помощью этой шины соединяется процессор с памятью и другими периферийными устройствами.
PCI поддерживает передачу 32 и 64 разрядных данных, количество передаваемых данных равно разрядности процессора, 32 битный процессор будет использовать 32 битную шину, а 64 битный — 64 битную. Работает шина на частоте 33 МГц.
В PCI можно использовать технологию Plug and Play (PnP). Все карты PCI поддерживают PnP. Это значит, что пользователь может подключить новую карту, включить компьютер и она будет автоматически распознана и настроена.
Также тут поддерживается управление шиной, есть некоторые возможности обработки данных, поэтому процессор тратит меньше времени на их обработку. Большинство PCI карт работают на напряжении 5 Вольт, но есть карты, которым нужно 3 Вольта.
Шина AGP
Необходимость передачи видео высокого качества с большой скоростью привела к разработке AGP. Accelerated Graphics Port (AGP) подключается к процессору и работает со скоростью шины процессора. Это значит, что видеосигналы будут намного быстрее передаваться на видеокарту для обработки.
AGP использует оперативную память компьютера для хранения 3D изображений. По сути, это дает видеокарте неограниченный объем видеопамяти. Чтобы ускорить передачу данных Intel разработала AGP как прямой путь передачи данных в память. Диапазон скоростей передачи — 264 Мбит до 1,5 Гбит.
PCI-Express
Это модифицированная версия стандарта PCI, которая вышла в 2002 году. Особенность этой шины в том что вместо параллельного подключения всех устройств к шине используется подключение точка-точка, между двумя устройствами. Таких подключений может быть до 16.
Это дает максимальную скорость передачи данных. Также новый стандарт поддерживает горячую замену устройств во время работы компьютера.
PC Card
Шина Personal Computer Memory Card Industry Association (PCICIA) была создана для стандартизации шин передачи данных в портативных компьютерах.
Шина SCSI
Шина SCSI была разработана М. Шугартом и стандартизирована в 1986 году. Эта шина используется для подключения различных устройств для хранения данных, таких как жесткие диски, DVD приводы и так далее, а также принтеры и сканеры. Целью этого стандарта было обеспечить единый интерфейс для управления всеми запоминающими устройствами на максимальной скорости.
Шина USB
Это стандарт внешней шины, который поддерживает скорость передачи данных до 12 Мбит/сек. Один порт USB (Universal Serial Bus) позволяет подключить до 127 периферийных устройств, таких как мыши, модемы, клавиатуры, и другие устройства USB. Также поддерживается горячее удаление и вставка оборудования. На данный момент существуют такие внешние шины компьютера USB, это USB 1.0, USB 2.0, USB 3.0, USB 3.1 и USB Type-C.
USB 1.0 был выпущен в 1996 году и поддерживал скорость передачи данных до 1,5 Мбит/сек. Стандарт USB 1.1 уже поддерживал скорость 12 Мбит/сек для таких устройств, как жесткие диски.
Более новая спецификация — USB 2.0 появилась в 2002 году. Скорость передачи данных выросла до 480 Мбит/сек, а это в 40 раз быстрее чем раньше.
USB 3.0 появился в 2008 году и поднял стандарт скорости еще выше, теперь данные могут передаваться со скоростью 5 Гбит/сек. Также было увеличено количество устройств, которые можно питать от одного порта. USB 3.1 был выпущен в 2013 и тут уже поддерживалась скорость до 10 Гбит/с. Также для этой версии был разработан компактный разъем Type-C, к которому коннектор может подключаться любой стороной.
Видео:Сравнение трёх USB звуковых карт стоимостью от 50 до 2500 рублейСкачать
Выводы
В этой статье мы рассмотрели основные шины компьютера, историю их развития, назначение шин компьютера, их типы и виды. Надеюсь эта статья была для вас полезной и вы узнали много нового.
На завершение небольшое видео про шины и интерфейсы компьютера:
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📹 Видео
ТОП—7. Лучшие звуковые карты для ПК [внешние и внутренние]. Рейтинг 2024 года! Какую выбрать?Скачать
🎧 Почему тебе НУЖНА звуковая карта ?Скачать
ВНЕШНЯЯ ЗВУКОВАЯ КАРТА из КИТАЯ V8 ДЛЯ АНИМАТОРОВ САМОЕ ТО !Скачать
Звуковая карта ASUS Xonar SE | зачем нужна в ПК и чем лучше встроенной?Скачать
ТОП—7. Лучшие звуковые карты для ПК. Внешние и внутренние. Рейтинг 2022 года!Скачать
Звуковая карта для хакинтошаСкачать
ТОП–6. Лучшие внешние звуковые карты ✅ Рейтинг 2023 года ✅ Какую выбрать для ПК и домашней студии?Скачать
Обзор, тестирование 2-х внешних USB звуковых карт: ноунейм за 1.5 доллара и Orico SC2 за 8Скачать
ТОП—7. Лучшие звуковые карты для ПК [внешние и внутренние]. Рейтинг 2023 года! Какую выбрать?Скачать
EPOS GSX 1000 2nd Edition - ЭТО РАЗРЫВ 🤯 Звуковая Карта Для ИГРСкачать
Обзор на The Sound Card V8 с сайта AliExpress!!!Скачать
ЗВУКОВАЯ КАРТА С АЛИ ЗА 600 РУБЛЕЙ - ORICO SC2Скачать
Звуковые карты (аудиоинтерфейсы). Максимально подробно о главном.Скачать
Creative Audigy Rx обзор звуковой картыСкачать
Карта Behringer UM2 - Это микрофон! XDСкачать
ЦАП или Звуковая КартаСкачать