Если нет кондиционера, то в жару единственным средством обеспечения какой-то прохлады будет электровентилятор. Настольные вентиляторы являются относительно простыми и надежными электроприборами -но движущиеся детали подвержены естественному износу и, как многие переносные приборы, вентиляторы часто повреждаются в результате неосторожного обращения.
Есть аналогичные вентиляторы с напольной подставкой.
Как работает
Вентилятор обычно монтируется на валу, который вращает электродвигатель. С противоположного конца вала стоит червячная передача, соединенная редуктором с кривошипом, который заставляет вентилятор медленно поворачиваться из стороны в сторону, чтобы поток воздуха охватывал большую площадь. Есть специальный переключатель, который может отсоединять редуктор, когда режим поворота не нужен. Все вентиляторы, кроме самых простых моделей, имеют две скорости вращения. Диаметр среднего настольного вентилятора может быть в пределах 175-300 мм, напольные модели несколько больше.
Некоторые настольные вентиляторы настолько дешевы, что вряд ли есть смысл отдавать их в ремонт, однако поскольку вентиляторы, как правило, обслуживаются очень легко, то стоит потратить немного времени, чтобы вернуть прибор в рабочее состояние.
Рис. 1 Устройство вентилятора
- Лопасть вентилятора
- Ограждение
- Винт крепления решетки ограждения
- Вал
- Электродвигатель
- Червячная передача
- Редуктор
- Переключатель редуктора
- Кривошип
- Переключатель скорости вращения
- Контактная колодка
- Прижимная планка
Вентилятор шумит
Деформированы лопасти
Пластиковый моноблочный пропеллер вентилятора может деформироваться около источника высокой температуры. Деформированные лопасти могут задевать проволочное ограждение, вызывая этим шум, а также в конце концов повреждение и лопастей, и ограждения.
Деформированное ограждение
Если вентилятор упадет на стол или со стола на пол, то проволочная решетка ограждения может деформироваться и задеть и даже, возможно, повредить лопасти. Ограждение вашего вентилятора может иметь крепление, несколько отличное от описанных здесь.
- Передняя часть ограждения легко снимается после откручивания единственного крепежного винта.
- Если повреждена задняя часть ограждения, стяните пропеллер с его вала, чтобы получить доступ к большой пластиковой гайке, расположенной сзади. Рукой отверните эту гайку и снимите ограждение.
- Большими пальцами распрямите проволочное ограждение и соберите прибор в обратном разборке порядке. Возможно, там будут выступы и выемки, которые помогут правильно собрать две половинки ограждения.
Рис. 2 Отверните винт крепления ограждения
Рис. 3 Снимите пропеллер с вала
Рис. 4 Выпрямите деформированное ограждение
Вентилятор не поворачивается в стороны
Отсоединился кривошип
Разберите корпус и посмотрите: возможно, крепящие кривошип винты ослабли или вывернулись.
- Чтобы снять заднюю крышку, сначала освободите весь видимый крепеж. Возможно, придется сжать края корпуса, чтобы разъединить отлитые вместе с корпусом внутренние защелки.
- Посмотрите, соединен ли металлический кривошип с пластиковым зубчатым колесом под редуктором.
- Поищите отсутствующий винт внутри крышки, которую вы только что сняли. Закрепите кривошип и поставьте крышку на место, а затем испытайте прибор.
Рис. 5 Снимите заднюю крышку
Рис. 6 Проверьте крепление кривошипа
Рис. 7 Поищите винт в снятой крышке
Повороты работают с перебоями
Если вентилятор не поворачивается из стороны в сторону или застревает в процессе поворотов, проверьте сцепление шестерен в редукторе.
- Проверьте, свободно ли перемещается переключатель редуктора вверх и вниз.
Рис. 8 Убедитесь, что переключатель свободно перемещается
- Выньте винт, который держит верх редуктора, затем выньте вал и главную шестерню.
Рис. 9 Снимите вал и шестерни
- Равномерно распределите смазку, которая могла сместиться к концам червяка.
Рис. 10 Равномерно распределите смазку
- Снова соберите редуктор, аккуратно сочленив шестерни, затем поставьте на место крышку.
Может оказаться невозможным достать запасные части для редуктора. В таком случае единственным выходом будет сборка вентилятора и использование его в стационарном режиме.
РАБОТАЕТ С ПЕРЕБОЯМИ
Неисправный вентилятор
У типичного настольного вентилятора выключатель расположен в основании. У большинства вентиляторов на основании есть резиновые или пластиковые ножки или накладки против скольжения на гладкой поверхности. Винты крепления крышки основания часто скрыты этими резинками.
- Если крепежных винтов не видно, кончиком маленькой отвертки или перочинного ножа подденьте резинки и выньте их из гнезд.
Рис. 11 Резинки закрывают крепежные винты
- Отверните крепежные винты и снимите крышку основания, получив доступ к выключателю. У простейшего вентилятора стоит простейший переключатель на две скорости. Для дешевых вентиляторов может не быть запчастей, но неисправный выключатель можно попробовать отремонтировать.
- Проверьте плавность работы выключателя, зачистите корродированные или выщербленные контакты сложенной вдвое мелкозернистой шкуркой. Перед установкой выключателя сметите пыль от шкурки.
Рис. 12 Почистите загрязненные контакты
- Поставьте выключатель на место и убедитесь, что все провода подсоединены в исходном порядке; затем винтами закрепите крышку основания.
СОВСЕМ НЕ РАБОТАЕТ
Неисправная вилка или предохранитель
Проверьте правильность подсоединения вилки и замените перегоревший предохранитель. Если предохранитель снова перегорит при включении вилки в розетку, отдайте прибор в мастерскую.
Отсутствие питания
Если другие приборы в той же цепи прекратили работать, поищите на щитке перегоревший предохранитель или сработавший автомат либо УЗО
Видео:Ремонт, и доработка напольного вентилятораСкачать
Обрыв в шнуре
Прозвоните шнур тестером. Если шнур крепится винтами, то заменить его новым будет достаточно просто.
Читайте также: Что такое присадка для масла автомобилей редукторов
Плохой контакт
Проверьте надежность контакта внутреннего электромонтажа и затяните все соединения заземления. Проверьте надежность заземления.
Рис. 13 Затяните соединения заземления
Неисправный выключатель
Проверить и при необходимости заменить.
Неисправный электродвигатель
Даже если можно приобрести запасной электродвигатель, он, видимо, будет стоить почти столько же, сколько новый вентилятор.
ГЛАВНОЕ -БЕЗОПАСНОСТЬ
- Не оставляйте вращающийся вентилятор без присмотра в тех местах, где дети могут просунуть сквозь предохранительную решетку какой-то предмет или пальцы.
- Убедитесь в правильности соединения вилки и шнура и соответствия номинала предохранителя.
- Ни в коем случае не пользуйтесь вентилятором со снятым ограждением.
- Перед обслуживанием или ремонтом вентилятора обязательно выньте его вилку из розетки.
- При сборке прибора убедитесь, что все провода и детали возвращены в их первоначальное положение.
- Перед возобновлением эксплуатации проверьте настольный вентилятор: вставьте его вилку в цепь, защищенную УЗО, а затем включите прибор. Если УЗО сработает, отдайте вентилятор для проверки специалисту.
- Если электроприбор имеет заземление, его обязательно надо проверить тестером, прежде чем возобновлять эксплуатацию прибора. У описанного здесь вентилятора заземление проверялось касанием одного щупа земляного контакта вилки, а второго — электродвигателя и металлического вала пропеллера.
Всего хорошего, пишите to Elremont © 2009
Ремонт напольного вентилятора своими руками. Все причины почему не крутится и как разобрать.
В самые жаркие летние дни, единственным спасением от изнывающего зноя, является обычный напольный вентилятор.
Далеко не каждый может позволить себе полноценную сплит систему или хотя бы мобильный кондиционер.
Но к сожалению, и этот недорогой и доступный ветродуй, время от времени ломается. Особенно летят как семечки китайские модели.
А их на нашем рынке подавляющее большинство. Что же делать, если вентилятор перестал вращаться и работать? Какие у него основные болячки и из-за чего он ломается?
Всего можно выделить 5 основных причины выхода из строя напольных вентиляторов:
Главная проблема дешевых моделей, на которую почему-то мало кто обращает внимание — неправильное литье лопастей. Из-за этого происходит дисбаланс, разбиваются подшипники, увеличиваются зазоры.
На это вы повлиять никак не можете, так как уже купили вентилятор с таким изначальным дефектом. Иногда он вроде бы и работает, нормально вращается крыльчатка, но при этом не дует.
То есть, никакого охлаждающего потока воздуха от него нет. Из-за чего это происходит?
Из-за неправильного угла атаки лопастей. Его лепестки деформированы и гоняют воздушный поток по кругу, а не выбрасывают наружу.
Этот эффект может проявиться со временем, после того как вентилятор долго стоял под прямыми лучами солнца и его крыльчатка нагревшись, начала постепенно менять свою форму.
Лечится это только заменой крыльчатки на новую.
Наиболее часто встречающейся проблемой, является засохшая смазка или ее недостаток. Вентилятор начинает подклинивать, терять обороты и как следствие, увеличивается нагрузка на двигатель. Ветродуй уже не работает в полную силу.
Движок намотанный тоненькой проволокой в 0,2мм начинает греться и постепенно выгорают обмотки.
Как выявляется подобный дефект? В этом случае вентилятор перестает вращаться. Он гудит, но крыльчатка не крутится.
А еще бывает, что он запускается только на 3-й скорости, а на первые две вовсе не реагирует. Ему просто не хватает мощи, чтобы провернуть вал.
Дабы его завести, приходится как на старых самолетах, в наглую раскручивать лопасти.
Кстати, такой же симптом может быть и при повреждении пускового конденсатора. Как же без приборов узнать, какая причина виновата в поломке?
Видео:Ремонт напольного вентилятора Crown (замена корпуса редуктора)Скачать
Для этого нужно хотя бы добраться до вала двигателя, сняв защитный кожух и лопасти. Если вал от руки будет вращаться с большим трудом, то вините грязь и засохшую смазку.
А если он крутиться легко и у него есть инерция, то скорее всего накрылся кондер. Симптом — включили вентилятор в розетку, а он не крутится. При этом прокручиваете в наглую мотор и он запускается.
Если рукой при работе придержать лопасти вентилятора, он опять может остановиться. Проверяется конденсатор мультиметром, если у него есть соответствующая шкала замера емкости.
Для замены подбирайте новый кондер по таким же параметрам, какие указаны на корпусе старого.
Кстати, еще не до конца высохший конденсатор, также влияет на обороты. Если вы заметили, что они у вас упали и вентилятор стал крутиться медленнее, это звоночек для его проверки.
Проблема тугого вращения решается новой смазкой подшипников. Здесь используются, так называемые подшипники скольжения. Кто-то называет их втулками.
Применять шарики в таких конструкциях дороговато, да и гремят со временем они будь здоров. Для ремонта вовсе не обязательно разбирать весь двигатель целиком. Достаточно открутить несколько винтиков и брызнуть в нужные места универсальным аэрозолем WD40.
Как же добраться до втулок, не снимая движок? Для начала, откручиваете центральный винт на задней стенке защитного кожуха.
Еще один саморез прячется в регулировочной кнопке-рычаге для поворота или стопора головы вентилятора.
Читайте также: Количество ступеней в редукторе как определить
После этого, задняя крышка легко снимается со своего места. Что находится под ней? Здесь вы можете увидеть редуктор поворотного механизма, который придает вращение всей голове.
Снизу к нему подходит специальная тяга.
Сверху закреплен пусковой конденсатор движка.
Кстати, имейте в виду, что в разных моделях его может там и не быть. В этом случае, ищите его возле кнопок переключения скоростей.
Чтобы получить доступ к подшипнику двигателя, вам потребуется снять редуктор. Крепится он на трех винтиках, а снизу подпирается тягой.
Скручиваете винты и отсоединяете тягу. После этого редуктор снимается с вала и вы получаете доступ к задней втулке.
Больше ничего раскручивать и разбирать не нужно. Остальное за вас сделает вэдэшка.
Одеваете на баллончик WD40 узкую направляющую трубочку и несколько раз пшыкаете в зазор между валом и подшипником.
После разбрызгивания WD40, рукой проворачиваете вал в разные стороны и немного двигаете его вперед-назад.
Лишняя загустевшая смазка, посторонний мусор и пыль будут постепенно выходить наружу. Эти излишки грязи легко удаляются ватными палочками.
Если у вас есть густая смазка по типу циатим или литол, желательно нанести ее на червяк редуктора. После этих чистящих процедур, капаете на подшипник с внешней стороны несколько капель масла для швейных машинок.
Видео:разбираю напольный вентилятор и изучаю редуктор которые шевелит вентилятор туда-сюдаСкачать
Только не нужно наносить ее через чур много. Иначе она в последствие растекается по всем местам и на нее налипает пыль, обратно превращаясь в грязь. В итоге вы опять получите клин и проблему с вращением вентилятора.
Возле втулок в отдельных моделях ставят войлочные шайбы. Они пропитываются маслом и при нагреве, масло стекает на вал, смазывая его.
Собирается все в обратной последовательности. Тяга — три винта редуктора — внешняя крышка.
Кстати, если через чур затянуть центральный саморез на задней крышке, а это именно саморез, а не винт, он может пройти сквозь пластмассу поворотного редуктора и упереться в вал.
С задним подшипником разобрались, далее переходите к передней части вентилятора. Здесь по центру стоит защитный колпачок.
Он откручивается, внимание — по часовой стрелке, так как резьба здесь левая.
Скидываете его и снимаете пропеллер с вала. Вы получаете доступ уже к переднему подшипнику скольжения.
Принцип здесь тот же самый. Сначала выдавливаете и размягчаете старую смазку и грязь вэдэшкой, а потом наносите новую.
После этого одеваете пропеллер обратно и закрываете крышечку. Закончив ремонт, включаете вентилятор на повышенных оборотах, и дав ему поработать так несколько минут, переключаете на ту скорость, которая требуется.
Если повреждение более сложное и простая смазка не помогает, придется разобрать вентилятор по детальнее.
Сперва проделываете все махинации по разборке как указано выше. После снятия пропеллера, откручиваете пластиковую переднюю контргайку ,которая располагается сразу за ним, и скидываете всю защитную рамку.
В руках у вас остается сам двигатель и ножка, в которой проходят провода питания и расположен кнопочный механизм.
Разбираете эту ногу выкрутив 6 саморезов.
В первую очередь проверяйте пайку проводов. Вполне возможно один из них, или даже несколько отвалились или отгорели.
Если все цело, как понять какой провод куда идет и за что отвечает? Начинайте проверку с двух проводов от вилки питания.
Один из них, пусть это будет черный (как на фото снизу), через лампочку подсветки идет напрямую к двигателю вентилятора.
Второй провод заходит на нижнюю клемму наборного выключателя (кнопка 0).
Далее, путем нажатия соответствующих кнопок — 1-я скорость, 2-я, 3-я, замыкаются те или иные контакты переключателя, и тем самым изменяется скорость двигателя.
Каждый провод от этих кнопок идет к своему выводу на обмотке, с большим или меньшим числом витков. Подавая на них напряжение, вы заставляете пропеллер крутиться быстрее или медленнее.
Упрощенная схема ветродуя выглядит следующим образом.
Типичные схемы большинства недорогих 3-х скоростных напольных вентиляторов примерно вот такие:
Нажатие каждой кнопки сопровождается замыканием своей контактной группы.
При этом другая контактная группа в этот момент размыкается.
Видео:Ремонт напольного вентилятора. Основная неисправность.Скачать
Иногда эти контакты подгорают или не доходят до своей пластины. Тогда у вас пропадает какая-либо из скоростей.
Проверяется это все элементарно китайским мультиметром, в режиме прозвонки цепи.
Если у вас оборвется самый первый проводок или не будет контакта на нем, то мотор вентилятора просто не запустится. Поэтому при полностью неработающем вентиляторе, проверяйте в первую очередь его.
Если конечно перед этим вы убедились, что исправна сама вилка и шнур питания от нее. Это также вызванивается тестером.
Один конец щупов ставите на штырь вилки, а другим прикасаетесь к контактной площадке на кнопке «0». При исправности, должно быть нулевое сопротивление.
Далее можно проверить таким же образом провода на всех скоростях. Контактный щуп на вилку — другой щуп на отходящий провод от соответствующей кнопки скорости к двигателю.
Если везде по нулям, значит переключатель и провода у вас рабочие.
Читайте также: Автозапчасти редуктор заднего моста
Далее проверяете второй контакт на вилке и тот проводок, который напрямую уходит мимо выключателя на движок. Убедитесь, что здесь шнур у вас тоже целый.
Только после этого можно переходить к проверке обмоток самого двигателя.
На мультиметре выставляете сопротивление в 2000 Ом. Далее, чтобы не выкусывать нигде провода, в месте подключения конденсатора, зачищаете немного изоляцию.
Ищите общую точку цепи, как на схеме внизу.
Найдя ее, вызваниваете сопротивление обмотки. Для этого поочередно касаетесь вторым щупом контактов на переключателе.
Примерные значения сопротивления обмоток вентилятора могут быть следующими:
Конечно у разных моделей они могут немного отличаться, но самое главное, чтобы не было обрыва или КЗ. Замеры могут показать как несколько сотен Ом, так и чуть больше 1кОм.
Все зависит от мощности вентилятора и сечения провода.
Сопротивление между выводами обмоток будут уже поменьше — 100-200 Ом.
Еще проверяется конденсаторная обмотка и суммарное сопротивление всех обмоток вместе взятых.
Вот самое грамотное и полное видео по проверке работоспособности обмоток вентилятора мультиметром.
Если проверка целостности обмоток также не выявила отклонений и дефектов, идете дальше. Для этого полностью разбираете вентилятор, что называется по косточкам.
Сначала двигатель нужно освободить от всех пластмассовых деталей. Откручиваете 4 винта с лицевой стороны и снимаете крышечку.
На новых моделях кроме винтов, еще имеются защелки. Их нужно отогнуть отверткой.
Чтобы отсоединить ногу, нужно найти еще один винтик, который обычно прячется под заглушкой.
Видео:КАК ВЕНТИЛЯТОР РЕГУЛИРУЕТ ОБОРОТЫ ? Разбираем на части напольный кулер.Скачать
Ослабляете его и вытаскиваете крепежный вал. Для демонтажа проводов, которые проходят сквозь ногу, их потребуется выкусить или выпаять с клеммников на кнопках скоростей.
При этом запишите или зарисуйте, куда какой изначально подключается.
В итоге у вас в руках должен оказаться голый мотор вентилятора без всего лишнего.
Разбираем его. Откручиваете винты, стягивающие заднюю крышку.
При этом перед разборкой, обязательно на всех крышках и железе ставьте отметки того, как все было собрано изначально.
Иначе после неправильной стыковки, у вас пропадет центровка. Возникнут проблемы с подклиниванием вала и вращением лопастей.
Сняв подшипник, вы добираетесь до самих обмоток. Среди пучка проводов питания, идущих от переключателя, ищите специальное термореле.
Очень часто движок перестает работать после его перегорания. Данное реле должно срабатывать и размыкать цепь, при температуре обмоток в 135-145 градусов.
После остывания, реле вновь замыкается и вентилятор запускается. Так вот, иногда оно перегорает полностью и фактически играет роль предохранителя.
Если ваш вентилятор стал часто отключаться и самостоятельно запускаться вновь, виновата именно эта защита. Знайте, что просто так она не срабатывает. Это означает, что у вас либо подклинивает вал, либо приходит конец обмоткам и они перегреваются.
Перегрев обмоток может быть связан с разрушением маленькой крыльчатки, которая стоит на валу внутри самого двигателя. Она призвана обдувать и снижать температуру витков.
В самых дешевых моделях термодатчик-реле не ставят, в них все подключено напрямую. Исходя из этого, если ваш «термопредохранитель» сгорел, его можно конечно зашунтировать и запустить ветродуй. Но при этом вы останетесь без защиты от пожара.
Это реле также проверяется тестером.
Между его лапками должна быть цепь в режиме прозвонки.
Если все детали и релюшки внутри целые, остается внимательно через увеличительное стекло просмотреть обмотки, вал и ротор. Возможно вы увидите оборванные или покоцанные медные жилки.
Такое случается, когда подшипник выскакивает из своего посадочного места и ротор начинает биться по обмоткам.
У современных китайских напольных вентиляторов, довольно часто ослабевает винтовое соединение между двух половинок двигателя. Не забывайте, что вал с обоих сторон, одевается на самоцентрирующие меднографитовые втулки, которые плотно стопорятся в крышках.
При их сборке и затягивании, можно легонько постукать молоточком по самому трансформаторному железу, чтобы вал крутился легко, с небольшой инерцией. Кто-то пытается поймать центр самостоятельно и мастерит вот такой тихий ужас.
В конечном итоге вал вываливается из подшипника, в результате чего появляется клин. Как следствие, ротор начинает царапать обмотки и свою поверхность.
Также имейте в виду, что если ваш вентилятор упал и после этого перестал работать и вращаться, то и здесь скорее всего произошел перекос втулок. Ничего другого поломаться от такого падения не может.
Конденсатор от этого не испортится, обмотки залитые лаком не оборвутся. Разве что, некоторые кнопки могут отойти. Но в первую очередь проверяйте соосность подшипников. И тогда все будет работать как надо.
К сожалению, с механическим дефектом обмоток или ротора, а также их внутривитковыми замыканиями, вам самостоятельно не справиться. Перематывать движки дешевых ветродуев не рационально, гораздо проще будет купить новую модель.
Однако это уже последняя стадия проверки, и есть надежда, что вы до нее так и не доберетесь, найдя повреждение где-нибудь в другом месте, методами рассмотренными выше.
Видео:РЕМОНТ напольного вентилятора, банальная неисправностьСкачать
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
🎥 Видео
Сложный ремонт простого напольного вентилятора.Скачать
Вентилятор напольный, китайский. Ремонт, схема, параметры.Скачать
Ремонт напольных вентиляторовСкачать
Устройство и ремонт напольного вентилятора CentekСкачать
Ремонт напольного вентилятораСкачать
Вентилятор напольный. Проверка и ремонт.Скачать
Ремонт вентилятора 2020Скачать
Напольный вентилятор - полная разборка и ремонтСкачать
Ремонт напольного вентилятора Vitek VT-1910 (mi/tral)Скачать
Ремонт напольного вентилятора, с пультом, Bimatec.Скачать
Узнав этот секрет, ты больше никогда не выбросишь моторчик от микроволновки!Скачать
№79 вентилятор не вращается ремонт бытовой поиск неисправностиСкачать
Ремонт бытового вентилятораСкачать
№32 вентилятор не вращается ремонт смазка чистка электродвигатель напольный настольныйСкачать