Разработка зимних покрышек и постоянное совершенствование их сцепных качеств, привели к новой конструкционной особенности, которой стали ламели на шинах. Событие произошло в середине прошлого столетия. Первые положительные отзывы об улучшенных характеристиках колёс, поступили от водителей в период эксплуатации машин в мокрый снег и на обледенелой дороге. Новшество оказалось настолько практично, что его используют в современном производстве автомобильной резины. Но мало кто знает, что первые ламели появились не на покрышках.
- Что такое ламели на шинах
- Зачем нужны ламели – какова их функция
- Виды ламелей
- Преимущества и недостатки ламелей
- Долго не мог понять, почему летние шины гудят сильнее зимних: Оказалось, секрет в ламелях
- Как понять по виду протектора, шумные покрышки или тихие?
- Зет, пила, помпа – и это все о ней
- Конфигурация блока протектора
- Z-образные ламели
- Mикропомпы
- Пилообразные кромки
- Многосекторный протектор
- Резиновая смесь FLEX-ICE
- Устойчивость на высоких скоростях (210 км/ч)
- Ламелированные шины: преимущества и недостатки
- 📸 Видео
Видео:Резина premiorri viamaggiore z plus после 1000км. Балансировка.Скачать
Что такое ламели на шинах
Ламели – это микроразрезы на поверхности блоков протектора. Если приглядеться, то можно увидеть, что вся ширина профиля покрышки оснащена прямыми или волнообразными разрезами. Ламели были придуманы, преимущественно для зимних шин. В данный период, это технологическая особенность применятся на некоторых моделях летней резины.
Первые ламели появились не на покрышках, а на резиновой обуви. Это произошло в 1923 году. Автором изделия стал Джон Сайпс, работник мясокомбината. С тех пор, ламели носят его имя и называются — Sipes.
С конца 60-х, разработчики покрышек в США, старались сделать передвижение на автомобиле более безопасным. К этому, добавилось желание улучшить управляемость и проходимость машины. В 70-х, к ним присоединились европейцы, желающие поберечь асфальт от шипов.
Экспериментируя с протектором, инженеры выявили, что если разделить каждый блок на несколько частей, то пятно контакта с дорогой увеличится. При этом, каждый микроблок будет работать самостоятельно. В совокупности с более мягким каучуком, у разработчиков получились отличные покрышки с повышенной цепкостью.
Видео:Шинциклопедия: ламелиСкачать
Зачем нужны ламели – какова их функция
В пятне контакта колеса с автодорогой ламельная поверхность протектора расширяется и ложится всей плоскостью на неровный участок дороги. Другими словами, словно прилипает к нему, как улитка. Эта функция позволяет значительно повысить сцепление и управляемость автомобилем. При этом, дорожное полотно может быть обледенелым или мокрым. Но, на характеристики колеса, такие факторы повлиять практически не могут.
Прохождение поворота на шинах с ламелями, также стало на порядок выше. Блоки с микроразрезами начинают работать в поперечном направлении. После выхода из поворота, ламели начинают функционировать в продольном направлении.
Видео:Как срезать ламели шин Т-РОМ 8/ТРОМ16.Скачать
Виды ламелей
Изготовители шин применяют новаторские решения в нанесении ламелей на свою продукцию. Представить протектор зимней шины без микроразрезов – невозможно. Но это уже не однообразные ламели, а разрезы различных конфигураций, что добавляет эффективности сезонным колёсам. Сегодня встречаются следующие виды ламелей:
- прямые;
- волнообразные;
- зигзагообразные
- конфигурации Y, Z или П;
- четырехугольные;
- самоблокирующиеся;
- ламели-насосы;
- 3D ламель.
Видео:ОБЗОР ЗИМНЕЙ ШИНЫ CORDIANT Snow Cross | REZINA.CCСкачать
Преимущества и недостатки ламелей
Достоинство технологичных микроразрезов в том, что они как губка впитывают воду и снег, улучшая пятно контакта колеса с автодорогой. Минус – это повышает эффект аквапоанирования. Кроме того, шины с ламелями непрактичны в горячем асфальте. Мягкая резина делает автомобиль менее чутким к управлению в тёплое время года.
Некоторые производители начали патентовать свои ламели. Например, компания Pirelli, разработала новый вид, похожий на кирпичную кладку. Новшеству присвоили название — Interactive Block Sipes.
Высокоэластичный состав резины в совокупности с ламелями, делает зимние колёса практичными. Причём неважно, арктические это шины или фрикционные (липучки). Очевидно, что без ключевых микроразрезов, сцепные качества колёс были бы хуже.
Как разбортировать бескамерное колесо?
Как разбортировать колесо автомобиля?
Как отремонтировать шину своими руками
Как снять и установить колпаки с колес
Набор для ремонта шин: когда пригодится, состав, как пользоваться
Как выбрать б/у диски — на что смотреть
Маркировки на шинах — что обозначают, как расшифровываются
Видео:Китайские шины без резиныСкачать
Долго не мог понять, почему летние шины гудят сильнее зимних: Оказалось, секрет в ламелях
Несмотря на то, что прошедшая зима оказалась очень мягкой, и снега многие автомобилисты практически так и не увидели, всё равно каждый из нас, если говорить о здравомыслящих гражданах, эксплуатировали свой автомобиль на зимней резине.
И вот совсем недавно, ещё до наступления тепла, когда все уже начали подумывать переобуваться, сосед по гаражу, с которым я вижусь буквально каждые выходные, перекинул комплект колёс чуть ли не раньше всех на нашем ряду. Но его можно понять, ведь он на Дастере, и даже если бы пошёл небольшой снежок, с полным приводом можно было покататься и на всесезонке аккуратно.
Но вот когда он переобулся, вместо того, чтобы радоваться, что теперь не придётся слышать шум и гул шипованной резины, он наоборот начал жаловаться на то, что летняя резина стала шуметь гораздо сильнее зимней. Кто-то может подумать, что у него была «липучка», но сразу говорю — нет, настоящий шипованный Continental.
Читайте также: От чего сдуваются шины
Думаю, и среди вас есть немало тех, у кого была похожая ситуация, когда зимние шины были тише летних, и многие также задавались вопросом, в чём же дело, и почему происходит такой абсурд. Давайте докопаемся до истины вместе.
Видео:Ламели Continental Viking Contact 7 225/50 R17 98TСкачать
Как понять по виду протектора, шумные покрышки или тихие?
Дело в том, что шум не всегда создаётся конкретно шипами, и нередко возникает ситуация, когда обычный протектор без этих «железных вставок» оказывается более громким. За счёт чего это происходит? Честно признаться, я и сам сталкивался с такой же бедой, и долго не мог понять,ю почему так происходит, но недавно во всём разобрался. Рассказываю, в чём секрет.
Опять же, на примере соседского автомобиля, сейчас я постараюсь продемонстрировать, в чём же истинная причина такого несоответствия, и почему в его случае «зима» оказалась разительно тише «лета». Итак, давайте взглянем на зимние шины, которые с его слов были практически бесшумными.
Видео:Обзор зимних шин Premiorri ViaMaggiore Z PlusСкачать
Зет, пила, помпа – и это все о ней
У нас в России для автомобилистов существуют две «совершенно неожиданные» проблемы – приход зимы и, как следствие, необходимость выбирать зимние шины. Но к первой проблеме народ хоть как-то, но притерпелся – зима приходит неожиданно, но регулярно. А вот с выбором шин – задача покруче, чем была у осла имени французского философа Жана Буридана. Этот теоретический осел выбирал между двумя одинаковыми охапками сена, а конкретному автовладельцу каждый год приходится делать выбор между не одним десятком новых моделей зимних шин: у их производителей – своя гонка моделей.
Однако, как и в любой гонке, среди производителей шин есть своя «группа лидеров», в которую, без сомнения, входит «Мишлен». Эта фирма ежегодно представляет новинки, которые заслуживают, как минимум, пристального внимания…
В частности, 2012 году компания «Мишлен» выпускает на рынок России и СНГ шину MICHELIN X-ICE 3. Она предназначена, по словам разработчиков, для оснащения легковых автомобилей и небольших кроссоверов в странах, где большую часть зимнего сезона дороги покрыты снегом или льдом, или и снегом, и льдом (Россия, страны СНГ, Скандинавские страны, Япония, Канада).
Для российского автовладельца эта шина – своеобразная осуществленная мечта. Как сообщается в релизе, «задача новой зимней шины состоит в обеспечении максимально возможного уровня безопасности при ежедневном использовании автомобиля в любых зимних условиях, включая самые экстремальные – обледенелая, заснеженная, мокрая дорога, при температуре близкой к 0°C или очень низкой». И все это, напомню – при отсутствии шипов.
По результатам внутренних тестов, проведенных компанией, MICHELIN X-ICE 3 превосходит шину предыдущего поколения. Так, на льду тормозной путь на 7% короче, разгон на 17% быстрее, что свидетельствует об улучшенном коэффициенте сцепления.
Улучшения заметны и на снегу: торможение улучшено на 3%, а разгонная динамика – на 6%.
Однако не стоит пренебрежительно относиться к этим цифрам. Современный уровень шинных технологий очень высок – и за каждый процент улучшения коэффициента сцепления, ресурса инженерам и ученым приходится буквально «вести войну» с законами природы, используя самые последние исследования и разработки. К тому же задача усложняется тем, что необходимые характеристики шины противоречат друг другу – например, сопротивление качению и сцепление. Увеличение ресурса обычно снижает управляемость и т.д.
Собственно, любая новая шина – это всегда своеобразная инженерная «игра» с геометрией протектора и рецептурой резиновой смеси. Правда, игра основанная не на случайности, а на глубокой научной проработке каждого фактора, влияющего на свойства шин.
Поэтому специалисты «Мишлен» (а компания тратит огромные деньги на научные и технологические исследования) работали над каждой составляющей, чтобы обеспечить именно уникальную комбинацию характеристик новой зимней шины.
Видео:Вот вам и китайская резинаСкачать
Конфигурация блока протектора
Протектор представляет собой уникальную комбинацию из трех конструктивных элементов, ответственных за сцепление – Z-ламели, микропомпы и пилообразные кромки.
Видео:Зимние шины Cordiant Snow CrossСкачать
Z-образные ламели
Ламели шины MICHELIN X-ICE 3 имеют Z-образную форму. При этом нарезка ламелей происходит как по плоскости блока, так и вглубь блока протектора. Этим создаются не только острые кромки для сцепления с зимней дорогой, но и самоблокирующаяся мини-система, которая придает жесткость всему протектору.
Видео:GOODYEAR UltraGrip Ice Arctic | V-образные ламелиСкачать
Mикропомпы
По верхнему краю блока протектора находятся небольшие отверстия цилиндрической формы – «микропомпы». Они удаляют водную пленку, подсушивая лед, и делают работу резиновой смеси максимально эффективной.
Кроме этого, замена части ламелей на микропомпы добавила жесткости всей структуре блока протектора, что положительно сказалось на управляемости шины в целом.
Видео:Что внутри китайской и европейской шины? Пилим - и сравниваем!Скачать
Пилообразные кромки
Верхний край блока протектора шины MICHELIN X-ICE 3 получил острые края для того, чтобы улучшить поперечное сцепление шины на снежной поверхности, а также предотвратить скопление снега в водоотводных каналах – что, соответственно, улучшает проходимость шины в глубоком снегу.
Читайте также: Манометр для контроля давления в шинах автомобиля
Видео:ЗИМНИЕ ШИНЫ, как я выбирала зимнюю резину, мои советы.Скачать
Многосекторный протектор
Новая шина получила большее количество секторов протектора – их количество было увеличено на 15% по сравнению с предыдущей моделью. Обладая высокой плотностью острых кромок блоков протектора, шина позволяет успешно преодолевать снежные участки.
Кроме того, V-образный рисунок протектора с расширяющимися во внешнюю сторону каналами позволяет отводить снег из-под шины, а гладкие стенки каналов и зубцы, расположенные по краям блоков, препятствуют скоплению снега.
Видео:Отличие китайской шины от российскойСкачать
Резиновая смесь FLEX-ICE
Новые технические решения протектора MICHELIN X-ICE 3 дополнены и новым составом резиновой смеси, из которой она создана. Смесь называется Flex-Ice, и отличается значительным содержанием силики – производной кремнийорганической кислоты. Эта резиновая смесь сохраняет достаточную эластичность при низкой температуре и умеренную жесткость при повышенной температуре – что улучшает сцепление на всех типах зимних дорог. Кроме того, Flex-Ice обладает высокой стойкостью к износу, а также улучшенными сцепными свойствами на мокрой дороге.
Видео:На что влияет протектор, рисунок шин. С каким протектором выбрать шиныСкачать
Устойчивость на высоких скоростях (210 км/ч)
Новая шина получила высокий индекс скорости – Н (210 км/ч), наивысший индекс скорости среди других нешипованных шин «для суровых зимних условий». Для того, чтобы шина с мягкой резиновой смесью (необходимой для сцепления при экстремально низких температурах) могла достичь порога скорости в 210 км/ч, разработчики модифицировали ламели в плечевой зоне протектора. И прямому основанию придали каплеобразную форму – чтобы снизить напряжение, возникающее под нагрузкой при высокоскоростном движении и предотвратить разрушение протектора.
Шины MICHELIN X-ICE 3 будут доступны в продаже в зимний сезон 2012 года в 32 различных типоразмерах с индексами скорости T(190 км/ч) и H (210 км/ч), высотой профиля: 65 – 45, посадочным диаметром: 14 – 18 дюймов.
Давно известно, что шины «Мишлен» – продукт качественный, но не самый дешевый. Но тут каждый автовладелец должен делать собственный выбор. Либо сэкономить несколько сотен рублей, но при этом всю зиму рисковать машиной, а то и жизнью. Либо в момент выбора «придушить жабу»: деньги всегда можно заработать, а вторую жизнь – не всегда…
Видео:Зимние шины для Nissan Leaf | Мини-обзор шин Premiorri ViaMaggiore Z PlusСкачать
Ламелированные шины: преимущества и недостатки
Ламелированные шины: преимущества и недостатки
Что вообще такое ламели? Взглянув на протектор, можно увидеть не только основной широкий рисунок канавок, но и тонкие, как будто ножом сделанные, зигзагообразные глубокие разрезы, образующие причудливые узоры и придающие покрышке эдакий чешуйчатый вид. Собственно, разрезы — это и есть ламели, изобретенные в 60-х годах прошлого века. Именно благодаря им появились современные зимние и всесезонные шины, надежные и высокоэффективные. Часто ламелированные шины еще называют фрикционными или попросту «липучками».
Так какие же такие замечательные свойства приобретают шины при нанесении ламелей? Сейчас мы их рассмотрим.
Во-первых, увеличение сцепления с дорожным покрытием. Из-за разрезов улучшается податливость блоков протектора, соответственно, резина становится более «мягкой», плотнее обхватывает дорожные неровности и способна передавать большее тяговое усилие. Кроме того, ламели создают на поверхности шины множество дополнительных кромок, что также улучшает сцепление. Это делает ламели практически незаменимыми на заледенелой дороге. Более того, в таких условиях «липучки» проявляют себя даже лучше шипованной резины. Однако сразу замечу, что у этого положительного фактора есть и минусы, порой весьма существенные, к которым мы еще вернемся.
В настоящее время в протекторах зимних покрышек почти всегда совмещают шипы и ламели, и недаром именно такие гибриды показывают наилучшие результаты в тестах. Вообще, если вам вдруг попалась зимняя неламелированная шина, то можно почти наверняка сказать, что она предназначена для езды в основном по глубокому или утрамбованному снегу, а вот на льду или мокром покрытии будет проигрывать фрикционной.
Слева направо:
зимняя шипованная шина Goodyear 255/55 R18 Ultra Grip 500 109T XL,
зимняя фрикционная шина Nokian Hakkapeliitta R,
летняя шина Nexen Radial А/Т (RV)
Во-вторых, к положительным моментам смело можно причислить увеличение площади поверхности шины, то есть площади теплоотдачи. Оно влечет за собой уменьшение температуры, а это, в свою очередь, уменьшает износ резины. Иногда на боковых поверхностях шашек протектора, где тепловые нагрузки наиболее высоки, делают простые цилиндрические (круглые) ламели. Они совершенно не уменьшают пятно контакта колеса с дорогой, но при этом очень эффективны для отвода тепла.
В-третьих, применение ламелей предоставляет конструкторам шин большие творческие возможности при разработке и дизайне. Очень часто ламели как конструктивный элемент заставляют выполнять дополнительные функции. В качестве примера можно привести фирму Nokian Tyres, которая запатентовала так называемые насосные ламели. Они находятся на боковых поверхностях шашек плечевой (краевой) зоны протектора и имеют вид кармашков, которые при сжатии шины раскрываются и втягивают в себя воду. Или, скажем, изобретены ламели-«капли», которые, при истирании рисунка протектора на две трети, раскрываются и образуют дополнительные кромки для зацепления. Также на сайте одного из производителей шин пытаются воздействовать на эстетические чувства потенциальных покупателей, утверждая, что ламели на их покрышках имеют форму языков пламени.
Читайте также: Как узнать год выпуска шины нокиан нордман
Однако при всей очевидной пользе от ламелей они имеют и недостатки, с которыми, впрочем, производители шин успешно борются. Недостатки эти, как зачастую бывает, являются оборотной стороной достоинств, и сейчас мы узнаем о них поподробней.
Основная беда ламелизированных шин — повышенная склонность к аквапланированию. Напомню вкратце, что это такое. При движении по мокрой дороге перед колесом возникает бугорок воды, выдавленной из-под резины вперед по ходу движения. При достаточно высокой скорости избыточная вода не успевает вытечь в стороны, бугорок становится настолько плотным, что колесо приподнимается и автомобиль начинает «плыть» по поверхности, теряя управление. В отличие от контролируемого скольжения при повороте при аквапланировании управление машиной невозможно до тех пор, пока скорость не упадет. Более того, если в это время пытаться вывернуть руль, то возникает опасность резкого броска автомобиля в сторону в момент, когда снова появляется сцепление с дорогой.
Аквапланирование как оно есть
Так вот, ламелированные шины из-за своей повышенной мягкости хуже отводят воду из-под колес, соответственно, устойчивость к аквапланированию у них не на высоте. Объяснение этому простое — более мягкая резина сильнее «проседает» под весом автомобиля, а из-за этого уменьшается просвет водоотводящих канавок протектора. Поэтому при проектировании рисунка протектора с ламелями предусматривают более широкие дорожки протектора в плечевых (краевых) зонах, позволяющие эффективно отводить воду и снег из пятна контакта. Применяют также специальные профили ламелей, такие, как уже упоминавшиеся выше насосные.
Далее, «мягкость» резины, та самая, способствующая улучшенному сцеплению, оборачивается пониженной износостойкостью. Да-да, с одной стороны, увеличивая теплообмен, ламели помогают снизить износ резины, а с другой — делая поверхность шины более податливой, увеличивают его. Впрочем, износ хотя и увеличен по сравнению с неламелированной шиной, в итоге все равно меньше, чем у аналогичного колеса с мягкой резиной.
Чтобы бороться с этим явлением, применяют различные компромиссные решения. Например, иногда прорези идут не по всей ширине протектора, а только в его центральной части, не доходя до краев. А порой вертикальный профиль ламели делают зигзагообразным, тогда при возникновении усилий смежные боковые стороны ламелей смыкаются, «монолитизируя» поверхность покрышки.
В 90-х годах прошлого века появились так называемые «сотовые» ламели в виде шестиугольников. Они хорошо держат как продольные, так и боковые усилия на поверхность шины, при этом сохраняя необходимую жесткость. На иллюстрации справа показана шина ContiwinterContact TS 800 именно с таким типом ламелей.
Следующий на очереди минус ламелированных шин — снижение скоростных режимов для автомобиля. Впрочем, это просто еще одно неизбежное следствие мягкости резины, ведь такая шина сравнительно хуже держит форму, соответственно, хуже ведет себя на виражах и поворотах, у нее несколько ниже курсовая устойчивость. То есть любителей погонять с ветерком по снежной целине или мокрому асфальту ждет разочарование. Всех же остальных, не повернутых на адреналине, можно успокоить — для незапредельных скоростей шины ведут себя вполне предсказуемо.
Ну и еще один недостаток, не особо критичный, однако довольно некомфортный — это увеличение шума при движении. В самом деле, раз увеличивается число кромок, производящих микроудары при соприкосновении с дорогой, соответственно, увеличится и шум. Это тот недостаток, с которым, по большому счету, можно и смириться — в конце концов, шипованная резина ничуть не тише. Однако и тут производители пытаются найти какие-то решения, экспериментируя с различными формами и размерами ламелей. Разумеется, в рекламных текстах они утверждают, что уж в очередной-то новой модели уровень шума намного ниже, чем у предшественниц. Ну что ж, возможно, по сравнению с однотипными шинами это и так, но по сравнению с неламелированными шинами их фрикционные товарки все равно будут звучать громче, тут уж ничего не поделаешь.
Подводя общий итог, можно сказать следующее: ламели как конструктивный элемент протектора дают возможность производителям шин конструкторскими методами «программировать» физические свойства покрышки, позволяя находить оптимальный компромисс между жесткой и мягкой резиной. Безусловно, минусы у них есть, но в основном это недостатки, присущие не самим ламелям как таковым, а вообще шинам, изготовленным из мягкой резины, в сравнении с их жесткими аналогами. Преимущества же слишком очевидны, чтобы отказываться от такого удобного и сравнительно малозатратного способа улучшения зксплуатационных свойств шины.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📸 Видео
Нарезка зимней ламели грузовой шины.Скачать
Китайская шина в морозСкачать
Народный обзор шины Toyo GRG4Скачать
ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВСкачать
Всё Про ШИПОВКУ| Как Смотреть Б/У РЕЗИНУ? |Безшиповка |Ламели |ДержакСкачать